Конспект НОД по образовательной области "Познание" для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие представлено в ворме экологического путешествия с пименением ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей 5-6 лет
Тема: «Экологическое путешествие».
Цель: Воспитывать у детей основы экологически ценностного, осознанного отношения к природе через формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Программное содержание:
Развивать умение детей анализировать изменения, происходящие в окружающей среде и находить пути сохранения природы через освоение экологических правил поведения.
Развивать сотрудничество детей в ходе экспериментальной, коммуникативной и продуктивной видов деятельности.
Закрепить знания детей о структуре и содержании Красной книги; вспомнить некоторых животных, занесенных в нее.
Воспитывать положительные чувства и экологическое отношение к природе родного края через познавательно-исследовательскую деятельность; сознательно бережное отношение к животным, окружающей природе.
Развивать проектные умения детей:
Поисково-исследовательские – умение устанавливать причинно-следственные связи;
Творческие – умение создавать и воплощать собственные замыслы в различных видах деятельности.
Речевые - умение рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть (3 минуты). Дети заходят в приемную, встают полукругом. Разыгрывается игровая ситуация, что принят сигнал SOS .
Воспитатель: Ребята, вы знаете, сегодня я получила сигнал SOS. Этот сигнал получили люди на всей планете. Давайте его послушаем.
Звучит аудиозапись сигнала SOS.
- А кто-нибудь из вас знает, что означает этот сигнал? (Предположения детей)
-SOS – это международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. (Слайд 1) Все, кто услышит его, на каком бы языке он не говорил сам, в какой бы стране не жил, знает: где то гибнут люди, они просят о помощи, о спасении. Ребята, а кто-нибудь из вас сможет прохлопать ритм сигнала? Давайте попробуем вместе.
Первый раз пробуем повторить ритм под звуковое сопровождение, потом без сигнала.
-Как вы думаете, кто сегодня может звать на помощь?
-Это зовет на помощь природа. (Слайд 2)Как вы думаете, почему именно природа? О чем именно просит природа?
-Ребята, я с вами совершенно согласна, и в дополнение ко всему сказанному хочется, чтобы Дима прочел вот такие замечательные слова:
Дима: Природа просит доброты,
Природа просит малости:
Не рвите попусту цветы,
Имейте каплю жалости!
За равнодушие не бьют,
За равнодушие укоряют.
А лес, где птицы гнезда вьют,
От равнодушных погибает.
Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении несколько раз прозвучало слово «равнодушие», «равнодушных», что оно значит?
-А среди вас есть равнодушные люди? Встречали ли вы таких людей? Как это проявлялось?
-Я надеюсь, что среди вас нет равнодушных людей, и мы сможем сохранить природу и ее богатства. В связи с этим, я предлагаю вам совершить путешествие по экологическим станциям, где мы с вами вспомним те правила, которые помогут сохранить животных, растения. (Слайд 3)Ребята, а что нам понадобится, без чего мы не сможем путешествовать?
-Правильно, мы начнем со знакомства с картой, т.к для любого путешествия обязательно нужна карта.
Вместе с детьми заходим в группу, подходим к мольберту, рассматриваем карту, где цифрами обозначен маршрут следования. Под снимаемыми цифрами находится условное обозначение каждой станции, вместе с детьми обсуждаем, что это может быть за станция. Садимся на стульчики.
2.Основная часть (20 минут)
Воспитатель: Итак, первая остановка «Эрудит». Как считаете, что значит это название?
-Здесь, друзья, вам нужно ответить на довольно сложные вопросы. В этой игре нам поможет вот такой волшебный цветок. Кому из вас будет передан цветок-тот и отвечает. Заостряю ваше внимание, что ответы должны быть четкими, лаконичными, полными.
- Словесно-логическая игра «Эрудит»
На экране появляются слайды со схемами, опираясь на них, дети отвечают. В процессе задаю детям дополнительные вопросы познавательного характера.
- (Слайд 4)Рассмотрите схему, объясните, что наносит вред природе?
-К чему может привести вырубка лесов?
-Почему нельзя рвать охапки цветов и редкие цветы?
-А можно ли убивать хищных или злых животных? Почему? Какие могут быть последствия?
-Как назвать людей, которые вылавливают рыбу в большом количестве?
- (Слайд 5)Как человек может сохранить природу?
-А что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить деревья? (Высаживать деревья, не рубить ели на новый год)
-Ребята, скажите, а почему нужно убирать мусор?
-Куда его нужно убирать? Где перерабатываются мусорные отходы?
-Что нужно делать для того, чтобы сохранить чистоту водоемов?
- Что такое Красная книга? (Слайд 6)
Демонстрирую Красную книгу Югры, вместе с детьми рассматриваем, анализируем, чем отличается Югорская Красная книга от Красной книги России. После рассматривания книгу ставлю на подставку.
- Какого цвета страницы Красной книги и что они обозначают?
- Назовите животных, занесенных в Красную книгу.
- Редкие животные занесены в Красную книгу, а где же они живут? Что такое заповедник? (Слайд 7) Что еще ученые придумали, чтобы отслеживать жизнь охраняемых животных?
Воспитатель: (Слайд 8-заставка). Конечно же, каждый из нас - и взрослый и ребенок имеет силы и возможности для того, что бы сберечь природу, и мы должны стараться это делать постоянно.
Воспитатель: А мы продолжаем путешествие (подходим к карте). Обратите внимание на карту, как вы думаете, что нас ждет дальше? (Рассуждения воспитанников). Конечно же, впереди нас ждет что-то интересное: остановка «Экспериментальная», а это значит, что мы сейчас будем экспериментировать. (Слайд 9)
- Опыт «Фильтруем грязную воду».
-Но прежде скажите, мы говорили о чистоте водоемов, а как вы считаете, можем ли мы с вами сделать чистой воду? Каким образом?
Подходим к столу с оборудованием. Ребята делятся мнениями, предположениями, в случае затруднений помогаю уточняющими и наводящими вопросами. Подвожу к выводу, что это можно сделать, используя простейшие предметы. Рассматриваем с воспитанниками оборудование и необходимый материал.
В ходе наблюдения за экспериментом дошкольники отвечают на вопросы: Что происходит с грязью, мусором? Какая стала вода после очистки? (Вода мутная). Как вы думаете, можно ли пить такую воду? Для чего ее можно использовать? А в быту (дома), как очищают воду? (Слайд 10)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю перелить очищенную воду в кувшин с заводским фильтром и позже посмотреть, какая же станет вода и решить для чего мы сможем ее использовать. А тем временем мы продолжаем (подходим к карте), следующая остановка - «Привал». Здесь, ребята нас ждет необычный гость. Давайте, посмотрим кто это.
- Видео - физминутка: «Елочка». (2 раза)
На ковре для каждого ребенка свой ориентир-«островок» для того, что бы ребята разместились свободно, не мешая друг другу. («Островки» раскладываю на ковре с помощью детей, по окончании-убираем)
Воспитатель: -А путешествие продолжается и вас, друзья, ждет следующая станция, которая зашифрована вопросительным знаком и называется она - «Угадай-ка».(Слайд 11) Здесь вам нужно отгадать, какие же животные спрятались в разрезных картинках. У вас на столах находятся несколько животных, но они состоят из частей от разных, необходимо найти нужные части, собрать изображение, назвать кто это.
- Настольная игра «Собери животного»
Предлагаю детям разделиться на несколько подгрупп, каждой подгруппе предлагается 1-2 картинки. Обращаю внимание воспитанников на то, что они работают стоя за столом. В заключение подходим к каждой группе, дети отвечают на вопросы:
-А что интересного ты можешь рассказать о своем животном?
-А к какому виду относится твое животное?
-На странице какого цвета в Красной книге находится твое животное?
-В Красную книгу России или Красную книгу Югры занесено животное?
Воспитатель: Ну что ж, а мы продолжаем. (Подходим к карте. Анализируем, что будем делать) Мы подошли к заключительному этапу. Сейчас я предлагаю Вам всем побыть редакторами и оформителями, и мы вместе создадим своими руками групповую Красную Книгу Природы. Ребята, посмотрите, у меня есть листочки красного, зеленого цвета. Что это может означать?(Предположения, рассуждения детей) Я предлагаю тем, кто помнит, какие животные и растения на какой странице находятся В Красной книге, выбрать понравившийся. У вас на столах находится все необходимое для работы. Каждый из вас после окончания работы может подписать свою страничку. Красная книга будет храниться в нашей группе, и мы будем дополнять её и постараемся, чтобы эти животные не исчезли из нашей жизни. Я стану главным редактором, буду ответственной за обложку книги. (Слайд 12-заставка)
- Творческая работа «Книжные зарисовки»
Ребятам предлагаются картинки, иллюстрации из журналов, книг, энциклопедий с изображением зверей, рыб, птиц, занесенных в Красную книгу; карандаши, фломастеры, ножницы, клей. Воспитанникам предлагается создать коллажную работу, дорисовав сюжет на фоне музыкального сопровождения.
По ходу изготовления обложки, обращаю внимание на работу детей, в случае необходимости помогаю советом, оказываю помощь. После того, как страницы готовы, проходим и садимся на ковер.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много разных животных и растений вы нарисовали. Прежде, чем скрепить страницы нашей книги, расскажите, кого вы изобразили? Чья работа вам понравилась больше всех и почему?
А теперь, наступает самый главный момент. Давайте скрепим страницы нашей Красной книги и обязательно пронумеруем их.
Скрепляю страницы книги с помощью детей, нумеруем страницы.
- Каждый раз, слушая рассказы, читая энциклопедии, журналы, газеты о редких животных и растениях, мы будем пополнять Красную книгу картинками и иллюстрациями, чтобы каждый из нас еще и еще раз запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги. А что еще нужно запомнить самое важное? (Животных и растений нужно охранять). Ребята, может кто-то из вас посвятит этому свою жизнь и станет экологом. А вы знаете, кто такие – экологи? По моему мнению есть все шансы стать экологом у ….., потому, что …….
3.Заключительная часть (2 минуты).
Воспитатель: Вот и подошло к концу сегодняшнее путешествие. Сколько интересных и полезных дел мы с вами совершили. Скажите, где же мы сегодня побывали? Что делали? Что интересного вы узнали? Как вы считаете, что самое важное, о чем мы сегодня говорили?
-Ребята, а мне хочется сказать, сколько бы мы не говорили об охране, сколько бы книг не рассматривали, все- таки главное - не остаться равнодушным к природе, ее охране, бережному отношению к ней. Я знаю, что у Рома знает замечательные слова: (Слайд 13)
Рома: Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей, внутри природы,
Убивайте лишь зверей, внутри себя.
Воспитатель: В завершение сегодняшней встречи мне хочется, чтобы мы с вами ребята напомнили нашим гостям правила поведения в лесу и подарили им на память вот такие буклеты «Лесные правила от группы «Звездочки».
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитанники озвучивают лесные правила, после дарят буклеты гостям. Обращаю внимание детей на кувшин с отфильтрованной водой, сравниваем с первично очищенной. Анализируем, для чего можно использовать эту воду. (Можно полить комнатные растения, которые тоже нуждаются в нашей заботе, т.к. это маленькая часть природы, находящейся у нас в группе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Цветы зимы» Образовательная область: художественное творчество (аппликация)
Цель: -Научить детей вырезать снежинки из сложенного в несколько раз квадратного листа бумаги.-Закрепить навыки симметричного и силуэтного вырезания растительных элементов, ваз с декоративным уз...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Деревья у озера» Образовательная область: художественное творчество (рисование)
Цели и задачи:Образовательные: Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией.Познакомить с творчеством И.И.Левитана, учить выделять выразит...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края села Выезжее»
В конспекте содержится материал по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Русским народным костюмом Ивнянского края. Дети в игровой форме знакомятся с элементами женского и мужского костюма....
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшей группы «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»
Цель:создать условия для закрепления порядкового счета до 10Задачи:Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание ге...
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для средней группы «Осень»
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технолог...
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы «Зимушка – Зима»
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технолог...
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие». Тема «Наши водоёмы. Реки Обь, Бердь, Койниха».
Расширить знания детей о водоемах г.Искитима и Новосибирской области....