Роль работы с природным материалом во всестороннем развитии ребенка.
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Занимательность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления кошечки детям предлагают вначале посмотреть, где надо сделать отверстия для лап ( лапы должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие) , как прикрепить голову и другие детали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_raboty_s_prirodnym_materialom_vo_vsestoronnem.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

      Роль  работы с природным материалом во всестороннем

                                 развитии  ребенка.

Сказочно  богата природа. В любое время года она открывает свои прелести по- разному, давая  простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые  чувства в человеке. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Ты идешь домой, не спеша, не о чем не думая. Вокруг лужи  воды от подтаявшего снега небольшие  проталины, начинающие зеленеть. И вдруг на одной из таких проталин  ты увидишь нежный и хрупкий цветок – первый подснежник. Встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Но осуществив свой замысел, губишь цветок. Огорчению нет предела!

         Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы  потом  с накоплением жизненного  опыта и знаний  они  укреплялись в нас, преобразуясь в понимание красоты  леса, поля, цветка, природы в целом, чувство прекрасного. Ребенок бежит к маме с охапкой разных цветов. Удивитесь их сочетанию, восхититесь красотой, но не ограничивайтесь этим. Огорчитесь тем, что сорванные цветы быстро потеряют красоту. Это ваше огорчение  должен почувствовать ребенок, чтобы он унес с прогулки не только радость и восторг,  но и желание сохранить эту  красоту.

           Природный  материал сам по себе кладовая для  фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Работа с природным материалом заключает в себе  большие  возможности  сближения  ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Изготовление  поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а  с овладением навыками придет и ловкость в работе. С прогулки дети часто приносят желуди, камушки, веточки и т.д. Ребята  подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, обследуют.  Узнают, что орехи круглые, коричневые с бугристой поверхностью; желуди  овальные, блестящие, желтовато – коричневые и т.д. Встречи  с природой  расширяют представления детей об окружающем мире.

              Изготовление  поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко ломает поделку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает точность, а пальцы становятся более гибкими. Все это важно для подготовки руки  к письму, учебной деятельности в школе. Ручной труд  способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно  говоря,  идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой  мысли…»

         Большое влияние оказывает труд с природным материалом на  умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного  материала, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем, после усвоения этого процесса задания усложняются: детям показывают рисунок или фотографию поделки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного  анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу. Во время такой работы  создаются условия для развития не только  планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире,  в самом себе, в выработке новых знаний и умений.

             Занимательность  работы по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию у детей  внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное  внимание. Например,  во время изготовления кошечки  детям предлагают вначале посмотреть, где надо сделать отверстия для лап ( лапы должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие) , как прикрепить голову и другие детали.

                Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде есть всегда новизна, творческое  искание. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так – то просто сделать поделку: ее изготовление требует определенных  волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую – либо  работу: подобрать шишку нужной формы для создания ослика, шляпки из желудей для шапочки или соединить части поделки. Под  руководством взрослого ребенок  учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются  такие качества, как  целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

             Труд по  изготовлению поделок из природного материала  может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный  труд  приносит  детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом  общего дела. Большое  влияние коллективный труд  на формирование у дошкольников дружеских, доброжелательных  отношений, взаимопомощи, товарищества.

                При правильной  организации воспитательно–образовательного процесса, работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

                                                                              Третьякова Ю.О.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с природным материалом - эффективное средство всестороннего развития и воспитания детей.

Важность работы с природным материалом, для все стороннего развития ребёнка....

Роль работы с природным материалом для всестороннего развития детей

В работе описывается как организовать работу с детьми по изготовлению поделок из природного материала. А также взаимодействие с семьями воспитанников по данной теме. Так же предоставляется материал по...

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Консультация для воспитателей старших групп....

Консультация для воспитателей-Всестороннее развитие детей в работе с природным материалом

Консультация для воспитателей-Всестороннее развитие детей в работе с природным материалом...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде.Формирование интереса и любви к труду- одна из основных задач ...

Работа с природным материалом как один из факторов всестороннего развития детей дошкольного возраста

В данном материале рассматриваются некоторые аспекты работы с природным материалом в детском саду....