Речевые логические задачи
материал по окружающему миру на тему

Джумагазиева Жаннат Зарлыхановна
Речевые логические задачи, разработанные Н.Ф.Виноградовой  – это рассказы – загадки о природе,  «задачки на удивление»,  которые позволяют развивать логическое мышление ​​и смекалку у детей 4 – 6 лет. Ответы детей будут свидетельствовать о том, насколько глубоко  они уяснили определённые связи и закономерности в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_rechevyh_logicheskih_zadach.docx110.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Рябинушка»

Речевые логические задачки

Подготовила

воспитатель

Джумагазиева Ж.З.

 г. Покачи

 Речевые логические задачки

        Речевые логические задачи, разработанные Н.Ф.Виноградовой  – это рассказы – загадки о природе,  «задачки на удивление», которые позволяют развивать логическое мышление и смекалку у детей 4 – 6 лет. Ответы детей будут свидетельствовать о том, насколько глубоко  они уяснили определённые связи и закономерности в природе. Я на протяжении нескольких лет использую данный материал в работе с детьми.



Что бабушка рассказала Саше?D:\Рисунки\Картин\snow%20tree.png



На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы и слушал, как поют птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, ие видно зверей.
Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была только белая поляна да снег.
Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки?»
Бабушка посадила внука иа колени и стала рассказывать Саше о зиме.
 
Что же она ему рассказала?



Кто обедал в птичьей столовой?


Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы?
В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.
Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.
В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягодки рябины.
А в пятницу в
птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.
Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?


Где снежинки?


(по рассказу Н. Калининой)
Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!
А на рукавицах блестят капельки воды.
Где же снежинки?



Зимние братья


Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.
Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команда лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом, самом старшем брате.


Волшебные льдинки


Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.
Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник иа крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.
До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.
Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?



Когда это бывает?



Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на земля снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?

Что здесь случилось?


Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.
— Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.
Расскажите, ребята, что здесь случилось.

Первые цветы



На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках — голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как они называются?



Почему деревья белые?



Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья будто снегом покрыты — белые стоят.
Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?



Что случилось на прогулке?



«В понедельник мы поедем в лес»,— сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.
Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,— сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.
Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?
D:\Рисунки\Картин\96f1403e24ect.jpgblomst



Удивительные капельки



На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце.
- Что это такое?- удивились ребята и побежали спрашивать у Елены Ивановны.
А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня бывают они? Останутся ли они на траве и цветах целый день?
 

Летом

Погода стоит теплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, акация, в лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиный пух.
Нарядны луга, лесные поляны. Все наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: здесь и колокольчики, и ромашки, и васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Из птичьих гнезд вылетают птенцы — учатся летать.
Когда это бывает? В каком месяце лета?



Кто где зимует?



(составлено Е. И. Золотовой)
Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель»; «А я, — сказал муравей,—... »; «А мы...» — зажужжали пчелы, жуки; «А я, — зашуршала гусеница,— ...»
Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?

http://dob.1september.ru/2003/12/25.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые логические задачи

Ознакомление старших дошкольников с явлениями живой и неживой природы с использованием речевых логических задач....

Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»

В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой....

Выступление на педсовете «Речевые логические задачи»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и мета обучения. Одно из таких средств – игра, ко...

Речевые логические задачи.

Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, которая имеет особое значение  для развития речи, в частности монологической, тем самым совершенствуется умение рассказывать, чётко и образно форм...