Познавательное занятие "Деревья на добро щедры"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Середина Елена Валерьевна

Формирование в дошкольной группе такого качества характера как доброта, всегда было значимым для педагогов любого детского учреждения. Как правильно подойти к воспитанию у детей данного качества, какие найти методы и приемы, оптимальные пути для сформированности и развития доброты у детей дошкольного возраста? Задача педагога создать все необходимые условия, позволяющие воздействовать на всестороннее развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: « ДЕРЕВЬЯ НА ДОБРО ЩЕДРЫ »

 

                                                                    РАЗРАБОТАЛИ

                                                            ст. воспитатель

                                                            Тарасова

                                                               Елена Александровна

                                                                       учитель-логопед

                                                           Середина

                                                            Елена Валерьевна

п. ИВНЯ 2015г.

ВВЕДЕНИЕ.

   Формирование в дошкольной группе такого качества характера как доброта, всегда было значимым для педагогов любого детского учреждения. Как правильно подойти к воспитанию у детей данного качества, какие найти методы и приемы, оптимальные пути для сформированности и развития доброты у детей дошкольного возраста? Задача педагога создать все необходимые условия, позволяющие воздействовать на всестороннее развитие ребенка.

  Продуктивные виды деятельности имеют большой потенциал в формировании положительных качеств личности.

  В нашем учреждении в рамках месячника «Дни добра», старшим воспитателем и учителем – логопедом, было  разработано и проведено познавательное занятие «Деревья». Развитие доброты у детей в процессе познавательного вида деятельности, опираясь на изобразительную, трудовую, музыкальную, приводит к позитивным изменениям качеств личности. При этом особую актуальность приобретает своеобразное сочетание дидактических принципов, методов и приемов воздействия.

  Познавательное занятие «Деревья», мы построили с учетом дидактических принципов:

1.Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в познавательную деятельность. Данный принцип предполагает предварительное использование таких методов и приемов, как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдение.

2.Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период. Этот принцип позволяет воспитывать духовно-нравственные качества; предполагает просмотр картин, иллюстраций; наблюдение за природой (деревьями); посещение парка, леса, уголка природы.

3.Принцип систематичности и последовательности, реализуемые

через постепенную познавательную, трудовую деятельность детей. Нравственные качества личности развиваются в повседневной деятельности через наблюдение, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных исполнений. Проводимая работа ориентирована на происходящие изменения в природе (связанные с деревьями) и события в социальной жизни.

  При проведении познавательного занятия учитывались индивидуально-личностные, психофизиологические особенности детей. Для этого проводились: физ. минутка, игра на развитие тактильных ощущений и психических процессов (памяти, внимания, мышления), прослушивание музыкальных произведений.

 

  Предлагаем вашему вниманию конспект познавательного занятия «Деревья»  для детей старшего дошкольного возраста, вошедшего в цикл проводимых мероприятий «Дни добра» в нашем центре.

Познавательное занятие

в старшей  дошкольной группе.

Тема: «Деревья на добро щедры».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Закрепить знание детей о природе, деревьях. Уточнить с детьми, из каких частей состоят деревья.  Дать знания о деревьях, которые растут в жарких странах и на холодном Севере.

2.Обогащать словарь за счет слов: береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан;

  крона, корень, ветки, ствол, годовые кольца.  Расширять познания детей о пользе деревьев.

3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности: доброту, любознательность, бережное отношение к природе; развивать познавательные способности, кругозор, психические процессы.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

1) картинки с изображением деревьев для описания (береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан);

2) пейзажные картины: И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесные дали»; А.И.Куинджи «Березовая роща».

3) поощрительные жетоны в форме деревьев, медаль «Знаток природы»;

4) «Чудесный мешочек» с листьями, вырезанными из картона; корзина с плодами (желудь, каштан, сосновые и еловые шишки, березовые сережки).

5) детская энциклопедия «ЧТО ЕСТЬ ЧТО. Деревья»;

6) компьютер, альбом-пособие «Виды деревьев».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Экскурсии  в лес, парк, в зимний сад  центра, с целью развития умения различать деревья по веткам, листьям, плодам. Просмотр красочных иллюстраций, сюжетных картин для наблюдения изменений, происходящих с деревьями в природе. Чтение рассказов, стихотворений о природе, деревьях: С.Е.Есенин «Белая береза», А.Прокофьев «Русская береза», детская энциклопедия «Что Есть Что. Деревья». Индивидуальные занятия с детьми по электронной версии логопедического альбома-пособия по теме: «Виды деревьев». Изобразительная деятельность детей: рисование деревьев

 (Самостоятельный выбор детей: «Прислушайся к себе и размышляй») в музыкальном сопровождении  IV симфонии П.И.Чайковского.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

- Дети, на нашем занятии сегодня мы поговорим о природе. А о чем именно отгадайте, задавая мне вопросы.

Вопросы детей: - Это небо? Это море? Это птица? Это дерево?

-Да, это дерево. Теперь отгадайте загадку: Весной веселит,

                                                                        Летом холодит,

                                                                        Осенью питает,

                                                                        Зимой согревает. (Дерево)

- Молодцы, сумели отгадать и слово и загадку, именно деревья несут столько хорошего, полезного, доброго нам - людям.

2.Основная часть занятия.

1.Рассказ о частях, из которых состоит дерево.

(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).

- Назовите эти деревья (береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан).

  ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.

 - Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).

(Ответы  детей. Дополнение, обобщение.)

- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

- Какую пользу приносят корни дереву?

 (Ответы  детей. Дополнение, обобщение.)

 КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

 (Ответы  детей. Дополнение, обобщение.)

  СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

- Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.

 (Рассматривание двух картин с изображением березок).

 - Юра, покажи ствол у этих деревьев. На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? (ответы детей)

- А, кто из вас может рассказать стихотворение о русской березке?

  2.Чтение стихотворения  наизусть.                          

Стихотворение А.Прокофьева «Русская березка»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

- Ребята, как вы думаете, о чем пишет автор стихотворения: «Березка в белом сарафанчике»? (о коре)

  - Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего?  (от высыхания, от насекомых).

   - Весной кора становится светлой, мягкой, нежной.

    Осенью – темнее и тверже.

    Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.

  3. Определение возраста дерева по годичным кольцам.

 Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева. Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву.

(Ответы детей).

-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

 Дети, какую форму имеют кроны деревьев?

(Ответы  детей. Дополнение, обобщение.)

  КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы: дуба, березы, каштана, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных   ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.

 - Ребята, во время экскурсии в лес, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы  бывают листья?

   Какого цвета бывают листья?  (Слушаю ответы, показываю листья)

  ЛИСТ – источник жизни на планете.

- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

3.Сюрпризный момент. Игра.

   Стук в дверь. В гости на занятие пришел старичок – лесовичок.

Игра «Узнай листок».

  В «Чудесном мешке» листья разных деревьев, вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит, и крепят его на магнитную доску.

 Игра «С какой ветки детки?».

 Старичок - лесовичок предлагает детям с закрытыми глазами, на ощупь определить плод и сказать какому дереву он принадлежит. ( Угадав, дети крепят плоды к соответствующим листочкам на магнитной доске).

 Старичок – лесовичок объявляет победителя и награждает его медалью «Знаток природы».

4. Знакомство с  деревьями  жарких стран и крайнего севера.

-Ребята наше занятие продолжается. Мы с вами поговорили о деревьях, которые растут в нашей местности. Теперь я вам расскажу о деревьях, которые растут там, где много влаги, света и тепла, и нет зимы – в тропиках.  Там растут папоротники и пальмы, их листья на длинных черенках собраны в пучок метелками. Давайте вместе посмотрим на компьютере, как выглядят эти растения (просмотр электронной версии альбома- пособия «Виды деревьев»).

  - ФИКУС-УДУШИТЕЛЬ имеет высоту  3 – 100 м. Его воздушные корни охватывают дерево и сдавливают со всех сторон ствол, поэтому и называют его фикус - удушитель. Но это в жарких странах, а на холодном Севере в Арктике выживают только карликовые деревья – ПОЛЯРНАЯ ИВА – ее высота лишь несколько сантиметров. (Показываю высоту ладонью от стола)

 - Какой вывод можно сделать из этого, ребята?

   Какие деревья бывают по высоте?  (высокие, низкие, карликовые)

- Давайте представим себе, что мы с вами  деревья.

 5. ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Руки как ветки,

А мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так листья летят с высоты.

И как они лягут,

Мы тоже покажем-

Руки сложить мы должны.

6. Беседа о пользе деревьев.

Как вы думаете, какую еще пользу  приносят  деревья?    (Ответы  детей. Дополнение, обобщение.)

Деревья приносят большую пользу:

  • их свежая зелень украшает города и селения;
  • от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
  • они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
  • деревья дают древесину;
  • они служат топливом;
  • из дерева делают мебель, бумагу;
  • плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
  • деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

- Посмотрите, вот у меня чудесная книга. Как она называется? («ЧТО ЕСТЬ ЧТО.  Деревья»). На следующем занятии мы с вами продолжим ее читать и узнаем, как образуется уголь из деревьев; янтарь, из которого делают украшения; как из деревьев делают бумагу и много еще интересного.

-Вот видите, сколько добра и пользы  приносят нам деревья. Люди не могут обойтись без них. Деревья  надо охранять и беречь. Они дают нам все для жизни и требуют от нас бережного отношения к себе.

    7. Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы  детей. Дополнение, обобщение.)

  • не вырубать, не ломать деревья;
  • не разжигать в лесу костры;
  • не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
  • поливать плодовые деревья, обкапывать их;
  • вовремя обрезать, белить деревья в садах.

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

8.Рассматривание и описание картин.

 -Давайте посмотрим на эти пейзажные картины и подумаем, какие чувства у нас вызывает природа, изображенная на них?

(звучит  IV симфония П.И.Чайковского).

(Ответы детей).

-Да, ребята я с вами полностью согласна. Нас окружает удивительный мир-лес, небо, солнце, птицы, деревья. Это природа! Она щедра и бескорыстна. Именно она вызывает у нас чувство любви, гордости и красоты. Мы всегда должны помнить о том, сколько добра и пользы она нам приносит. Берегите деревья, ведь деревья на добро щедры!

3.ИТОГ ЗАНЯТИЯ. 

- Ребята, наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? О каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих в жарких странах и на холодном севере?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 (Ответы детей)

- Всем спасибо. Занятие окончено.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       1. Для проведения занятия были созданы все необходимые условия:

А) подобран и рационально размещен необходимый раздаточный и демонстрационный материал;

Б) проведена предварительная работа с детьми: беседа, организация наблюдений, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность с музыкальным сопровождением, рассматривание иллюстраций, экскурсии, индивидуальная работа с детьми.

В) обеспечены соответствующие санитарные нормы и требования:

-перед проведением занятия проведена влажная уборка, проветривание кабинета;

-предусмотрена смена динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, стоя у доски), организована физ.минутка, игра.

 2.На протяжении занятия были реализованы поставленные задачи:

  -дети  закрепили свои знания о природе, деревьях, пополнили свой словарный запас, расширили свои познания о пользе деревьев; познакомились с деревьями

жарких стран и холодного севера.

 -развивались познавательные способности детей, психические процессы, расширялся кругозор;

- воспитывались духовно-нравственные качества личности ребенка.

3.Длительность занятия соответствовала санитарно-гигиеническим нормам, учитывались возрастные особенности детей, была организована смена деятельности детей в течение занятия.

4. Использовалась индивидуальная и коллективная форма работы с детьми.

5. На протяжении всего занятия были использованы разнообразные методы и приемы (игровые приемы, приемы привлечения внимания и сохранения  интереса детей, приемы активизации самостоятельного мышления, прием подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания);

 6. В процессе занятия дети были активны, проявляли инициативу, сохраняли интерес, сосредотачивались при выполнении заданий, проявляли творчество и сообразительность. Выбранные методы и приемы работы с детьми способствовали прочному усвоению программного содержания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.,1991.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с    

    растениями.М., 1991.

4. Мир природы и ребенок. СПб.,1998.

5. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. СПб.,1998.

6. Лучич М.В. Детям о природе. М., 1998.

7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

    детстве. М., 2004.

8. С.Есенин. Стихотворения. М., 2005.

9. А.Прокофьев. Стихотворения. М., 2002.

10. Детская энциклопедия «Что Есть Что. Деревья». М., 2002.

Приложение фотографий:

1.ПОСЕЩЕНИЕ  ЗИМНЕГО  САДА  ЦЕНТРА.                                 

2.ЭКСКУРСИЯ  В  ЛЕС

3.ПРОСМОТР ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ

«ВИДЫ ДЕРЕВЬЕВ» В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ.

4.ПРОСМОТР КРАСОЧНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ «ЧАСТИ ДЕРЕВА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Воспитание добрых чувств"

Данный конспект позволит дать детям понятие о добре и зле. Художественное и музыкальное произведения и игровые задания помогут детям сформировать эмоциональные чувства....

Осеннее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Добрый, щедрый урожай»

Осеннее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Добрый, щедрый урожай»...

Конспект НОД по ОО познавательное развитие РЭМП Добрый доктор Айболит

Закрепление количественного и порядкового счёта, сравнение группы предметов,Названия геометрических фигур, Временных представлений...

Познавательное развлечение «Наш добрый помощник — Божья коровка»

Рассказова Ольга Валентиновна Познавательное развлечение «Наш добрый помощник — Божья коровка»Познавательное развлечение «Наш добрый помощник – «Божья коровка»....

Сценарий познавательно - развлекательного занятия "Добрый доктор стоматолог".

Первый раз для детей с ограниченными возможностями было проведено занятие ко " Дню стоматолога". На занятии использованы игровые задания, кукольный театр и видео для малышей о добром стоматологе. Заня...

Конспект занятия (познавательное развитие) "Планета добра" в старше-подготовительной группе

Цель: уточнить представления о понятиях: «добро», «зло», их важность в жизни людей.Задачи:Образовательные:Совершенствовать знания детей о понятии «добро» .Упр...

Познавательно -творческий проект "Осень - щедрая пора"

Методическая разработка по ознакомлению детей средней группы с осенними явлениями...