План-конспект НОД "Чудо-дерево Сибири".
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

Конспект НОД по окружающему миру в рамках проекта "Моя малая родина - родное Приангарье".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tselevoy_progulki_chudo_-_derevo_sibiri.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

                      Сценарий организации образовательной деятельности.

                                      Целевая прогулка по лесу.

(Если нет возможности провести занятие на свежем воздухе, то необходимо иметь мультимедийное оборудование со всеми необходимыми изображениями).

Тема: «Чудо-дерево Сибири».

Цель: обобщать и закреплять знания детей о сибирских лесах.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её;

-познакомить детей с чудо-деревом сибирского леса – кедром, его целебными свойствами;

-закреплять названия деревьев, учить различать виды деревьев их значение в жизни человека;

-дать представление о тайге;

-подвести к пониманию необходимости соблюдения правил безопасности в лесу.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать в коллективе, пытливость, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому, отзывчивость, аккуратность, ответственность, желание помочь ближнему в беде.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: конверт с изображением Незнайки, кедровая веточка с шишками, еловая веточка с шишками и веточка лиственницы, карточки с изображением соболя, бурундука и кедровки.

Раздаточные: кедровые орешки, соль.

Предварительная работа: беседы и рассматривание иллюстраций деревьев сибирского леса; животных, обитающих в нем; иллюстрации ягод и грибов, разгадывание загадок о деревьях и животных, слушание стихов о природе, беседы о соблюдении правил безопасности в лесу.

                                                      Ход НОД:

В группе.

Привлечь внимание детей:

- Ребята, посмотрите, нам почтальон принес сегодня письмо. Скажите, от кого оно? (От Незнайки). Незнайка пишет, что он приболел, а помочь ему могут только плоды одного волшебного дерева, которое растет в сибирских лесах. Незнайка забыл, как оно называется, но отправил нам веточку с этого дерева, чтобы нам было легче его найти. Вот она (показываю кедровую веточку), рассмотрите её, потрогайте, есть на ней листочки? (Нет, вместо листочков – иголочки). Эти иголочки называются хвоя, ощутите ее аромат. (Душистый, ароматный, приятный). Если на веточке хвоя, значит и дерево хвойное. Как вы считаете, справимся мы с просьбой Незнайки, сможем найти такое дерево? (Да, сможем). Куда нам нужно идти, где растет много деревьев? (В лесу). Верно, а знаете ли вы, как нужно правильно вести себя на природе и в лесу? Давайте проверим. Д/и «Можно-нельзя»:

Гулять по лесу, разорять птичьи гнезда, ломать ветки деревьев, отдыхать на пеньке, бросать мусор в лесу, ходить в лес одному, есть незнакомые ягоды, кувыркаться в траве, уходить далеко от детей и взрослого.

-Ну, что ж, я вижу, что вы готовы к прогулке по лесу. Тогда – вперед!

В лесу.

Добрый лес, старый лес,

Полный сказочных чудес!

Мы гулять идем сейчас

И зовем с собою вас.

Ждут нас на лесной опушке

Птицы, бабочки, зверушки,

Паучок на паутинке,

И кузнечик на травинке!

-И вот мы с вами добрались до леса. Посмотрите, как здесь красиво! Какие деревья вы видите? (Березы, осинки). Как называется такой лес? (Лиственный). Посмотрите, как здесь красиво, чисто, светло, солнечно, спокойно, вдохните глубоко-глубоко, будто вы хотите весь воздух в лесу втянуть в себя и нисколечко не оставить, наберите полные легкие воздуха и выдохните через рот, и еще разочек. Чувствуете, какой чистый и свежий воздух? Прислушайтесь, что вы слышите? (Шум ветра в листьях деревьев, пение птиц, стучит дятел). Какое у вас настроение, когда вы гуляете по лесу? (Выслушать ответы детей). В лесу живет много птиц и зверей (хорошо, если удастся увидеть белку, бурундука, дятла и т.п.), только они все заняты делами, ведь уже осень и пора делать запасы еды на зиму, а еще они прячутся от нас, потому что думают, что мы можем их обидеть. В лесу сейчас много ягод и грибов, какие ягоды и грибы есть в наших лесах? (Ответы детей. Хорошо, если удастся их найти). Есть и ядовитые грибы, например, мухоморы, их брать не надо, но можно ли их пинать ногами, как делают многие? (Ответы детей). Нет, ни в коем случае нельзя, мухоморы – это лекарство для лосей. А кто знает, чем еще любят полакомиться лоси? (Ответы детей). Верно, лоси очень любят соль, но где же ему найти ее в лесу? Давайте оставим для лося угощение, я дам вам каждому немного соли, сыпьте ее на пенек, лось найдет соль по запаху, угостится и скажет нам: «Спасибо».

-Скажите, ребята, а найдем ли мы в этом лесу нужное нам дерево? (Ответы детей). Нет, не найдем, потому что здесь лиственные деревья, а нам нужно хвойное. (Тогда мы идем дальше и видим, как среди березок появляются елочки и другие хвойные деревья). Какие деревья теперь вы видите? (Деревья с листьями и хвойные). Правильно, это смешанный лес. (Подошли к большой ели). Что это за дерево? (Ответы детей). Пока это дерево растет в лесу, оно называется ель, а срубленная и поставленная дома – елка. Каждый год повелось с давних пор ставить елку дома, как вы думаете, это хорошо для леса? (Нет, ведь каждый год очень много елок приходится рубить). Да, действительно, поэтому теперь многие покупают искусственные елочки. Ель, ребята, это певучее дерево. Потому что из ели делают музыкальные инструменты – скрипки, пианино. А еще из ели делают бумагу, столбы и шпалы. Кто знает, как называется лес, в котором растут одни ели? (Ельник). В таком лесу растет много вкусных грибов. Они называются подъеловики. (Хорошо, если найдется гриб). Вот веточка от ели, как мы ее назовем? (Еловая). Давайте сравним веточку ели и ту, что нам отправил Незнайка. Похожи они? (Дети сравнивают две веточки: еловую и кедровую, иголочки и шишки, приходят к выводу, что они разные). Значит, это не то дерево, которое мы ищем.

-Рядом растет еще одно хвойное дерево, посмотрите, называется оно – лиственница (подойти к лиственнице). Лиственница – это очень прочный строительный материал, если из нее построить дом, он простоит сто лет, а еще она не боится сырости и не портится в воде, поэтому из ней еще строят бани. Послушайте сказку про лиственницу (Если в лесу сухо и чисто, можно присесть на траву). Когда – то давным-давно раздавал лесной царь всем деревьям листву, березке и осинке – листочки, которые каждую осень желтели и опадали, а весной вырастали новые, ели и сосне – иголочки, которые круглый год были зелеными и не опадали. А когда дошла очередь до лиственницы, листочки уже кончились, а лиственнице хотелось иметь именно листочки, которые бы каждой год обновлялись. Тогда лесной царь одарил её иголочками, которые каждый год опадали, как листочки, и весной вырастали новые. Поэтому у лиственницы каждую осень иголочки желтеют, как листочки и опадают.

-Давайте сравним веточку лиственницы и нашу веточку, похожи они или нет? (Дети сравнивают две веточки и приходят к выводу, что они с разных деревьев).

-Тогда, ребята, идем дальше. Посмотрите вглубь леса, там все больше хвойных деревьев, а лиственных совсем мало. Перед вами тайга, а что такое тайга? (Выслушать ответы детей).  Какое настроение у вас возникает при виде такого леса? (Невеселое, мрачное, немного страшно). Верно, тайга – это хвойный лес, он огромный, хмурый, суровый, мрачный, здесь редко бывает солнышко, поэтому так сыро и темно. В тайге даже птицы поют редко, и животные прячутся, там много хищных зверей. Немного страшновато, правда? В тайгу ни в коем случае нельзя ходить одному, там легко заблудиться и попасть в лапы дикому зверю: волку или медведю. Туда мы не пойдем, а продолжим прогулку по смешанному лесу. Перед нами еще одно хвойное дерево (остановились возле кедра). Это дерево называется кедр, посмотрите, какое оно красивое, высокое. Как называется лес, в котором растут одни кедры? (Кедрач). Такие леса встречаются очень редко. Чаще кедр растер в смешанных и таежных лесах. Вот веточка от кедра, как мы ее назовем? (Кедровая). Давайте сравним кедровую веточку и ту, что нам дал Незнайка. (В результате сравнения дети приходят к выводу, что наша веточка именно кедровая). А почему же Незнайке нужно именно это дерево? Оказывается, ребята, это уникальное лечебное дерево. В нем всё обладает лечебными свойствами: хвоя богата витамином С и обладает лечебными свойствами; смола может заживлять раны на коже, очищает их и защищает от проникновения микробов (бактерицидное свойство), кедры выделяют вещества, которые очищают воздух от микробов, ягоды и грибы в кедровнике самые вкусные. Даже аромат кедровой хвои лечебный. Ну, а самое главное в кедре, конечно, кедровые орешки. Они богаты витаминами и йодом, улучшают нашу кровь и придают силы. Масло кедровых орешков используют для лечения ран и ожогов, применяют при массажах и ингаляциях. А еще используют как очищающий и питательный крем для кожи. Ну, и конечно, орешки очень вкусные. Хотите их попробовать? Вы сегодня столько сил потратили, заслужили вкусное угощение. (Дети угощаются ядрами орешков, нужно заранее взять их с собой). В Сибири говорят, если ребенку каждый день давать по горсти кедровых орешков, то он никогда не будет болеть. Вот какое чудесное дерево – кедр. О нем пишут стихи, вот послушайте.

Стих рассказывает ребенок, который заранее его выучил.

Кедр.

Кедр – таежный великан.

Дерево могучее.

От простуды и от ран

Знает средство лучшее.

Как живительна смола –

Чудная, волшебная!

И идет о ней молва,

Что она лечебная.

Но не только излечить –

Кедр может накормить.

Триста лет в тайге живет,

Гордо машет кроной,

И зверью приют дает,

И орехов – тонну!

(М. Савченко).

-О каких свойствах кедра говорится в этом стихотворении? (Ответы детей).

-Сибирский кедр – это краса и гордость нашего сибирского леса и всей России, в других странах нет такого дерева. Это символ здоровья и долголетия. Теперь нам понятно, почему Незнайке нужно было отыскать именно это дерево. Мы возьмем еще немного веточек, чтоб отправить их Незнайке.

-А вы знаете, что кедровыми орешками и животные любят полакомиться. Посмотрите на картинки (на них изображения соболя и бурундука, нужно заранее взять их с собой), что это за животные? (Дети называют). Наклонитесь к траве и посмотрите, нет ли там орешков? (Дети находят спрятанные заранее орешки). А вы знаете, кто их спрятал? Есть птичка, которая очень любит кедровые орешки, называется она кедровка. Посмотрите, какая она пестрая и красивая. (Показываю картинку, возможно, удастся увидеть настоящую кедровку). Видите, какой у неё большой и крепкий клюв, им она шелушит шишки, прячет орешки в мешочек под язык, а потом прячет в укромные места в лесу, например, в траву, мох. Часто кедровка забывает, куда спрятала орешки, и через некоторое время в том месте вырастает новое дерево. Я вам тоже предлагаю посадить кедр. (Раздаю детям кедровые орешки и предлагаю разложить их в траве и мху). Конечно, понадобится много времени, чтоб маленький росток превратился в большое сильное дерево. А первые шишки появятся только через 60 лет, мы в это время станем уже совсем старенькими, зато расскажем своим внукам, как сажали эти деревья. Мы, ребята, потрудились, устали, давайте немного поиграем, представим, что мы листочки.

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(Присесть).

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(Легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(Присесть),

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Легкий бег по кругу).

Закружились, полетели

И на землю тихо сели

(Присесть).

-Ну, что ж, нам пора отправляться в обратный путь.

-Ой, ребята, а что это за полянка? Здесь птицы не поют и такая тишина. (Вышли к месту, где есть несколько спиленных деревьев, или когда-то был небольшой пожар (можно показать изображение сгоревшего леса, заранее взятого с собой). Что же тут случилось? (Ответы детей). Скажите, где вам больше нравится, здесь или в зеленом лесу, откуда мы только что вышли? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей). А кто рубит деревья, и кто чаще всего виноват в лесных пожарах? (Человек). Оказывается, ребята, наши леса такие красивые, сильные и могучие беззащитны перед человеком, перед топором и огнем. Как вы думаете, что чувствуют животные, когда вырубают леса? (Ответы детей). А что будет, если вырубить и сжечь все деревья в лесу? (Улетят птицы и уйдут животные, потому что останутся без домов, лес защищает нас от ветров, начну дуть сильные ветра, негде будет собирать грибы и ягоды и т.д., выслушать ответы детей). Но ведь все в наших руках, правда? Чтоб сохранить красоту и богатства нашего леса, нужно беречь его, ведь лес – это гордость Сибири.

Лес нам сегодня раскрыл многие свои секреты, был щедр с нами: угостил нас ягодами, шишками, мы увидели его красоту. Поэтому и мы должны относиться к нему с любовью, вниманием и заботой. И тогда лес всегда будет открывать перед вами свои двери и будет добр к вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...