Познавательное занятие "Деревья на добро щедры"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Формирование в дошкольной группе такого качества характера как доброта, всегда было значимым для педагогов любого детского учреждения. Как правильно подойти к воспитанию у детей данного качества, какие найти методы и приемы, оптимальные пути для сформированности и развития доброты у детей дошкольного возраста? Задача педагога создать все необходимые условия, позволяющие воздействовать на всестороннее развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: « ДЕРЕВЬЯ НА ДОБРО ЩЕДРЫ »
РАЗРАБОТАЛИ
ст. воспитатель
Тарасова
Елена Александровна
учитель-логопед
Середина
Елена Валерьевна
п. ИВНЯ 2015г.
ВВЕДЕНИЕ.
Формирование в дошкольной группе такого качества характера как доброта, всегда было значимым для педагогов любого детского учреждения. Как правильно подойти к воспитанию у детей данного качества, какие найти методы и приемы, оптимальные пути для сформированности и развития доброты у детей дошкольного возраста? Задача педагога создать все необходимые условия, позволяющие воздействовать на всестороннее развитие ребенка.
Продуктивные виды деятельности имеют большой потенциал в формировании положительных качеств личности.
В нашем учреждении в рамках месячника «Дни добра», старшим воспитателем и учителем – логопедом, было разработано и проведено познавательное занятие «Деревья». Развитие доброты у детей в процессе познавательного вида деятельности, опираясь на изобразительную, трудовую, музыкальную, приводит к позитивным изменениям качеств личности. При этом особую актуальность приобретает своеобразное сочетание дидактических принципов, методов и приемов воздействия.
Познавательное занятие «Деревья», мы построили с учетом дидактических принципов:
1.Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в познавательную деятельность. Данный принцип предполагает предварительное использование таких методов и приемов, как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдение.
2.Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период. Этот принцип позволяет воспитывать духовно-нравственные качества; предполагает просмотр картин, иллюстраций; наблюдение за природой (деревьями); посещение парка, леса, уголка природы.
3.Принцип систематичности и последовательности, реализуемые
через постепенную познавательную, трудовую деятельность детей. Нравственные качества личности развиваются в повседневной деятельности через наблюдение, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных исполнений. Проводимая работа ориентирована на происходящие изменения в природе (связанные с деревьями) и события в социальной жизни.
При проведении познавательного занятия учитывались индивидуально-личностные, психофизиологические особенности детей. Для этого проводились: физ. минутка, игра на развитие тактильных ощущений и психических процессов (памяти, внимания, мышления), прослушивание музыкальных произведений.
Предлагаем вашему вниманию конспект познавательного занятия «Деревья» для детей старшего дошкольного возраста, вошедшего в цикл проводимых мероприятий «Дни добра» в нашем центре.
Познавательное занятие
в старшей дошкольной группе.
Тема: «Деревья на добро щедры».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Закрепить знание детей о природе, деревьях. Уточнить с детьми, из каких частей состоят деревья. Дать знания о деревьях, которые растут в жарких странах и на холодном Севере.
2.Обогащать словарь за счет слов: береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан;
крона, корень, ветки, ствол, годовые кольца. Расширять познания детей о пользе деревьев.
3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности: доброту, любознательность, бережное отношение к природе; развивать познавательные способности, кругозор, психические процессы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1) картинки с изображением деревьев для описания (береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан);
2) пейзажные картины: И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесные дали»; А.И.Куинджи «Березовая роща».
3) поощрительные жетоны в форме деревьев, медаль «Знаток природы»;
4) «Чудесный мешочек» с листьями, вырезанными из картона; корзина с плодами (желудь, каштан, сосновые и еловые шишки, березовые сережки).
5) детская энциклопедия «ЧТО ЕСТЬ ЧТО. Деревья»;
6) компьютер, альбом-пособие «Виды деревьев».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Экскурсии в лес, парк, в зимний сад центра, с целью развития умения различать деревья по веткам, листьям, плодам. Просмотр красочных иллюстраций, сюжетных картин для наблюдения изменений, происходящих с деревьями в природе. Чтение рассказов, стихотворений о природе, деревьях: С.Е.Есенин «Белая береза», А.Прокофьев «Русская береза», детская энциклопедия «Что Есть Что. Деревья». Индивидуальные занятия с детьми по электронной версии логопедического альбома-пособия по теме: «Виды деревьев». Изобразительная деятельность детей: рисование деревьев
(Самостоятельный выбор детей: «Прислушайся к себе и размышляй») в музыкальном сопровождении IV симфонии П.И.Чайковского.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
- Дети, на нашем занятии сегодня мы поговорим о природе. А о чем именно отгадайте, задавая мне вопросы.
Вопросы детей: - Это небо? Это море? Это птица? Это дерево?
-Да, это дерево. Теперь отгадайте загадку: Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
- Молодцы, сумели отгадать и слово и загадку, именно деревья несут столько хорошего, полезного, доброго нам - людям.
2.Основная часть занятия.
1.Рассказ о частях, из которых состоит дерево.
(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).
- Назовите эти деревья (береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан).
ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.
- Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.
- Какую пользу приносят корни дереву?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
- Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.
(Рассматривание двух картин с изображением березок).
- Юра, покажи ствол у этих деревьев. На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? (ответы детей)
- А, кто из вас может рассказать стихотворение о русской березке?
2.Чтение стихотворения наизусть.
Стихотворение А.Прокофьева «Русская березка»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
- Ребята, как вы думаете, о чем пишет автор стихотворения: «Березка в белом сарафанчике»? (о коре)
- Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых).
- Весной кора становится светлой, мягкой, нежной.
Осенью – темнее и тверже.
Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.
3. Определение возраста дерева по годичным кольцам.
Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева. Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву.
(Ответы детей).
-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.
Дети, какую форму имеют кроны деревьев?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы: дуба, березы, каштана, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.
- Ребята, во время экскурсии в лес, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья?
Какого цвета бывают листья? (Слушаю ответы, показываю листья)
ЛИСТ – источник жизни на планете.
- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.
3.Сюрпризный момент. Игра.
Стук в дверь. В гости на занятие пришел старичок – лесовичок.
Игра «Узнай листок».
В «Чудесном мешке» листья разных деревьев, вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит, и крепят его на магнитную доску.
Игра «С какой ветки детки?».
Старичок - лесовичок предлагает детям с закрытыми глазами, на ощупь определить плод и сказать какому дереву он принадлежит. ( Угадав, дети крепят плоды к соответствующим листочкам на магнитной доске).
Старичок – лесовичок объявляет победителя и награждает его медалью «Знаток природы».
4. Знакомство с деревьями жарких стран и крайнего севера.
-Ребята наше занятие продолжается. Мы с вами поговорили о деревьях, которые растут в нашей местности. Теперь я вам расскажу о деревьях, которые растут там, где много влаги, света и тепла, и нет зимы – в тропиках. Там растут папоротники и пальмы, их листья на длинных черенках собраны в пучок метелками. Давайте вместе посмотрим на компьютере, как выглядят эти растения (просмотр электронной версии альбома- пособия «Виды деревьев»).
- ФИКУС-УДУШИТЕЛЬ имеет высоту 3 – 100 м. Его воздушные корни охватывают дерево и сдавливают со всех сторон ствол, поэтому и называют его фикус - удушитель. Но это в жарких странах, а на холодном Севере в Арктике выживают только карликовые деревья – ПОЛЯРНАЯ ИВА – ее высота лишь несколько сантиметров. (Показываю высоту ладонью от стола)
- Какой вывод можно сделать из этого, ребята?
Какие деревья бывают по высоте? (высокие, низкие, карликовые)
- Давайте представим себе, что мы с вами деревья.
5. ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так листья летят с высоты.
И как они лягут,
Мы тоже покажем-
Руки сложить мы должны.
6. Беседа о пользе деревьев.
Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
Деревья приносят большую пользу:
- их свежая зелень украшает города и селения;
- от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
- они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
- деревья дают древесину;
- они служат топливом;
- из дерева делают мебель, бумагу;
- плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
- деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
- Посмотрите, вот у меня чудесная книга. Как она называется? («ЧТО ЕСТЬ ЧТО. Деревья»). На следующем занятии мы с вами продолжим ее читать и узнаем, как образуется уголь из деревьев; янтарь, из которого делают украшения; как из деревьев делают бумагу и много еще интересного.
-Вот видите, сколько добра и пользы приносят нам деревья. Люди не могут обойтись без них. Деревья надо охранять и беречь. Они дают нам все для жизни и требуют от нас бережного отношения к себе.
7. Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)
-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
- не вырубать, не ломать деревья;
- не разжигать в лесу костры;
- не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
- поливать плодовые деревья, обкапывать их;
- вовремя обрезать, белить деревья в садах.
- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
8.Рассматривание и описание картин.
-Давайте посмотрим на эти пейзажные картины и подумаем, какие чувства у нас вызывает природа, изображенная на них?
(звучит IV симфония П.И.Чайковского).
(Ответы детей).
-Да, ребята я с вами полностью согласна. Нас окружает удивительный мир-лес, небо, солнце, птицы, деревья. Это природа! Она щедра и бескорыстна. Именно она вызывает у нас чувство любви, гордости и красоты. Мы всегда должны помнить о том, сколько добра и пользы она нам приносит. Берегите деревья, ведь деревья на добро щедры!
3.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? О каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих в жарких странах и на холодном севере?
(Ответы детей)
- Всем спасибо. Занятие окончено.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
1. Для проведения занятия были созданы все необходимые условия:
А) подобран и рационально размещен необходимый раздаточный и демонстрационный материал;
Б) проведена предварительная работа с детьми: беседа, организация наблюдений, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность с музыкальным сопровождением, рассматривание иллюстраций, экскурсии, индивидуальная работа с детьми.
В) обеспечены соответствующие санитарные нормы и требования:
-перед проведением занятия проведена влажная уборка, проветривание кабинета;
-предусмотрена смена динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, стоя у доски), организована физ.минутка, игра.
2.На протяжении занятия были реализованы поставленные задачи:
-дети закрепили свои знания о природе, деревьях, пополнили свой словарный запас, расширили свои познания о пользе деревьев; познакомились с деревьями
жарких стран и холодного севера.
-развивались познавательные способности детей, психические процессы, расширялся кругозор;
- воспитывались духовно-нравственные качества личности ребенка.
3.Длительность занятия соответствовала санитарно-гигиеническим нормам, учитывались возрастные особенности детей, была организована смена деятельности детей в течение занятия.
4. Использовалась индивидуальная и коллективная форма работы с детьми.
5. На протяжении всего занятия были использованы разнообразные методы и приемы (игровые приемы, приемы привлечения внимания и сохранения интереса детей, приемы активизации самостоятельного мышления, прием подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания);
6. В процессе занятия дети были активны, проявляли инициативу, сохраняли интерес, сосредотачивались при выполнении заданий, проявляли творчество и сообразительность. Выбранные методы и приемы работы с детьми способствовали прочному усвоению программного содержания.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.,1991.
3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями.М., 1991.
4. Мир природы и ребенок. СПб.,1998.
5. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. СПб.,1998.
6. Лучич М.В. Детям о природе. М., 1998.
7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве. М., 2004.
8. С.Есенин. Стихотворения. М., 2005.
9. А.Прокофьев. Стихотворения. М., 2002.
10. Детская энциклопедия «Что Есть Что. Деревья». М., 2002.
Приложение фотографий:
1.ПОСЕЩЕНИЕ ЗИМНЕГО САДА ЦЕНТРА.
2.ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС
3.ПРОСМОТР ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ
«ВИДЫ ДЕРЕВЬЕВ» В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ.
4.ПРОСМОТР КРАСОЧНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ «ЧАСТИ ДЕРЕВА».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие "Воспитание добрых чувств"
Данный конспект позволит дать детям понятие о добре и зле. Художественное и музыкальное произведения и игровые задания помогут детям сформировать эмоциональные чувства....
Осеннее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Добрый, щедрый урожай»
Осеннее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Добрый, щедрый урожай»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/17/picture-405753-1679065015.jpg)
Конспект НОД по ОО познавательное развитие РЭМП Добрый доктор Айболит
Закрепление количественного и порядкового счёта, сравнение группы предметов,Названия геометрических фигур, Временных представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/10/picture-723423-1449775305.jpg)
Познавательное развлечение «Наш добрый помощник — Божья коровка»
Рассказова Ольга Валентиновна Познавательное развлечение «Наш добрый помощник — Божья коровка»Познавательное развлечение «Наш добрый помощник – «Божья коровка»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-371723-1478776334.jpg)
Сценарий познавательно - развлекательного занятия "Добрый доктор стоматолог".
Первый раз для детей с ограниченными возможностями было проведено занятие ко " Дню стоматолога". На занятии использованы игровые задания, кукольный театр и видео для малышей о добром стоматологе. Заня...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-617942-1428325944.jpg)
Конспект занятия (познавательное развитие) "Планета добра" в старше-подготовительной группе
Цель: уточнить представления о понятиях: «добро», «зло», их важность в жизни людей.Задачи:Образовательные:Совершенствовать знания детей о понятии «добро» .Упр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-734040-1452447038.jpg)
Познавательно -творческий проект "Осень - щедрая пора"
Методическая разработка по ознакомлению детей средней группы с осенними явлениями...