Экологическое воспитание в первой младшей группе.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Хабирова Людмила Юрьевна

Статья о том, как можно организовать экологическое воспитание в первой младшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

                      Мы все знаем, что экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста происходит через ознакомление с окружающим миром. С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. И задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.  Необходимо объяснить детям, что растения тоже живые. Что если сломать веточку у дерева оно будет плакать. Дети очень эмоциональны. Они всё понимают буквально. Начинают сочувствовать деревьям, жалеть их. И если правильно привить им эту любовь, то она сохраниться на всю жизнь. Дети младшего возраста, ещё не могут проводить какие либо наблюдения и поэтому их познания происходят в игре. Например, можно рассказать сказку о комнатных растениях. Что злой волшебник забрал всю воду и растения бы погибли. Но на помощь пришли мы с детьми и полили их. Растения очень обрадовались и стали ещё краше. Дети очень эмоциональны они начинают сочувствовать цветам. Они наблюдают за ними и даже начинают сообщать о разных неполадках с растениями. На прогулке дети знакомятся с деревьями и кустарниками. Так же в игре можно рассказать им, что нельзя обдирать кору с деревьев. И если на участке вы заметили ободранную кору на дереве, то необходимо обвязать это место тряпочкой, или платочком, объясняя при этом, что у дерева ранка и ему очень больно. А на следующей прогулке нужно обязательно принести с собой краску или белило и закрасить это место. Дети будут знать, что они помогли дереву.  Оно не погибнет. Наблюдая за деревьями на прогулке они видят, что деревья становятся разными. Например, что листочки были зелёные, а теперь красные. Что  на дереве ползали жучки и муравьи, а теперь их нет. Они начинают наблюдать за изменениями в природе.

Дети должны знать, что птичке нужны зёрна, также как  растениям вода, домашние животные не могут добывать сами корм и мы должны их кормить. И без этого понимания, воспитание не станет экологическим.

                 Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, но необходимо включать в нее работу с семьей. Для родителей оформлять различные стенды с информацией о воспитании экологической культуры детей, проводить родительские собрания. Родители должны принимать активное участие в акции «Поможем птицам зимой», вместе с детьми  должны строить кормушки, кормить птиц, наблюдать за тем, какие птицы прилетали к кормушкам, делать фотографии.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста работу надо строить по принципу « что вижу, то и познаю».

                Так в нашем детском саду есть два больших аквариума. Мы с детьми ходим смотреть рыбок. Вначале дети просто радовались увидев необычных рыбок. А  теперь мы здороваемся с ними, спрашиваем как у них дела, слушаем их настроение. Занятия строим по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре этих занятий- нравственное поведение ребёнка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Объясняем родителям, что когда они отправляются с ребёнком в лес на полянку,  нужно настраивать детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем вы повстречаетесь. И тогда у ребёнка загорятся глаза добрым блеском! Такие занятия и прогулки создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребёнка, элементарного экологического сознания.

                  Можно изучать песок играя с ним, ведь он такой разный. Сухой сыплется, а мокрый можно лепить. Игра «Найди шарик». В этой игре закрепляются знания о свойствах песка; знакомство с качествами предметов -размером, формой.  Можно изучать камушки. Ведь они тоже все разные. Здесь провести игру «Что как плавает». В этой игре закрепляются знания свойства камней. Можно сравнивать деревянную палочку и камень, что легче. Игра  «Достань камешек». Закрепит свойства камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.  Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей младшего возраста при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.

Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.

2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

4.Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993.

5.  Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологическому воспитанию в первой младшей группе

Формирование у детей младшей группы элементарных представлений о весенних изменениях в природе....

Конспект по экологическому воспитанию в первой младшей группе "Знакомство с коровой и теленком"

Конспект по экологическому воспитанию в первой младшей группе "Знакомство с коровой и теленком" Цели: Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее туловище...

Проект "Веточки березы" по экологическому воспитанию детей первой младшей группы

проект по экологическому воспитанию детей в первой младшей группе...

Открытое занятие по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Зимняя прогулка»

-Знакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, пушистый, в комнате превращается в воду).-Продолжить знакомить с зимними явлениями в природе (идетснег, он покрывает землю и ...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в первой младшей группе Тема: «Знакомство с лесом и его обитателями».

Тема: «Знакомство с лесом и его обитателями».Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.Цель: обогащать пр...

Экологическое воспитание в первой младшей группе

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...