Конспект занятия по ФЦКМ с использованием экспериментально-опытнической деятельности во средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Маркачева Наталья Владимировна
конспект занятия по формированию целостной картины мира  с использованием экспериментально-опытнической деятельности во средней группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Алексеевский детский сад №6 «Пчелка»

Алексеевского Муниципального района Республики Татарстан

Познавательное развитие (ФЦКМ)

с использованием экспериментально-опытнической деятельности

во средней группе «Волшебники»

Воспитатель: Маркачева Н.В

Алексеевское 2016

Тема: «Волшебная водичка с маленькими Волшебниками»

Цель:  Расширение представлений о свойствах воды.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть жидкая, пар, твердая; она льётся, журчит, капает, плещется; может окрашиваться в разные цвета; замерзает – превращается в лёд.

Развивающие: Развивать навыки совместной и самостоятельной экспериментальной деятельностью.

Воспитательные: Обратить внимание на значение воды в нашей жизни. Воспитывать умение детей слушать воспитателя,  рассуждать, отвечать на   поставленные вопросы.

Интегрируемые образовательные области: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты - целевые ориентиры: проявляет интерес к выполнению экспериментально-опытнической деятельности,  с удовольствием участвует в наблюдениях. Отвечает на вопросы педагога, активен при участии в экспериментах с водой.

 Предварительная работа:

1. Проведение опытов с водой.

2. Наблюдения  и  беседы о воде.

3. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Уточки», «Рыбки».

Словарная работа:

Вода, жидкая, пар, твердая,  волшебная, превращается, разноцветная, журчит, льётся, плещется, замерзает.

Методические приёмы:

- сюрпризный момент: превращение в волшебников,

- практические : упражнение на слуховое восприятие звука воды,  опыты с водой и красками

- наглядные: показ 3х состояний воды, рассматривание получившихся льдинок.

Материалы и оборудование:

Звуки воды льющейся,1- термос, стаканы по количеству воспитанников, емкость для воды, пакет прозрачный, емкость с дырками, льдинки прозрачные, 2стаканчика с прозрачной водой,  гуашь, коробка с салфетками, формочки для льда пустые, скрепки и такие же формочки с готовыми льдинками.

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

1. Организационный момент.

В. -        Здравствуйте, ребята!   В. - Сегодня у нас необычное занятие! Самое настоящее волшебное!  Как вы думаете, почему оно волшебное?

Д. – Потому, что мы группа «Волшебники»

В. -  Волшебники, готовы играть?

Д.- Да…

В.-   Тогда превращаемся – вокруг себя вы покружитесь, и в волшебников превратитесь!  

2. Основная часть.- экспериментирование.

В. – Пробуйте угадать, с чем сегодня мы будем экспериментировать !

     Слушайте внимательно.

      

Воспитатель включает запись со звуком воды.

Д. -Вода!    

В. –Правильно!   Вода!   Вы заметили, какой звук у воды?    Что она делает?

Д:  Капает, журчит, плещется, льется.

В: Значит, вода какая, вспоминайте?

Д: Жидкая.

В: А еще какая вода?

Д: бесцветная.

В: Молодцы ребята, а я вам еще скажу, что вода не имеет вкуса, и мы с вами это сегодня докажем.

В:  На прошлых занятиях мы с вами беседовали о воде? Вспоминайте, для чего нужна вода?

Д. -Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.

В. -Ах, какие молодцы, сколько вы знаете!  

  - Ребята, а вы знаете, что вода бывает в трех состояниях, вам  интересно узнать? В каких?

  - Вы видите у нас в группе  несколько столов для маленьких настоящих волшебников!            

     И дойти до них можно тоже по волшебному.

В: -Кто любит воду?  …

Д: Рыбки

В: -Плывем как рыбки, к первому столу.  

 

Игра-эксперимент «Три состояния воды»

-совместная деятельность взрослого и ребенка

Цель: сформировать зрительное восприятие 3 состояний воды.

Материал: на столе стаканы с водой и емкость для воды, поднос со льдом, накрытый салфеткой. термос – у взрослого.

В: Смотрите, на этом столе  три сестрички-водички.

- Вот в этих стаканчиках живет первая сестричка. Есть стаканчики, есть таз. Как помочь водичке-сестричке попасть из стакана в таз?     …догадываются, переливают.  

 Первая «жидкая», ее можно перелить в любой сосуд и она примет его форму  (воспитатель так же показывает пакет прозрачный, дает помять-поменять форму).

Вторая сестричка вот она -  на подносе. Ой, это какие-то кубики – аккуратно возьмите их в руки, постучите, сожмите в кулак. Какие ? Твердые, холодные – эта сестричка твердая – лед…    

Третья  сестричка-водичка «пар» (перед детьми ставит чайник с кипящей водой, так чтобы было видно как идет пар), она волшебная, когда закипает, то превращается в пар и становится невидимой. Пар – горячий, и поэтому к чайнику нельзя прикасаться!!!

В: - Так как звали наших  сестричек?

Д. - Звали  жидкая, твердая - лед, пар.

В: -Молодцы, ребята. Отправимся дальше? Кто еще любит воду?..

Д: Лягушата.

В: -Скачем как лягушата, к следующему столу.

Игра-эксперимент  «Вода и растворимые вещества»

- совместная деятельность детей и взрослого.

Цель: -сформировать зрительное восприятие при смешивании воды с солью, сахарным песком – вода осталась прозрачной.

          -познакомить со свойством воды окрашенную в красный и желтый  цвет.- окрашенная, мутная вода.

(На столе по количеству детей стоят стаканчики с чистой водой и краски двух цветов: желтая и красная)

В: ребята, посмотрите, пожалуйста, что это у меня?

Д: стакан с водичкой.                                    

В:- Что еще есть в стакане, смотрите внимательно?   

Д: Пуговица.

В: - Вы хорошо видите пуговицу в  стакане с водой.

Д: Да.

В: Значит вода, какая?  Какого она цвета?   

Д: Бесцветная, не имеет цвета.  

В: Значит, делаем вывод: вода прозрачная.

- Вода хороший растворитель. Она растворяет многие вещества. Возьму кусочек сахара, щепотку соли и опущу в воду, размешаю ложкой. Видны соль, сахар в воде сейчас?(Ответ детей)

В: - Конечно нет. Ведь они растворились в воде. А вода цвет поменяла? – Конечно, же нет.  Делаем вывод: хотя мы не видим соль и сахар в воде, но они растворились и изменили ее вкус.

В:- Ребята, вы хотите увидеть фокус?- Посмотрите, я беру кисточку с краской красного цвета и добавляю в стакан с чистой водой и пуговицей. Что у меня получилось? Что произошло с водой? Какая она стала?

Д: вода стала красного цвета, пуговицы совсем не видно.

В: делаем вывод: вода может менять цвет. -А вы бы хотели изменить цвет воды?

В: - Так как вы сегодня  маленькие волшебники.    Поэтому…..

вставайте вокруг стола будет творить… Это наши волшебные стаканчики и волшебная краска, повторяйте за мной:

Ты вода-водица,

Друг мой ледяной.

Стань вода-водица,

Не светлой, а цветной!

А теперь можете обмакнуть пальчики в гуашь и опускайте в стаканчик с прозрачной водой.

В: смотрите, мы перекрасили воду, какого цвета она стала?

Д: желтого (красного).

В: - Вытирайте пальчики, салфеткой. Красивая у нас получилась водичка, правда???

В: Молодцы ребята, садитесь на стульчики.  

- У меня для вас есть сюрприз – вот такие формочки, давайте я вылью сюда воду из стаканчиков.

 А чтобы никто не разлил нашу красоту, пока мы будем играть, давайте поставим на окошко.                                                  

Физкультминутка.

В: Устали немного?    Давайте поиграем.

В: -Ребята, а из чего состоит вода?  

Д: - Из капелек.

В: - Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.

Игра «Солнышко и дождик»

Игра-эксперимент  «Цветные льдинки»

В: -Ой, ребята, мы с вами играли-играли и забыли, что на окошке стоит наша цветная вода.(сменить незаметно поднос с водичкой, на поднос со льдом)

- Пойдемте к столу, вот и она.(открывает полотенчик)

- Посмотрите, можете потрогать…  Что с ней случилось?

Д: Она твердая стала, замерзла..

    В: Да ребята, водичка превратилась в лед. А вы знаете, как это получилось?

Д: нет.

В: -Если наши фигурки с водой поставить в холодильник и дать ей там постоять, вода начнет замерзать, и  превратится в лед.  

        - У нас получились вот такие красивые цветные льдинки.  Посмотрите, на что они похожи?

Д:- На игрушки из льда.

В: - Правильно, молодцы ребята.

3. Рефлексия.

  В: -Что больше всего вам понравилось на занятии?

- Вам понравилось наша игра? -С чем мы сегодня проводили опыты?

Д: С водичкой.    

В:- Какой может быть она? Какие три сестрички есть?

Д: Жидкой, пар, твердой.  

В: -Что можно будет, если добавить в воду краску?

Д: Вода окрашивается в разные цвета.    

В: -Правильно. - Что случается с водой, когда холодно?

Д: Вода замерзает, превращается в лед!

В: -Какие вы умницы!  Сегодня все старались – давайте скажем друг другу – спасибо!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ритмике с использованием фитболов (больших гимнастических мячей). Средняя группа.

В последние годы в коррекционной работе с детьми широкое распостранение получила специальная лечебная и профилактическая гимнастика на больших надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект занятия по ФЦКМ с использованием здоровьесберегающей технологии в старшей группе детского сада " Путешествие в страну волшебных трав"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира воспитанников старшей группы, на котором дети знакомятся с некоторыми лекарственными растениями и узнают, ка...

Конспект занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Рыбки в аквариуме».

1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;Учить рисовать нестандартной техникой (рисование мятой бумагой, ладошками, полосками из картона, оттиск печатками из картофеля и ватными палочками)2. Разви...

Конспект занятия по развитию речи с элементами исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Поможем Колобку»

Данный конспект  дает возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения....