Конспект занятия по окружающему миру (технология "Сообщество")
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Афанасьева Елена Антоновна

Конспект занятия по технологии "Сообщество"

"Море и человек"

Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Проектный подход «Паутинка»

Возрастная группа:   Старшая

ГРУППОВОЙ СБОР 

Тема:  Море и человек.

Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозорапродолжать знакомить детей с морскими обитателями, способами взаимодействия человека с морем
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьмиПродолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
  • Развивающие задачи:

         Способствовать развитию любознательности;

        Развивать внимание детей;

  • Воспитательные задачи:

        Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;

        Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

       Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

  •    Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Предварительная работа: Просмотр видеофильмов, репродукций картин, иллюстраций, открыток на морскую тему. Беседа о море как среде обитания разных животных и растений. Чтение художественной литературы. Чтение и рассматривание научно-популярных иллюстрированных изданий для детей, знакомство с внешним видом и поведением отдельных морских обитателей.

Планируемые результаты:

Сформированность у детей начальных представлений представление о значении воды в жизни человека, о море, его разных состояниях, его обитателях, может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью

ШАГИ

Компоненты

технологии

  1. шаг

Групповой сбор.

Вхождение в тему.

Мотивация выбора темы

  • краткий подводящий диалог,
  • работа с Моделью трех вопросов.

  1. шаг

Планирование детской деятельности:

  • предложения детей /по модели 3–х вопросов/;
  • предложения родителей  /внесение в Перспективное планирование по теме проекта/;
  • планирование деятельности педагогами с учетом решения образовательных задач /индивидуально дифференцированный подход в организации деятельности педагогами, выбор детьми центров и партнеров/;

3 шаг

Утренний сбор:

  • обмен новостями,
  • планы на день,
  • обсуждение темы проектов,
  • работа по Модели 3-х вопросов

(Таблица 3)

Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капелька. Капелька хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,        

И стеклянной быть могу. (это загадка о воде)

В: Правильно. Ведь Капитошка - это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.)

– Попробуйте чистой пресной воды (дети пробуют).

– У нашей капельки есть подружка - синяя капелька. (показывает) Она тоже живёт в мире воды только солёной.

– Что же это за вода, соленая? Что это за мир соленой воды? Кому она нужна, как вы думаете?

– Конечно это моря и океаны.

– Капельки часто спорят, а иногда даже и ссорятся: кто из них нужнее, главнее, необходимей.  Давайте посмотрим на глобус и найдем на нем моря и океаны. Как мы можем найти моря и океаны? Как вы догадались что это моря и океаны? (Правильно водное пространство на карте изображено синим цветом.) Какого цвета больше на карте?

– На нашей планете, воды больше, чем суши. Это моря – большое водное пространство и океаны еще больше.

– Мы сегодня перенесёмся к морю и узнаем много интересного.

– Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное. В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. А у вас бывает такое настроение? Когда? Когда на душе спокойно? Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны. В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно опасным море бывает во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли.

Когда вы испытываете такое настроение? (Ответ детей)

4 шаг

Выбор деятельности ребенком по теме проекта

Презентация деятельности в Центрах активности в зависимости от:

  • модели 3-х вопросов;
  • интересов и потребностей детей;

(Таблица 2)

В наших центрах активности вас ожидает очень интересная работа:

* В центре математики  Вы сможете по схемам построить корабль из геометрических фигур и  составить свою схему корабля.

 * В центре искусства Елена Павловна покажет вам как можно нарисовать волны на море, его настроение с помощью расчесок и других предметов. 

 *  В центре науки и познания Марина Анатольевна  расскажет вам,  почему морские животные  не могут жить в пресной воде, и еще, что такое пищевые цепочки морских животных.

 * В центре экспериментирования -  Вы узнаете, почему соленая вода выталкивает предметы.

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

      Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде ( пресная вода – вода без соли).

* В центре движения ФИЗМИНУТКА «Морские приключения»

(движения выполняются в соответствии с текстом)

Ходят волны на просторе, Вы узнали - это море.

Чайка над волной взмывает, Чайка чайку догоняет.

Посмотрите, пароход по волнам плывёт вперёд.

Встал на мостик капитан, Смотрит здесь и смотрит там.

То в бинокль, то в трубу, Влево, вправо за корму.

Смотрит, смотрит капитан, Что такое это там?

Деревья необычные, к южному солнцу привычные.

Через море – океан Плывёт чудо – великан.

Фонтаны пускает, Кто его не знает?

А рядом вижу чьи-то спины. Плывут, плывут ко мне дельфины.

*В Центре кулинарии  вас  ждет Галина Павловна и она покажет вам, как делать бутерброды со шпротами, салат из крабовых палочек с морской капустой

5  шаг

Деятельность в Центрах активности

 /решение образовательных задач/

  • Средства,
  • Операции,
  • Действия

- обогащение активного словаря;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование первичных представлений о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- приобретение опыта в двигательной деятельности детей,

в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств.

Формирование образного представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.

6 шаг

Взрослый – ассистент

Педагог:

  • помощник,
  • ПАРТНЕР, 
  • Наблюдатель.

 Участие родителей  и старших детей и значимых взрослых в качестве АССИСТЕНТОВ

Взрослый – ассистент

Педагог может быть и помощником, партнером и наблюдателем.

Если необходима помощь, родители могут участвовать в качестве ассистента в Центрах Активности

7 шаг

Итоговый сбор

  • Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Какое занятие в проекте вам понравилось больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта?
  • Оценка действий детей (детьми) что хотел сделать – что получилось…
  • корректировка планов,
  • демонстрация достижений.

- Мы с вами собрались на итоговый сбор для того, чтобы узнать:

- В каких центрах вы успели побывать?

-  Чему сегодня научились?

- Кто узнал что-то новое для себя?

- Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

– Море – это еще и дом для рыб и морских растений, животных.

– Но весь этот мир необходимо беречь. Обитателям морей грозит опасность. Какая? Вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит?

– Правильно, загрязнение моря происходит потому, что некоторые люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю, ко всем его обитателям, считая, что чистой воды, свежего воздуха хватит всем и навсегда; что в морях никогда не переведутся стаи рыб и морских животных. Но это не так. Из-за того, что люди загрязняют моря, не берегут рыб, жестоко охотятся на китов, моржей, тюленей, многие из них оказались на грани исчезновения. Такие животные занесены в Красную книгу. Красная книга – печальная книга. Это предупреждение всем большим и маленьким: относитесь к природе с любовью, только тогда мы сможем сберечь ее богатство и красоту.

– В природе все взаимосвязано, если мы загрязняем море, всем его обитателям будет плохо, но плохо будет и нам людям.

– Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо нашим маленьким помощницам капелькам. Мы познакомились с миром соленой воды.

Все поработали успешно, но если вы что-то не успели, не расстраивайтесь, вы можете продолжить в свободное время.

Свои работы и достижения вы можете показать своим родителям, друзьям. (повесить на доску, выложить на стол. Спасибо всем!  Желаю удачи в дальнейшей работе!

Объявление для родителей

Найти информацию о свойствах воды, кто обитает в воде, для чего и кому  нужна вода.

Центры

Презентация

деятельности

Содержание деятельности

Материалы

Конечный результат

 Продукт деятельности

 Цели: - Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека

Задачи :развивать любознательность, общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к воде .

Центр познания и науки

Пищевые цепочки морских обитателей.

Рассматривание картинок морских животных.

Иллюстрации с морскими животными, схемы пищевых цепочек без стрелочек.

Пищевые цепочки со стрелочками.

Центр математики

Как составить схему корабля.

Рассматривание схем кораблей из геометрических фигур.

Готовые схемы, листы бумаги, карандаши, геометрические фигуры.

Схемы, нарисованные детьми.

Центр искусства

Изобразить «настроение» моря

Изображение моря с помощью расчесок.

Гуашь, клейстер, расчески с разными зубьями, салфетки.

Выставка продуктов деятельности детей

Центр кулинарии

Познакомить детей с технологией приготовления бутербродов и салата.

Изготовление  бутербродов с шпротами, салат с крабовыми палочками.

Посуда, батон, шпроты, крабовые палочки, рис, кукуруза.

Приготовление  салата, бутербродов,  угощение   своих товарищей

Центр движения

Разучивание движений игры

игра

 Фонограмма звуков моря.

П/и «Морские приключения»

Центр экспериментирования

Опыты с соленой водой

Доказать, что соленая вода плотнее пресной.

1.  2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.

2.     3 сырых яйца.

3.     Поваренная соль, ложка для размешивания

Проведение опыта с соленой водой самостоятельно.

Открытая площадка

Оборудование:

1.     2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.

2.     3 сырых яйца.

3.     Поваренная соль, ложка для размешивания.

      Опыт: Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно  утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

      Вывод:  Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает  предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...