КВН-“Мой край родной - Югра”
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кулакова Наталья Александровна

Закрепление знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_moy_kray_-yugra.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

КВН-“Мой край родной - Югра”

Цель: закрепить знания детей о родном крае -  ХМАО-Югра.  

Задачи:

             Образовательные: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

  • Развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю;

 любовь и бережное отношение к природе родного края;   уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси. Вызвать желание больше узнать об их жизни

Ход:

Дети входят в зал .(звучит музыка)

 Ведущий  (вступительное слово). Добрый день , дорогие ребята и уважаемые гости! Мы  рады Вас приветствовать сегодня  в нашем зале.  

 Россия - это наша Родина, состоящая из различных  территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ Югра. 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения,    ему исполнилось 85 лет.

Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем

Ребенок: ( мальчик в национальной одежде ханта)

Здравствуй, округ!                
Здравствуй — это значит,
Будь красив и счастлив ты всегда!
С каждым годом становись богаче,
Процветай и здравствуй на века!
Каждый год ты год  за  годом,
Празднуй, округ, день рожденья свой!
Ты у нас единственный на свете,
Потому что ты для нас родной!

ДЕТИ :  вместе:

Цвети, расти и будь всех краше,
Наш округ - мы всегда с тобой
Частичка ты России нашей,
Наша Югория – округ наш   родной!

(звучит гимн ХМАО, дети встают)

Ведущий:  Сейчас, в этом зале  состоится  игра – КВН  -клуб внимательных  и находчивых.   “Мой край родной - Югра”, посвящённый Дню Югры.

Ребята  продемонстрируют  свои знания о родном крае и докажут , что они являются настоящими  патриотами своей малой Родины.

Есть веселая игра,

Называется она

КВН.(дети)

Шутки, смех. Вопрос , ответ.

Знает ту игру весь свет-

КВН.(дети)

Что ж пора нам начинать.

Я хочу Вам пожелать

В КВН,(дети)

Чтоб дружными вы были,

Чтоб смеялись. Не грустили

В КВН.(дети)

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вы отвечали

В КВН.(дети)

Чтоб жюри довольно было,

В КВН. (дети)

Ведущий: Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

1) Вот команда. «Хейро»…

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

(приветствие команды «») – хлопки

2) Про команду номер два

Разошлась уже молва.

Называется «Иде

Хотят быть тоже впереди,

 С весельем  и находчивостью.

Всегда им по пути

(приветствие команды «») – хлопки

Ведущий: А названы так команды не случайно. Есть легенда у народов севера. Послушайте  её. (рассказывает девочка в национальном костюме)

(ЛЕГЕНДА)

В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только ХеЙро(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
Ведущий:А судить нашу встречу будет  жюри в составе 3-х человек (представление членов жюри)

1.…Заика Александра Анатольевна – воспитатель подготовительной группы

2. …Котова Ирина Геннадьевна- воспитатель подготовительной группы.

3. Кукланова Светлана Афанасьевна…-заведующая детского сада………

Оценивать команды жюри будет по пятибалльной системе. У Вас на столе таблички с оценками.

(звучит песня « Мы начинаем КВН).

Первый конкурс. Представление команд. ( Команды объявляют название и девиз)  

Ведущий: Итак, чтоб нам КВН не нарушить порядок-

Приветствия ваши мы выслушать рады!

1 команда

 Капитан 1:  команда  

«Хейро»(все вместе)

 Капитан 1: 

Девиз наш : Дружба и успех!

Мы победим сегодня всех!

Все за одного, один за всех,

Тогда в команде будет успех!

Капитан 2:   команда

«Иде»- (все вместе)

Капитан 2: девиз: “”

Ни шагу назад,

 Ни сколько на месте,

А только вперед

И только все вместе.

(Обе команды):

Вы, жюри, нас не журите

Больше баллов присудите,

Тогда будем мы стараться

И с соперником сражаться!

Ведущий: А теперь уважаемое жюри  оценки за конкурс приветствие!

.

Ведущий:  Второй Конкурс «Разминка». Вам предстоит  выбрать  правильный ответ  на вопрос. (С презентацией)

Вопросы команде Хейро«».

1.Какие народы являются коренными жителями ХМАО?: 

А. Русские и украинцы.         Б. Татары и башкиры.
В. Ханты и манси.                  Г. Молдаване и чеченцы.

(слайд)

2. Какой город является столицей ХМАО?:

А. Югорск                           Б. Нижневартовск. 

В. Ханты-Мансийск.          Г. Нефтеюганск.

(слайд)

3. Как называются леса ХМАО?:

  • А. Тундра.                Б. Степь. 
  • В. Тайга.                   Г. Пустыня.

(слайд)

4. Назовите основные занятия коренных народов севера.

 (слайд)

5. Какое животное не обитает на территории ХМАО?:

А. Белка.                             Б. Крокодил.

В. Медведь.                        Г. Лиса

(слайд)

Вопросы команде «Иде».

1.Как назывался дом коренных жителей ХМАО народов ханты и манси?

А. Юрта.                   Б. Белый дом. 

В. Чум.                      Г. Хата.

(слайд)

2..Назовите главное занятие жителей ХМАО в настоящее время.

А. Охота.                                 Б. Добыча нефти.

В. Собирательство.                Г. Рыбалка.

 (слайд)

3.Как называются длинные узкие сани, применяемые на Севере для езды на собачьих и оленьих упряжках?

А.. Саночки.                             Б. Телега.

В. Карета.                                  Г. Нарты.

(слайд)

  1. Какой город не расположен на территории ХМАО?:

А. Сургут          .    Б. Нягань

 В. Москва.             Г. Ханты-Мансийск.

  1. Какая птица из нижеперечисленных обитает на территории ХМАО?:

А. Попугай.                 Б. Глухарь

В. Страус.                    Г. Калибри.

(слайд)

Ведущий: Уважаемое жюри выставьте свои оценки за конкурс разминка.

Ведущий:. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. У хантов и манси, как и у других народов, есть свои обычаи, обряды, праздники, пословицы и поговорки.

Ведущий: Третий конкурс. Следующее задание для команд-  назовите праздники народов хантов и манси

. Каждая команда называет 1 праздник.  (Эля – Вороний день, Кирилл- Медвежий праздник)

Ведущий:  Оценка жюри

Ведущий: Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто он и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место у огня, застеленное новой шкурой оленя. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.

К нам сейчас тоже придут гости и мы их с вами, ребята, встретим

бурными аплодисментами.

(звучит хантыйская музыка)

( Входит хантыйка )

Гостья. Пащаолэна няврамыт! (здравствуйте ребята)

 Меня зовут Анэ.

Давайте поиграем с вами в игру, которая называется “Олени»

физкультминутка «Олени».

Сибирское небо ночи темней (Дети поднимают руки над головой),

Струйками пар из оленьих ноздрей.( Покачивают ими в разные стороны.)

Хей, хей, хей, (Дети скрещивая руки над головой),

хей, хей, хей. (бегут по кругу на носочках). 

Свистят по дороге полозья саней (Имитируют скольжение лыж), 

Поземка скользит и струится по ней. (держа руки за спиной). 

Хей, хей, хей,( Дети скрещивая руки над головой,)

Хей, хей, хей.( Бегут по кругу на носочках). 

И ветер с веселою песней моей (Дети бегут врассыпную, руками

Летит над просторами ( машут, как крыльями. )

Снежных полей

Хей, хей, хей, (Дети, скрещивая руки над головой), 

Хей, хей, хей. (бегут по кругу на носочках).

Летит за оленями песня - мой друг, (Выполняют движения дирижера)

И стадо само собирается в круг

Хей, хей, хей, (Скрещивают руки над головой),

 Хей, хей, хей. (бегут на носочках.)

Ведущий:. Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. И наш следующий конкурс “Конкурс чтецов.

Четвертый  конкурс. “Конкурс чтецов”.

***

Я счастлив, что в крае Югорском родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я, и гордость свою не скрываю

Стихи я и песни Югре посвящаю!

 Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

: Считаю свой край богатырски богатым,

Здесь самые лучшие в мире девчата.

Здесь самые смелые парни на свете,

Югра – ты красивее всех на планете!

***

Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

 Ты - святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

: Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Все мы в сердце своем бережем.

Ведущий: Оценка жюри

Пятый конкурс. “Отгадай загадку”.

Звучит мелодия ханты-мансийской песни. Гостья Анэ читает стихотворение.

В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.

- Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.

Загадки команде «Хейро»

  1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)
  2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нем громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит... (лось)

  1. . Работящие зверьки строят дом среди реки.
    Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)
  2. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)
  3. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)

Загадки команде «Иде».

  1. Из малых кошек из пятнистых.
    А на ушах, представьте, кисти.
    Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”
    Она ведь хищник грозный.....(рысь)
  2. На спине иголки – длинные да колкие,
    А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик
    )

8.. Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это - северный ... (олень)

9.Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)

10.Трусоват лесной красавец. Догадались это .... (заяц)

Гостья. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А мне пора возвращаться домой. До свидания!

Воспитатель. А наша с вами игра  продолжается. Пожалуйста оценки жюри за конкурс загадок.

Шестой конкурс : конкурс капитанов.

( звучит музыка «капитаны»  из КВН)

“Расскажи пословицу”. Капитан  должен  рассказать по 2 пословицы народов ханты или манси.

  • Сильному оленю дорога не страшна, а слабому и короткая тяжела.  (капитан «Хейро»)
  • Не познаешь бурю, не оценишь тишины.
  • Не завершив одно дело, не хватайся за другое.
  • День прекрасен солнцем, а человек - трудом и добрым делом.  (капитан «Иде»)

Воспитатель: Давайте вспомним с вами, чем занимаются ханты и манси? (Охота, рыболовство, оленеводство, Ну а для того, чтобы заниматься охотой, строить чум мужчины коренных народов севера должны быть очень сильными и ловкими. И проверяют они свою силу с помощью одного состязания, которое называется “Талты юх”. Вот и мы с вами проведём небольшое состязание и определим кто из капитанов самый  сильный и ловкий.

  • Конкурс для  капитанов.  Состязание “Талты юх”.
  • Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников.

Ведущий:   хантыйские и мансийские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент.  Но не только для красоты они расшивали предметы орнаментом. Ханты и манси верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог увидеть. И вот для того чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие; на орудия охоты, рыболовства, на посуду, на детские люльки

Хантыйские  узоры красивы и       просты,

Вглядись, дружок, и скоро
 Поймёшь их сердцем ты.
 Узоров тех сплетенья
 Похожи то на рыб,
 То на рога оленьи,

 
То на речной изгиб.  

А нашим капитанам предстоит задание собрать узор.

Ведущий: Оценка жюри.

Седьмой конкурс Домашнее задание. (Музыкальный)

Команды исполняют музыкальные номера.

Подведение итогов. Вручение грамот!!!

(Звучит гимн КВН)

В завершение игры  хочется поблагодарить игроков за их хорошие знания истории малой Родины. И мы надеемся, что вы и дальше продолжите знакомство с её богатой историей, более того, вы приумножите богатства Югры, созданные старшими поколениями – вашими родителями, родителями ваших родителей.

Мо-ло-дцы!

Ведущий:  .Народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Югра"

Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут....

"Мой край родной - Югра"

Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут....

Конспект занятия "Мой край родной-Югра"

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живё...

Проект «Мой край родной – Югра»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о своей малой Родине – Югре....

Конспект ООД для детей старшей группы "Люблю тебя - мой край родной - Югра"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион        Конспект ООД для детей ст...

Проект «Наш край родной - Югра».

Данный проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношени...