ООД по познавательному -развитию "Хвойные деревья Сибири"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Носкова Маргарита Викторовна

Конспект занятия для старшей группы
“Хвойные деревья Сибири”

 

 

Ход занятия
Дети сидят за столами

  • Ребята, как называется край, в котором мы живем?
  • А сейчас послушайте стихотворение.

Мы живем в Сибири,
Где тайга без конца.
Где высокие сосны
Тянутся в небеса.
Где дремучие ели
Словно стражи стоят,
Где красивые пихты
В глушь лесную манят.
Где могучие кедры-богатыри
Простирают над нами ветви свои.

  • Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)
  • Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)
  • Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края.
  • Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? (Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты).

На доску помещается иллюстрация с изображением ели.

  • Какие деревья чаще всего соседствуют с елью? (С елью соседствует пихта)

На доску помещается иллюстрация с изображением пихты.

  • Кажется, что эти деревья похожи, но все-таки у ели и пихты есть отличия, назовите их.
  • (Хвоя у пихты мягкая, плоская, а у ели хвоя колючая, четырехгранная. У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки. У пихты кора гладкая, светло-серая, а у ели темно-коричневая с трещинками)
  • Вы молодцы, я думаю, что теперь в лесу вы сможете отличить ель от пихты.
  • Какому хвойному дереву требуется больше всего солнечного света? (Сосне)

На доску помещается иллюстрация с изображением сосны

  • А какое дерево чаще всего соседствует с сосной? (Кедр)

На доску помещается иллюстрация с изображением кедра.

  • Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета)
  • Вы молодцы, знаете очень много о хвойных деревьях нашего края.
  • Но есть еще интересное хвойное дерево, которое часто встречается в сибирском лесу-это лиственница. (Рассказ ребенка)

На доску помещается иллюстрация с изображением лиственницы летом, осенью и зимой.

Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневый (показ).

  • Какой ответ вы можете дать на уже знакомую вам загадку “Зимой и летом одним цветом”? (Ель)
  • Только ли ель? (Сосна, кедр, пихта)
  • А почему мы не можем назвать лиственницу? (Потому, что поздней осенью хвоя у лиственницы желтеет и опадает)
  • Молодцы ребята, вы теперь сможете рассказать об этом необычном хвойном дереве родителям.
  • 1. Какими бывают камни?
  • -Ребята, рассмотрите камни внимательно, какие камни по форме, по поверхности, по температуре, по цвету, на ощупь.(Камни гладкие, шероховатый, разной формы — овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета, неровный, острый, теплый, холодный, тяжелый, легкий, маленькие, большие,).
  • 2. Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
  • От самого шероховатого до самого гладкого, от самого тяжелого к самому легкому; выложить из камней узоры.
  • 3. «Могут ли камни издавать звуки?»
  • - Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. Что вы услышали?
  • -Постучите разными камнями друг о друга.
  • -Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом. Ребята, с помощью камней можно сделать музыкальный инструмент – шумелку.
  • Дети стоят в кругу.
  • - Дети, отгадайте загадку:
  • «Зазвенели ручьи,
  • Прилетели грачи.
  • На ветках плотные комочки,
  • В них дремлют клейкие листочки.
  • Кто скажет, кто знает,
  • Когда это бывает?»    (весной)
  • - А сейчас какое время года?   (весна)
  • - Пригрело солнышко весной. Побежали ручейки …
  • /Дети садятся на стульчики/.
  • Проснулись …
  • Посмотрите и назовите, кто это?
  • /Дети называют: бабочка, жук, пчела, оса, муравей, муха, стрекоза, комар/.
  • - Как назвать всех одним словом?          (Насекомые)
  • - Кто из этих насекомых ползает, а кто прыгает, летает?
  • - Кто из насекомых больно жалит (пчела, оса), кусает (муха, муравей, комар)?
  • - Какие из насекомых жужжат? (жук) пищат? (комар)  
  • - Какую пользу приносит пчела? (мед)
  • - Предлагаю поиграть
  • Пальчиковая игра «Пчела»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревья на добро щедры"

Формирование в дошкольной группе такого качества характера как доброта, всегда было значимым для педагогов любого детского учреждения. Как правильно подойти к воспитанию у детей данного качества, каки...

План-конспект НОД "Чудо-дерево Сибири".

Конспект НОД по окружающему миру в рамках проекта "Моя малая родина - родное Приангарье"....

Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"

НОД по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить зн...

Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"

Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить знание о роли деревьев в жизни зверей и...

Исследовательский познавательный проект "Дерево"

 Содействовать развитию экологического сознания дошкольников и формированию осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формированию у дошкольников элемен...

НОД в подготовительной группе по познавательному развитию"Деревья на нашей площадке"

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждениедетский  сад»Ручеек»  р.п.Шаранга      Организация непосредственно-образова...

Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)

Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)Тамара Павловна Исаева Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (По...