Главные вкладки

    ООД по познавательному -развитию "Хвойные деревья Сибири"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Носкова Маргарита Викторовна

    Конспект занятия для старшей группы
    “Хвойные деревья Сибири”

     

     

    Ход занятия
    Дети сидят за столами

    • Ребята, как называется край, в котором мы живем?
    • А сейчас послушайте стихотворение.

    Мы живем в Сибири,
    Где тайга без конца.
    Где высокие сосны
    Тянутся в небеса.
    Где дремучие ели
    Словно стражи стоят,
    Где красивые пихты
    В глушь лесную манят.
    Где могучие кедры-богатыри
    Простирают над нами ветви свои.

    • Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)
    • Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)
    • Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края.
    • Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? (Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты).

    На доску помещается иллюстрация с изображением ели.

    • Какие деревья чаще всего соседствуют с елью? (С елью соседствует пихта)

    На доску помещается иллюстрация с изображением пихты.

    • Кажется, что эти деревья похожи, но все-таки у ели и пихты есть отличия, назовите их.
    • (Хвоя у пихты мягкая, плоская, а у ели хвоя колючая, четырехгранная. У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки. У пихты кора гладкая, светло-серая, а у ели темно-коричневая с трещинками)
    • Вы молодцы, я думаю, что теперь в лесу вы сможете отличить ель от пихты.
    • Какому хвойному дереву требуется больше всего солнечного света? (Сосне)

    На доску помещается иллюстрация с изображением сосны

    • А какое дерево чаще всего соседствует с сосной? (Кедр)

    На доску помещается иллюстрация с изображением кедра.

    • Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета)
    • Вы молодцы, знаете очень много о хвойных деревьях нашего края.
    • Но есть еще интересное хвойное дерево, которое часто встречается в сибирском лесу-это лиственница. (Рассказ ребенка)

    На доску помещается иллюстрация с изображением лиственницы летом, осенью и зимой.

    Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневый (показ).

    • Какой ответ вы можете дать на уже знакомую вам загадку “Зимой и летом одним цветом”? (Ель)
    • Только ли ель? (Сосна, кедр, пихта)
    • А почему мы не можем назвать лиственницу? (Потому, что поздней осенью хвоя у лиственницы желтеет и опадает)
    • Молодцы ребята, вы теперь сможете рассказать об этом необычном хвойном дереве родителям.
    • 1. Какими бывают камни?
    • -Ребята, рассмотрите камни внимательно, какие камни по форме, по поверхности, по температуре, по цвету, на ощупь.(Камни гладкие, шероховатый, разной формы — овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета, неровный, острый, теплый, холодный, тяжелый, легкий, маленькие, большие,).
    • 2. Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
    • От самого шероховатого до самого гладкого, от самого тяжелого к самому легкому; выложить из камней узоры.
    • 3. «Могут ли камни издавать звуки?»
    • - Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. Что вы услышали?
    • -Постучите разными камнями друг о друга.
    • -Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом. Ребята, с помощью камней можно сделать музыкальный инструмент – шумелку.
    • Дети стоят в кругу.
    • - Дети, отгадайте загадку:
    • «Зазвенели ручьи,
    • Прилетели грачи.
    • На ветках плотные комочки,
    • В них дремлют клейкие листочки.
    • Кто скажет, кто знает,
    • Когда это бывает?»    (весной)
    • - А сейчас какое время года?   (весна)
    • - Пригрело солнышко весной. Побежали ручейки …
    • /Дети садятся на стульчики/.
    • Проснулись …
    • Посмотрите и назовите, кто это?
    • /Дети называют: бабочка, жук, пчела, оса, муравей, муха, стрекоза, комар/.
    • - Как назвать всех одним словом?          (Насекомые)
    • - Кто из этих насекомых ползает, а кто прыгает, летает?
    • - Кто из насекомых больно жалит (пчела, оса), кусает (муха, муравей, комар)?
    • - Какие из насекомых жужжат? (жук) пищат? (комар)  
    • - Какую пользу приносит пчела? (мед)
    • - Предлагаю поиграть
    • Пальчиковая игра «Пчела»

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательное занятие "Деревья на добро щедры"

    Формирование в дошкольной группе такого качества характера как доброта, всегда было значимым для педагогов любого детского учреждения. Как правильно подойти к воспитанию у детей данного качества, каки...

    План-конспект НОД "Чудо-дерево Сибири".

    Конспект НОД по окружающему миру в рамках проекта "Моя малая родина - родное Приангарье"....

    Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"

    НОД по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить зн...

    Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"

    Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить знание о роли деревьев в жизни зверей и...

    Исследовательский познавательный проект "Дерево"

     Содействовать развитию экологического сознания дошкольников и формированию осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формированию у дошкольников элемен...

    НОД в подготовительной группе по познавательному развитию"Деревья на нашей площадке"

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждениедетский  сад»Ручеек»  р.п.Шаранга      Организация непосредственно-образова...

    Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)

    Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)Тамара Павловна Исаева Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (По...