Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Говорящие гербы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_konspekt_govoryashchie_gerby.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

на тему: «Говорящие гербы»

Программное содержание: познакомить с элементарными сведениями истории происхождения герба; сформировать начальные представления о символическом значении изображений на гербе России, на гербах Москвы, Смоленска и Вязьмы; развивать интерес к истории своей Родины; воспитывать чувство патриотизма, уважения к Государственному гербу России.

Обогащение словаря: герб, символ, скипетр, держава, титло, геральдика.

Материал: карта России; изображения гербов:  России, Москвы, Смоленска, Вязьмы; денежные знаки разного достоинства (в том числе монеты) ; документы: свидетельство о рождении ребенка, паспорт гражданина России; разрезные части гербов: России, Москвы, Смоленска, Вязьмы; изображение щита с рисунком.

Ход занятия

Ежедневный утренний ритуал.

Все усаживаются на линии, воспитатель обращается к каждому ребенку с приветствием. Желаем добра всей Земле.

Воспитатель (показывает на карте Россию)

- Дети, это Россия – большая и красивая страна. У нее славная история, которой мы с вами можем гордиться. Вы уже знаете, что каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы? ( флаг, герб, гимн).

Я предлагаю вам вместе разобраться, что такое герб и для чего он нужен государству и городам. Как вы думаете, нужен ли вообще герб? Для чего? (ответы детей)

- История герба, так же, как и флага, началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Что защищало воина в бою? (доспехи, щит). В разгар боя воинов, закованных в доспехи, трудно было различить. Как определить: свой или чужой? Чтобы не ошибиться, рыцари стали наносить на щит опознавательный знак  (рассматриваем рисунок на щите). Щит большой, рисунок на нем был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Слово «герб» произошло от польского  «herb», что значит «наследство». Это название не случайно. Рыцари очень дорожили своими гербами, гордились ими, боялись их опозорить, передавали по наследству своим детям и внукам.

Уже давно нет рыцарей, воины не используют щит, но гербы остались. Свой герб есть у каждого государства и города.

- Давайте рассмотрим герб России. Кто изображен на гербе нашей страны? (орел, всадник). Посмотрите, на фоне красного щита изображен золотой двуглавый орел. Как вы думаете, такая птица в природе существует? (ответы детей). Двуглавый орел – это образ солнца, крылья похожи на лучи. Это две птицы, летящие рядом, что означает единство и независимость страны. Видите, правой лапой орел сжимает скипетр. Скипетр – это жезл, посох – символ власти. В левой лапе – держава - это шар, увенчанный крестом, символ христианского владычества над миром.

- Что вы видите над головами орла?  ( короны, соединенные между собой лентами, в центре над ними – одна большая корона).

Скипетр, держава, короны в древние времена служили символом царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

- Ребята, скажите, зачем же нашей стране герб?  (герб объединяет людей, живущих в одной стране, служит отличительным знаком государства).

- Я предлагаю вам выполнить интересное задание. Найдите, пожалуйста, среди денежных знаков разных стран российские деньги. Как вы это определили?  (ответы детей).

- Посмотрите на монеты. Давайте сравним их между собой. Все ли изображения на них одинаковы? (на одних есть орел, на других – всадник)

- Как называются монеты с изображением орла? (рубли)

- Как называются монеты с изображением всадника? (копейка, от слова «копье»).

Для чего на монетах изображен герб страны? ( чтобы знать, какому государству принадлежит монета).

- Скажите, дети, а где еще, кроме монет, денег, можно увидеть герб государства? ( на важных документах, конвертах, пограничных столбах) 

/ дети рассматривают паспорт, свидетельство о рождении, купюры, фото с изображением гербов /.

- Знаете, ребята, герб имеется не только у каждой страны, но и у каждого города. Хотите рассмотреть герб Москвы?

- Что вы видите на нем? (ответы детей). Вы  верно заметили, что на фоне красного щита изображен всадник в серебряных доспехах и  голубом  плаще на серебряном коне. Смотрите, он поражает золотым копьем черного змея (дракона).

- Как вы думаете, что означает изображение всадника, побеждающего дракона? ( размышления детей). Это победа добра над злом, справедливости над несправедливостью.

- Где вы видели изображение герба Москвы? ( на монетах – копейках, в центре герба России).

- Я хочу показать вам гербы еще двух городов – Смоленска и Вязьмы. Давайте их рассмотрим. Чем они похожи, чем отличаются?

 ( дети рассматривают, сравнивают, находят отличия).

- Вы заметили, что герб Вязьмы повторяет герб Смоленска: изображение пушки с сидящей на ней птицей Гамаюн. Но в отличие от областного города, здесь над пушкой и птицей есть специальный знак – титло. Титло означает, что у двух городов общая историческая судьба, но Вязьма подчиняется Смоленску.

- Как вы думаете, о чем говорит изображение пушки? (ответы детей). Правильно, оно говорит нам о том, что смолянам часто приходилось защищать свое счастье в бою.

- Ребята, подумайте, если бы пушка была опасна, села бы на нее птица? (ответы детей).

Верно, птица Гамаюн -символ мира, чудесной силы и процветания народа.

Живой комочек пуха на металле напоминает,

Что из века в век, чем яростнее пушки грохотали,

Тем больше жаждал мира человек.

- Ребята, посмотрите, что случилось. У меня в конверте лежали гербы России, Москвы, Смоленска и Вязьмы. Все части гербов рассыпались, получилась путаница. Я попрошу вас мне помочь. Нужно собрать герб России, Москвы, Смоленска и Вязьмы. Давайте разделимся на четыре команды. После выполнения задания вы сможете проверить сами себя и посмотреть у товарищей, как они справились с работой

/ дети собирают изображения гербов из отдельных частей/

-Молодцы, все справились с заданием!

Вот видите, дети, как много могут гербы рассказать нам своим особым языком: об истории края, о стремлениях людей, об отношении к жизни. Есть целая наука, которая изучает гербы и их значения. Эта наука называется красивым словом «геральдика».

Ребята, сегодня мы с вами выяснили, что герб – это  отличительный знак страны и города. Это очень важный символ, без которого нельзя обойтись. Все граждане России с уважением относятся к государственному гербу и гордятся им. Я предлагаю вам начать собирать коллекцию « Гербы городов России». Думаю, что мы узнаем еще много интересного. А сейчас всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»

В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...