Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Ваши права, дети!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цели: продолжать формировать у детей понятие о правах ребёнка.

 

Задачи:

Развивающие: развивать у детей понятие, о том, что каждый человек имеет право на имя, отчество, на проживание в семье, право на гражданство.

Приобщать детей к основам правовой культуры.

Образовательные: Закреплять понятия «семья», «отношения в семье».

Продолжать учить детей составлять грамматически правильные предложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_detey.docx464.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правовому воспитанию

в подготовительной к школе группе

«Ваши права, дети!»

D:\0\картинки   рамочки  вставки\вставки -клипы\вставки -клипы\ДЕТИ\kniga2.png

Цели: продолжать формировать у детей понятие о правах ребёнка.

Задачи:

Развивающие: развивать у детей понятие, о том, что каждый человек имеет право на имя, отчество, на проживание в семье, право на гражданство.

Приобщать детей к основам правовой культуры.

Образовательные: Закреплять понятия «семья», «отношения в семье».

Продолжать учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Активизировать словарь за счёт новых слов: полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья, внук, внучка, родственники, документ, генеалогическое древо, конвенция, право. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, упражнять детей участвовать в беседе.

Воспитательные: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Материалы: символы («Право на имя», «Право на гражданство», «Право на проживание в семье», «Конвенция о правах ребёнка», рисунки детей и членов их семьи, генеалогическое древо.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Семья», рассматривание семейных фотографий, разучивание пословиц, стихотворений о семье.

Ход занятия

Организационный момент.

     Педагог: - Ребята! Посмотрите, сколько сегодня много собралось гостей, потому что у нас сегодня очень важное и интересное занятие «Ваши права, дети»

Предлагаю поздороваться с гостями.

- А теперь все внимание на меня. Взялись крепко за руки, улыбнулись и подарили свою красивую улыбку друг другу.

Давайте все вместе вспомним, правило поведения на занятии.

Повторяйте за мной.

 

Запоминает наша голова,

Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).

Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)

Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)

Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).

Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно его послушаете.

Попробуйте догадаться, о чём сегодня на занятии мы будем с вами говорить.

Лишь появится ребёнок и дышать начнет едва

У него уже с пелёнок появляются права.

 

О чём мы сегодня будем говорить?

(сегодня на занятии мы будем говорить о правах ребёнка) (слайд 1) 

Подумайте и скажите чем мы отличаемся и чем похожи друг на друга?

(Дети: У нас есть руки, ноги, голова, туловище. Отличаемся цветом глаз, волос.)

Воспитатель: Молодцы, правильно определили. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Тебе дано, а другие им пользуются. Что это?

Дети: Имя.

Воспитатель: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Прежде всего имя отражало радость родителей по случаю рождения детя – Ждан, Любава, Милуша. Имя часто подчёркивало особенность характера ребёнка – Бессон, Неупокой, Злоб. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добрая), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, - все это древнерусские имена.

Воспитатель: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. К одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Андрей Петрович». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Андрея Петровича»? Кто они?

(Ответ: «Андрюшенька» - это мальчик, а «Андрей Петрович» - это взрослый).

Воспитатель: Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей?

(Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка).

Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель: Руси у человека было только имя, которое давалось ему при рождении. Но имя мало что говорило о человеке другим людям. Говорили: «Пётр, Иванов сын, Борис, Сидора сын.» Так от имени отца образовалось отчество. Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель: Когда станете взрослыми, вас тоже станут величать по имени и отчеству (слайд 2) 

игра «Давайте познакомимся»

Садитесь поудобнее в кружок, передавая мячик по кругу, вы должны назвать своё полное имя, а я проверю, как вы знаете свои фамилии, имена, отчества.

Молодцы ребята! Все вы хорошо знаете свои фамилии, имена, отчества.

Итог: Мы говорили об именах. Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя. Для того, чтобы запомнить, давайте повторим это право. (слайд 3) 

Как мы отличаемся друг от друга именами и фамилиями, цветом волос и глаз, так и у всех государств есть свои отличительные знаки – это Государственные символы - герб и флаг. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг и гимн). – Давайте вспомним эти символы.

Игра: Найди флаг своей страны (слайд 4)

Ни одно важное событие страны не обходится без поднятия государственного флага. Он развивается над зданием правительства.

Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.  

Герб – это знак отличия, эмблема государства. Посмотрите внимательно на наш герб, что вы видите? (ответы детей). На гербе России изображён орел с двумя головами.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный

Орел – это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

Граждане нашей страны гордятся своим гербом и флагом. И вы тоже являетесь гражданами нашей необъятной Родины – России.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.) (слайд 5) 

Воспитатель. – С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. (Воспитатель показывает детям свидетельство о рождении.) В этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. (слайд 6) О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. (слайд 7) 

Итог: Документ, Свидетельство о рождении» принадлежит гражданину России, и следующее право: каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, гражданство. Для того, чтобы запомнить, давайте повторим это право.

Физкультминутка «Семейная зарядка». (слайд 8)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

- Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна?

(Семья - это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.) (слайд 9)

«Давно - давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так назывались теперешние русский, украинский, белорусский народы. Славяне были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу и делать из нее себе одежду. Славяне были дружелюбными и гостеприимными. (слайд 10) 

Каждая семья - папа, мама, дети - жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других семей. Это была большая, дружная семья, со своими обычаями и традициями. Мужчины охотились и приносили добычу. Женщины готовили пищу, заботились о детях. Вот так ребята раньше жили наши предки славяне. (слайд 11)

Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим только близких родственников (маму, папу, бабушку, дедушку), я просила вас нарисовать свою семью. (слайд 12)

Но есть ещё и дальние родственники (Дяди, тёти, прабабушки, прадедушки, а есть ещё прапрабабушки и прапрадедушки) Чтобы разместить всех членов огромной семьи создают Семейное Древо. (слайд 13) 

Ребята, а какой должна быть семья? (Семья должна быть крепкой, дружной, заботливой, трудолюбивой, большой). (слайд 14)

Давайте вспомним пословицы о семье.

1. Вся семья вместе, так и душа на месте.

2. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

3. Где любовь и совет, там и горя нет.

4. В хорошей семье, хорошие дети растут.

5. На что и клад, когда в семье лад.

Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье.

- Да ребята, хорошо, что у вас есть семья вы самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят и понимают друг друга, весело живут все вместе.

Итог: следующее право ребёнка – иметь семью и воспитываться в семье. Для того, чтобы запомнить, давайте повторим это право. (слайд 15) 

- Давайте ещё раз вспомним права ребёнка о которых мы говорили на этом занятии. (слайд 16)

Все права детей записаны в международном документе - «Конвенция о правах ребенка». (слайд 16) 

Воспитатель: На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с другими правами детей, которые записаны в этом документе.

Итог занятия

Ребята, о чём сегодня на занятии мы с вами говорили? (Мы говорили о правах детей)

Вы сегодня все очень старались, отвечали на мои вопросы. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"

Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»

Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать  активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...

Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у детей подготовительной к школе группе наглядными средствами

Представленная программа направлена на повышение читательского интереса на основе наглядных средств. В ней представлен полный перечень книжных иллюстраций для работы с детьми и методы работы с ними. О...

Конспект непосредственно образовательной деятельности-исследования по теме: «Вертолет» для детей подготовительной к школе группы

Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практик...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осенний листопад" (для детей подготовительной группы)

Занятие, имеющее своей целью научить детей выражать своё творческое начало и своё собственное "Я" через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.Основными з...