Конспект НОД по образовательной области "Познание" для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Суханова Евгения Ивановна

Занятие представлено в ворме экологического путешествия с пименением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект непосредственно образовательной деятельности                                                                     по образовательной области «Познание» для детей 5-6 лет

Тема: «Экологическое путешествие».

Цель: Воспитывать у детей основы экологически ценностного, осознанного  отношения к природе через формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Программное содержание:                    

Развивать умение детей анализировать изменения, происходящие в окружающей среде и находить пути сохранения природы через освоение экологических правил поведения.

Развивать сотрудничество детей в ходе экспериментальной, коммуникативной и продуктивной видов деятельности.    

Закрепить знания детей о структуре и содержании Красной книги; вспомнить некоторых животных, занесенных в нее.

 Воспитывать положительные чувства и экологическое отношение к природе родного края через познавательно-исследовательскую  деятельность; сознательно бережное отношение к животным, окружающей природе.

Развивать проектные умения детей:

Поисково-исследовательские – умение устанавливать причинно-следственные связи;

Творческие – умение создавать и воплощать собственные замыслы в различных видах деятельности.

Речевые - умение рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть (3 минуты). Дети заходят в приемную, встают полукругом. Разыгрывается игровая       ситуация, что  принят сигнал  SOS .

Воспитатель: Ребята, вы знаете, сегодня я получила сигнал SOS.  Этот сигнал получили люди на всей планете. Давайте его послушаем.  

Звучит аудиозапись сигнала SOS.

- А  кто-нибудь из вас знает, что означает этот сигнал? (Предположения детей)

-SOS – это международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. (Слайд 1) Все, кто услышит его, на каком бы языке он не говорил сам, в какой бы стране не жил, знает: где то гибнут люди, они просят о помощи, о спасении. Ребята, а кто-нибудь из вас сможет прохлопать ритм сигнала? Давайте попробуем  вместе.

Первый раз пробуем повторить ритм под звуковое сопровождение, потом без сигнала.

-Как вы думаете, кто сегодня может звать на помощь?

-Это зовет на помощь природа. (Слайд 2)Как вы думаете, почему именно природа? О чем именно просит природа?

-Ребята, я с вами совершенно согласна,  и в  дополнение ко всему сказанному хочется, чтобы  Дима прочел вот такие замечательные слова:

         Дима:  Природа просит доброты,

Природа просит малости:

Не рвите попусту цветы,

Имейте каплю жалости!

За равнодушие не бьют,

За равнодушие укоряют.

А лес, где птицы гнезда вьют,

От равнодушных погибает.

Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении несколько раз прозвучало слово «равнодушие», «равнодушных», что оно значит?

-А среди вас есть равнодушные люди? Встречали ли вы таких людей? Как это проявлялось?

-Я надеюсь, что среди вас нет равнодушных людей, и мы  сможем сохранить природу и ее богатства. В связи с этим, я предлагаю  вам совершить путешествие по экологическим станциям, где мы с вами вспомним те правила, которые помогут сохранить животных, растения. (Слайд 3)Ребята, а что нам понадобится, без чего мы не сможем путешествовать?

-Правильно, мы начнем со знакомства с картой, т.к для любого путешествия обязательно нужна карта.

Вместе с детьми заходим в группу, подходим к мольберту,  рассматриваем карту, где цифрами обозначен маршрут следования. Под снимаемыми цифрами находится  условное обозначение каждой станции, вместе с детьми обсуждаем, что это может быть за станция. Садимся на стульчики.

2.Основная часть (20 минут)

Воспитатель: Итак, первая остановка «Эрудит». Как считаете, что значит это название?

-Здесь, друзья, вам нужно ответить на довольно сложные вопросы. В этой игре нам поможет вот такой волшебный цветок. Кому из вас будет передан цветок-тот и отвечает. Заостряю ваше внимание, что ответы должны быть четкими, лаконичными, полными.

  • Словесно-логическая  игра «Эрудит»

На экране появляются слайды со схемами, опираясь на них, дети отвечают.             В процессе задаю детям дополнительные вопросы познавательного характера.

  1. (Слайд 4)Рассмотрите схему, объясните, что наносит вред природе?

-К чему может привести вырубка лесов?

-Почему нельзя рвать охапки цветов и редкие цветы?

-А можно ли убивать хищных или злых животных? Почему? Какие могут быть последствия?

-Как назвать людей, которые вылавливают рыбу в большом количестве?

  1. (Слайд  5)Как человек может сохранить природу?

-А что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить деревья? (Высаживать деревья, не рубить ели на новый год)

-Ребята, скажите, а почему нужно убирать мусор?

-Куда его нужно убирать? Где перерабатываются мусорные отходы?

-Что нужно делать для того, чтобы сохранить чистоту водоемов?

  1. Что такое Красная книга? (Слайд 6)

Демонстрирую Красную книгу Югры, вместе с детьми рассматриваем, анализируем, чем отличается Югорская Красная книга от Красной книги России.  После рассматривания книгу ставлю на подставку.                                                                                                                                                                                                                                  

  1. Какого цвета страницы Красной книги и что они обозначают?
  2. Назовите животных, занесенных в Красную книгу.
  3. Редкие животные занесены в Красную книгу, а где же они живут? Что такое заповедник? (Слайд 7) Что еще ученые придумали, чтобы отслеживать жизнь охраняемых животных? 

Воспитатель: (Слайд 8-заставка). Конечно же, каждый из нас - и взрослый и ребенок имеет силы и возможности для того, что бы сберечь природу, и мы должны стараться это делать постоянно.

Воспитатель: А мы продолжаем путешествие (подходим к карте). Обратите внимание на карту,  как вы думаете, что нас ждет дальше? (Рассуждения воспитанников). Конечно же, впереди нас ждет что-то интересное:  остановка «Экспериментальная», а это значит, что мы сейчас будем экспериментировать. (Слайд 9)

  • Опыт «Фильтруем грязную воду».

-Но прежде скажите, мы говорили о чистоте водоемов, а как вы считаете, можем ли мы с вами сделать чистой воду? Каким образом?

Подходим к столу с оборудованием. Ребята делятся мнениями, предположениями, в случае затруднений помогаю уточняющими и наводящими вопросами. Подвожу к выводу, что это можно сделать, используя простейшие предметы. Рассматриваем с  воспитанниками  оборудование и необходимый материал.

В ходе наблюдения за экспериментом дошкольники отвечают на вопросы: Что происходит с грязью, мусором? Какая стала вода после очистки? (Вода мутная). Как вы думаете, можно ли пить такую воду? Для чего ее можно использовать? А в быту (дома), как очищают воду? (Слайд 10)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю перелить очищенную воду в кувшин с заводским фильтром и позже  посмотреть, какая же станет вода и решить для чего мы сможем ее использовать. А тем временем мы продолжаем (подходим к карте), следующая остановка - «Привал». Здесь, ребята нас ждет необычный гость. Давайте, посмотрим кто это.

  • Видео - физминутка: «Елочка».  (2 раза)

На ковре для каждого ребенка свой ориентир-«островок» для того, что бы ребята разместились свободно, не мешая друг другу. («Островки» раскладываю на ковре с помощью детей, по окончании-убираем)

Воспитатель: -А путешествие продолжается и вас, друзья, ждет следующая станция, которая зашифрована вопросительным знаком и называется она - «Угадай-ка».(Слайд 11) Здесь вам нужно отгадать, какие же животные спрятались в разрезных картинках. У вас на столах находятся несколько  животных, но они состоят из частей от разных, необходимо найти нужные части, собрать изображение, назвать кто это.

  • Настольная игра «Собери животного»

Предлагаю детям разделиться на несколько подгрупп, каждой подгруппе  предлагается 1-2 картинки. Обращаю внимание воспитанников на то, что они работают стоя за столом. В заключение  подходим к каждой группе, дети отвечают на вопросы:

          -А что интересного ты можешь рассказать о своем животном?

          -А к какому виду относится твое животное?

          -На странице какого цвета в Красной книге находится твое животное?

          -В Красную книгу России или Красную книгу Югры занесено животное?

Воспитатель:  Ну что ж, а мы продолжаем. (Подходим к карте. Анализируем, что будем делать) Мы подошли к заключительному этапу. Сейчас я предлагаю Вам всем побыть редакторами и оформителями, и мы вместе  создадим своими руками групповую Красную Книгу Природы. Ребята, посмотрите, у меня есть листочки красного, зеленого цвета. Что это может означать?(Предположения, рассуждения детей)  Я предлагаю тем, кто помнит, какие животные и растения на какой странице находятся В Красной книге, выбрать понравившийся. У вас на столах находится все необходимое для работы. Каждый из вас после окончания работы может подписать свою страничку. Красная книга будет храниться в нашей группе, и мы будем дополнять её и постараемся, чтобы эти животные не исчезли из нашей жизни. Я стану главным редактором, буду ответственной за обложку книги. (Слайд 12-заставка)

  • Творческая работа «Книжные зарисовки»

Ребятам предлагаются картинки, иллюстрации из журналов, книг, энциклопедий с изображением зверей, рыб, птиц, занесенных в Красную книгу; карандаши, фломастеры, ножницы, клей. Воспитанникам предлагается создать коллажную работу, дорисовав сюжет на фоне музыкального сопровождения.

По ходу изготовления обложки, обращаю внимание на работу детей, в случае необходимости помогаю советом, оказываю помощь. После того, как страницы готовы, проходим и садимся на ковер.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много разных  животных и растений вы нарисовали. Прежде, чем скрепить страницы нашей книги, расскажите, кого вы изобразили? Чья работа вам понравилась больше всех и почему?

А теперь, наступает самый главный момент. Давайте скрепим страницы нашей Красной книги и обязательно пронумеруем их.      

Скрепляю страницы книги с помощью детей, нумеруем страницы.

- Каждый раз, слушая рассказы, читая энциклопедии, журналы, газеты о редких животных и растениях, мы будем пополнять Красную книгу картинками и иллюстрациями, чтобы каждый из нас еще и еще раз запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.  А что еще нужно запомнить самое важное? (Животных и растений нужно охранять). Ребята, может кто-то из вас посвятит этому свою жизнь и станет экологом. А вы знаете, кто такие – экологи?   По моему мнению есть все шансы стать экологом у ….., потому, что …….

3.Заключительная часть (2 минуты).

Воспитатель: Вот и подошло к концу сегодняшнее путешествие. Сколько интересных и полезных дел мы с вами совершили. Скажите, где же мы сегодня побывали? Что делали? Что интересного вы узнали? Как вы считаете, что самое важное, о чем мы сегодня говорили?

-Ребята, а мне хочется сказать, сколько бы мы не говорили об охране, сколько бы книг не рассматривали, все- таки главное - не остаться равнодушным к природе, ее охране, бережному отношению к ней. Я знаю, что у Рома знает замечательные слова: (Слайд 13)

Рома: Берегите эти земли, эти воды.

          Даже малую былиночку любя,

          Берегите всех зверей, внутри природы,

          Убивайте лишь зверей, внутри себя.

Воспитатель: В завершение сегодняшней встречи мне хочется, чтобы мы с вами ребята напомнили нашим гостям правила поведения в лесу и подарили им на память вот такие буклеты «Лесные правила от группы «Звездочки».

Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Воспитанники озвучивают лесные правила, после дарят буклеты гостям. Обращаю внимание детей на кувшин с отфильтрованной водой, сравниваем с первично очищенной. Анализируем, для чего можно использовать эту воду. (Можно полить комнатные растения, которые тоже нуждаются в нашей заботе, т.к. это маленькая часть природы, находящейся у нас в группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Цветы зимы» Образовательная область: художественное творчество (аппликация)

Цель: -Научить детей вырезать снежинки из сложенного в несколько раз квадратного листа бумаги.-Закрепить навыки симметричного и силуэтного вырезания растительных элементов, ваз с декоративным уз...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Деревья у озера» Образовательная область: художественное творчество (рисование)

Цели и задачи:Образовательные: Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией.Познакомить с творчеством И.И.Левитана, учить выделять выразит...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края села Выезжее»

В конспекте содержится материал по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Русским народным костюмом Ивнянского края. Дети в игровой форме знакомятся с элементами женского и мужского костюма....

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшей группы «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»

Цель:создать условия для закрепления порядкового счета до 10Задачи:Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание ге...

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для средней группы «Осень»

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технолог...

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы «Зимушка – Зима»

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технолог...