КВН-“Мой край родной - Югра”
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Закрепление знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_moy_kray_-yugra.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН-“Мой край родной - Югра”
Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.
Задачи:
Образовательные: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
- Развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
- Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю;
любовь и бережное отношение к природе родного края; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси. Вызвать желание больше узнать об их жизни
Ход:
Дети входят в зал .(звучит музыка)
Ведущий (вступительное слово). Добрый день , дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать сегодня в нашем зале.
Россия - это наша Родина, состоящая из различных территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ Югра. 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, ему исполнилось 85 лет.
Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем
Ребенок: ( мальчик в национальной одежде ханта)
Здравствуй, округ!
Здравствуй — это значит,
Будь красив и счастлив ты всегда!
С каждым годом становись богаче,
Процветай и здравствуй на века!
Каждый год ты год за годом,
Празднуй, округ, день рожденья свой!
Ты у нас единственный на свете,
Потому что ты для нас родной!
ДЕТИ : вместе:
Цвети, расти и будь всех краше,
Наш округ - мы всегда с тобой
Частичка ты России нашей,
Наша Югория – округ наш родной!
(звучит гимн ХМАО, дети встают)
Ведущий: Сейчас, в этом зале состоится игра – КВН -клуб внимательных и находчивых. “Мой край родной - Югра”, посвящённый Дню Югры.
Ребята продемонстрируют свои знания о родном крае и докажут , что они являются настоящими патриотами своей малой Родины.
Есть веселая игра,
Называется она
КВН.(дети)
Шутки, смех. Вопрос , ответ.
Знает ту игру весь свет-
КВН.(дети)
Что ж пора нам начинать.
Я хочу Вам пожелать
В КВН,(дети)
Чтоб дружными вы были,
Чтоб смеялись. Не грустили
В КВН.(дети)
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали
В КВН.(дети)
Чтоб жюри довольно было,
В КВН. (дети)
Ведущий: Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
1) Вот команда. «Хейро»…
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
(приветствие команды «») – хлопки
2) Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется «Иде
Хотят быть тоже впереди,
С весельем и находчивостью.
Всегда им по пути
(приветствие команды «») – хлопки
Ведущий: А названы так команды не случайно. Есть легенда у народов севера. Послушайте её. (рассказывает девочка в национальном костюме)
(ЛЕГЕНДА)
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только ХеЙро(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
Ведущий:А судить нашу встречу будет жюри в составе 3-х человек (представление членов жюри)
1.…Заика Александра Анатольевна – воспитатель подготовительной группы
2. …Котова Ирина Геннадьевна- воспитатель подготовительной группы.
3. Кукланова Светлана Афанасьевна…-заведующая детского сада………
Оценивать команды жюри будет по пятибалльной системе. У Вас на столе таблички с оценками.
(звучит песня « Мы начинаем КВН).
Первый конкурс. Представление команд. ( Команды объявляют название и девиз)
Ведущий: Итак, чтоб нам КВН не нарушить порядок-
Приветствия ваши мы выслушать рады!
1 команда
Капитан 1: команда
«Хейро»(все вместе)
Капитан 1:
Девиз наш : Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!
Все за одного, один за всех,
Тогда в команде будет успех!
Капитан 2: команда
«Иде»- (все вместе)
Капитан 2: девиз: “”
Ни шагу назад,
Ни сколько на месте,
А только вперед
И только все вместе.
(Обе команды):
Вы, жюри, нас не журите
Больше баллов присудите,
Тогда будем мы стараться
И с соперником сражаться!
Ведущий: А теперь уважаемое жюри оценки за конкурс приветствие!
.
Ведущий: Второй Конкурс «Разминка». Вам предстоит выбрать правильный ответ на вопрос. (С презентацией)
Вопросы команде Хейро«».
1.Какие народы являются коренными жителями ХМАО?:
А. Русские и украинцы. Б. Татары и башкиры.
В. Ханты и манси. Г. Молдаване и чеченцы.
(слайд)
2. Какой город является столицей ХМАО?:
А. Югорск Б. Нижневартовск.
В. Ханты-Мансийск. Г. Нефтеюганск.
(слайд)
3. Как называются леса ХМАО?:
- А. Тундра. Б. Степь.
- В. Тайга. Г. Пустыня.
(слайд)
4. Назовите основные занятия коренных народов севера.
(слайд)
5. Какое животное не обитает на территории ХМАО?:
А. Белка. Б. Крокодил.
В. Медведь. Г. Лиса
(слайд)
Вопросы команде «Иде».
1.Как назывался дом коренных жителей ХМАО народов ханты и манси?
А. Юрта. Б. Белый дом.
В. Чум. Г. Хата.
(слайд)
2..Назовите главное занятие жителей ХМАО в настоящее время.
А. Охота. Б. Добыча нефти.
В. Собирательство. Г. Рыбалка.
(слайд)
3.Как называются длинные узкие сани, применяемые на Севере для езды на собачьих и оленьих упряжках?
А.. Саночки. Б. Телега.
В. Карета. Г. Нарты.
(слайд)
- Какой город не расположен на территории ХМАО?:
А. Сургут . Б. Нягань
В. Москва. Г. Ханты-Мансийск.
- Какая птица из нижеперечисленных обитает на территории ХМАО?:
А. Попугай. Б. Глухарь
В. Страус. Г. Калибри.
(слайд)
Ведущий: Уважаемое жюри выставьте свои оценки за конкурс разминка.
Ведущий:. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. У хантов и манси, как и у других народов, есть свои обычаи, обряды, праздники, пословицы и поговорки.
Ведущий: Третий конкурс. Следующее задание для команд- назовите праздники народов хантов и манси
. Каждая команда называет 1 праздник. (Эля – Вороний день, Кирилл- Медвежий праздник)
Ведущий: Оценка жюри
Ведущий: Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто он и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место у огня, застеленное новой шкурой оленя. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.
К нам сейчас тоже придут гости и мы их с вами, ребята, встретим
бурными аплодисментами.
(звучит хантыйская музыка)
( Входит хантыйка )
Гостья. Пащаолэна няврамыт! (здравствуйте ребята)
Меня зовут Анэ.
Давайте поиграем с вами в игру, которая называется “Олени»
физкультминутка «Олени».
Сибирское небо ночи темней (Дети поднимают руки над головой),
Струйками пар из оленьих ноздрей.( Покачивают ими в разные стороны.)
Хей, хей, хей, (Дети скрещивая руки над головой),
хей, хей, хей. (бегут по кругу на носочках).
Свистят по дороге полозья саней (Имитируют скольжение лыж),
Поземка скользит и струится по ней. (держа руки за спиной).
Хей, хей, хей,( Дети скрещивая руки над головой,)
Хей, хей, хей.( Бегут по кругу на носочках).
И ветер с веселою песней моей (Дети бегут врассыпную, руками
Летит над просторами ( машут, как крыльями. )
Снежных полей
Хей, хей, хей, (Дети, скрещивая руки над головой),
Хей, хей, хей. (бегут по кругу на носочках).
Летит за оленями песня - мой друг, (Выполняют движения дирижера)
И стадо само собирается в круг
Хей, хей, хей, (Скрещивают руки над головой),
Хей, хей, хей. (бегут на носочках.)
Ведущий:. Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. И наш следующий конкурс “Конкурс чтецов.
Четвертый конкурс. “Конкурс чтецов”.
***
Я счастлив, что в крае Югорском родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
Не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
: Считаю свой край богатырски богатым,
Здесь самые лучшие в мире девчата.
Здесь самые смелые парни на свете,
Югра – ты красивее всех на планете!
***
Много стран на белом свете,
Я сегодня, скажу не тая,
Но милее нигде края нету,
Чем родная Югра, ты моя.
Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
: Всё до боли тут близко, знакомо,
Сосны, кедры, болота кругом.
Россыпь ягод, тропинка у дома,
Все мы в сердце своем бережем.
Ведущий: Оценка жюри
Пятый конкурс. “Отгадай загадку”.
Звучит мелодия ханты-мансийской песни. Гостья Анэ читает стихотворение.
В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.
- Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.
Загадки команде «Хейро»
- Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)
- Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нем громадные рога, ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит... (лось)
- . Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры) - Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)
- Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
Загадки команде «Иде».
- Из малых кошек из пятнистых.
А на ушах, представьте, кисти.
Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”
Она ведь хищник грозный.....(рысь) - На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)
8.. Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это - северный ... (олень)
9.Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)
10.Трусоват лесной красавец. Догадались это .... (заяц)
Гостья. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А мне пора возвращаться домой. До свидания!
Воспитатель. А наша с вами игра продолжается. Пожалуйста оценки жюри за конкурс загадок.
Шестой конкурс : конкурс капитанов.
( звучит музыка «капитаны» из КВН)
“Расскажи пословицу”. Капитан должен рассказать по 2 пословицы народов ханты или манси.
- Сильному оленю дорога не страшна, а слабому и короткая тяжела. (капитан «Хейро»)
- Не познаешь бурю, не оценишь тишины.
- Не завершив одно дело, не хватайся за другое.
- День прекрасен солнцем, а человек - трудом и добрым делом. (капитан «Иде»)
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, чем занимаются ханты и манси? (Охота, рыболовство, оленеводство, Ну а для того, чтобы заниматься охотой, строить чум мужчины коренных народов севера должны быть очень сильными и ловкими. И проверяют они свою силу с помощью одного состязания, которое называется “Талты юх”. Вот и мы с вами проведём небольшое состязание и определим кто из капитанов самый сильный и ловкий.
- Конкурс для капитанов. Состязание “Талты юх”.
- Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников.
Ведущий: хантыйские и мансийские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивали предметы орнаментом. Ханты и манси верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог увидеть. И вот для того чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие; на орудия охоты, рыболовства, на посуду, на детские люльки
Хантыйские узоры красивы и просты,
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб.
А нашим капитанам предстоит задание собрать узор.
Ведущий: Оценка жюри.
Седьмой конкурс Домашнее задание. (Музыкальный)
Команды исполняют музыкальные номера.
Подведение итогов. Вручение грамот!!!
(Звучит гимн КВН)
В завершение игры хочется поблагодарить игроков за их хорошие знания истории малой Родины. И мы надеемся, что вы и дальше продолжите знакомство с её богатой историей, более того, вы приумножите богатства Югры, созданные старшими поколениями – вашими родителями, родителями ваших родителей.
Мо-ло-дцы!
Ведущий: .Народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой край родной - Югра"
Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут....
"Мой край родной - Югра"
Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут....
Проект "Наш край Родной-ЮГРА"
Проект...
Конспект занятия "Мой край родной-Югра"
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живё...
Проект «Мой край родной – Югра»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о своей малой Родине – Югре....
Конспект ООД для детей старшей группы "Люблю тебя - мой край родной - Югра"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион Конспект ООД для детей ст...
Проект «Наш край родной - Югра».
Данный проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношени...