Главные вкладки

    Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у детей подготовительной к школе группе наглядными средствами
    рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Представленная программа направлена на повышение читательского интереса на основе наглядных средств. В ней представлен полный перечень книжных иллюстраций для работы с детьми и методы работы с ними. Она представляет несомненный интерес для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, прошла апробацию и может быть рекомендована для использования в массовой практике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma.doc150.5 КБ

    Предварительный просмотр:

       Детские книги пишутся для воспитания,

                                                   А   воспитание   –    великое дело,

       Им    решается   участь   человека.

    В.Г. Белинский

    1. Пояснительная записка «Вместе с книгой мы растём»

    Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у дошкольников подготовительной к школе группы наглядными средствами составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.

    Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Работая над проблемой изучения читательских интересов старших дошкольников на протяжении ряда лет, я пришла к выводу, что необходимо выработать привычку к книге еще до того, как ребенок научится читать. Это послужит надежной гарантией приобретения необходимых знаний в будущем.

    Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию читательского интереса проводится один раз в неделю, длительностью 25-30 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Коммуникация».

    Работа по воспитанию читательского интереса проводится в системе, охватывающей все её стороны (познание, речь, словарь).

    Программа «Вместе с книгой мы растём» общим объёмом 16 часов изучается в течение года. Занятия можно проводить не в предложенном порядке, а произвольно.

    Актуальность:

    В начале 21 века проблема воспитания читательского интереса у дошкольников остаётся актуальной. Рассматривая актуальность данной проблемы в социальном аспекте, нужно отметить, что сегодня уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книгам другие источники информации: телевидение, компьютер. А как результат этого, школьники не любят, не хотят  читать. «Жить сегодня интереснее, чем читать», -  говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать: очень важный! Приобщая детей к книгам, мы воспитываем личность, развиваем нравственные и эстетические качества, формируем грамотную речь.

    В научном аспекте, эта тема была актуальна ещё в прошлом веке. Проблемой воспитания читательского интереса у дошкольников в педагогике и психологии занимались такие выдающиеся деятели педагогического труда, как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и многие другие. Например, В. А. Сухомлинский в своих работах изучал у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. К.Д. Ушинский описывал важность воздействия книг на нравственное воспитание личности. Советский педагог Тихеева Е.И. отмечала неисчерпаемое богатство русского языка при чтении детям детской литературы.

    В практическом аспекте актуальность исследования выражается в том, что, несмотря на то, что в теории проблема воспитания читательского интереса у дошкольников изучается различными учёными, в работе детских садов педагоги-воспитатели не всегда владеют полной технологией воспитания интереса к книгам. Чаще всего воспитатели недооценивают важность именно наглядных средств в воспитании читательского интереса у дошкольников, что формирует  равнодушного слушателя или читателя. А ведь без любви к книге невозможно воспитать гармонично развитую личность. Поэтому проблема воспитания читательского интереса у дошкольников остаётся актуальной «и по сей день».

    Цель:

    С помощью наглядных средств приобщить дошкольников к чтению художественной литературы.

    Задачи:

    - развитие потребности в овладении навыками чтения и слушания читаемых рассказов взрослыми;

    - повышение познавательного интереса;

    -  совершенствование речи;

    - обогащение словарного запаса детей.

    Методы работы:

    - внезапная демонстрация сказочного объекта или иллюстрации для рассматривания (вызов эмоциональной реакции и желание познакомиться с данным произведением);

    - разыгрывание кукольной драматизации или инсценировки;

    - новое оформление книжного уголка;

    - посещение книжного магазина или библиотеки;

    - просмотр презентации или диафильма;

    - создание книжек-самоделок или макетов сказок;

    - проведение дидактических игр по разным произведениям дошкольной литературы.

    Принципы:

    - принцип системности – использование в непосредственно образовательной деятельности разнообразных средств воспитания читательского интереса у дошкольников;

    - принцип учёта возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

    - принцип доступности – содержание и способы взаимодействия понятны и посильны для детей;

    - принцип наглядности – подразумевает использование различных наглядных средств воспитания читательского интереса у дошкольников.

    Ожидаемые результаты:

            - у детей появится потребность в овладении навыками чтения и слушания читаемых рассказов взрослыми;

            - повысится познавательный интерес;

            - совершенствуется речь;

            - обогатится словарный запас.

    2. Содержание программы непосредственно-образовательной деятельности  по воспитанию читательского интереса у дошкольников подготовительной к школе группы:

    Тематическое планирование. Таблица № 1

    № п/п

    Название произведения

    Задачи

    Методы и приёмы

    Художник-иллюстратор

    1.

    В. Катаев «Цветик-семицветик»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, макет цветка-семицветика);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций и макета «цветка-семицветика»

    В. Трубкович

    2.

    Ш. Перро «Мальчик с пальчик» (пер. с фран. Н. Шерешевской)

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации диафильма, внезапная демонстрация сказочного персонажа – маленького человечка с платочком, в  который его завернул купец);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    просмотр диафильма

    А. Савченко

    3.

    «Белая уточка» в обработке А. Афанасьева

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций

    Т. Шеварёва

    4.

    О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» (пер. с нем. Ю. Коринца) (1 часть)

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, фигурка быка);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    просмотр диафильма и демонстрация фигурки быка

    А.Савченко,

    Б. Степанцев

    5.

    А. Линдгрен «Принцесса, которая не хотела играть в куклы» пер. со швед. Е. Соловьёвой

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций

    О. Ионайтис

    6.

    Р. Качанов, Э.Успенский «Старуха Шапокляк»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, демонстрация сказочных предметов –  торт, билеты на поезд, гармошка Гены);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    просмотр диафильма, демонстрация

    сказочных предметов (торт, билеты, гармошка)

    А.Савченко,

    Б. Степанцев

    7.

    А. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –  цепь, кот, избушка);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций,

    демонстрация сказочных предметов –  цепь, кот, избушка

    С. Богачёв,

    И. Зуев

    8.

    А. Толстой «Приключения Буратино» (2 части)

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма, демонстрация сказочных предметов –  ключик, азбука, кукла «Буратино»);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    просмотр диафильма, демонстрация сказочных предметов –  ключик, азбука, кукла «Буратино»

    К. Сапегин

    9.

    И. Суриков

    «Детство»

    - развитие интереса к чтению стихотворения через наглядные средства (иллюстрации книги);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций

    С. Богачёв,

    И. Зуев

    10.

    «Сказка о морском царе и Настасье Премудрой» (пересказ А. Любарской)

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации слайдов диафильма);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    просмотр диафильма

    И.Большакова

    11.

    «Беляночка и Розочка», пер. с франц., обработка Е. Неволиной

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных героев –  двух кукол);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций,

    сказочных героев

    К. Бускэ

    12.

    Русская народная сказка «По щучьему велению»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного героя –  щуки);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочного предмета (щуки)

    В. Дугин

    13.

    Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета –  кольца);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочного предмета

    В. Чайчук,

    А. Ткачук

    14.

    Ш. Перро «Кот в сапогах»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных героев – кот в сапогах);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочных героев (кот в сапогах)

    Е. Белозерцевой

    15.

    Х.К. Андерсен «Дюймовочка»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов – цветка, девочки, лягушки);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций,

    сказочных предметов (цветка, девочки, лягушки)

    Л. Якшис

    16.

    Х.К. Андерсен «Снежная королева»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –снежная королева, снег);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций,

    сказочных предметов –снежная королева, снег

    Л. Якшис

    17.

    Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –железный солдатик, танцовщица);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –железный солдатик, танцовщица

    И. Боброва,

    В. Смирнов,

    В. Коркин

    18.

    С. Чёрный «На коньках»

    - развитие интереса к чтению поэзии через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета –коньки);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций,

    сказочных предметов –коньки

    С. Богачёв,

    И. Зуев

    19.

    Н. Носов «Заплатка»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –штанов, заплатки, игольницы, иголки, нитки);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций,

    сказочных предметов –штанов, заплатки, игольницы, иголки, нитки

    В. Васильева

    20.

    С. Аксаков «Аленький цветочек»

    - развитие интереса к разыгрыванию кукольной драматизации;

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при ответе на вопросы.

    разыгрывание кукольной драматизации

      –

    21.

    Н. Носов «Огурцы»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –огурцов, свистка);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –огурцов, свистка

    Г. Вальк

    22.

    Н. Носов «Фантазёры»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций

    И. Семёнова

    23.

    Н. Носов «Живая шляпа»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочных предметов –шляпы, кошки);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочных предметов –шляпы, кошки

    И. Семёнова

    24.

    Китайская народная сказка «Жёлтый аист»

    - развитие интереса к разыгрывание кукольной драматизации;

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    разыгрывание кукольной драматизации

    25.

    М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета –«краюшки чёрного хлеба»);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация сказочного объекта «краюшки чёрного хлеба»

    26.

    Русская народная сказка «Марья Моревна»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций

    И. Соковнина

    27.

    Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»

    - развитие интереса к чтению поэзии через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета – самовара);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочного предмета – самовара

    М. Рудаченко

    28.

    С. Маршак «Сегодня, завтра или вчера»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций

    А. Асеев

    29.

    Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного героя – серого волка);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочного героя (серого волка)

    Т. Иваницкая

    30.

    Русская народная сказка «Финист – ясный сокол»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций

    М. Ордынская

    31.

    Ершов П.П. «Конёк-горбунок»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги, демонстрация сказочного предмета – пера);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций, сказочного предмета (пера);

    В.А.Милашевского

    32.

    А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел»

    - развитие интереса к чтению через наглядные средства (иллюстрации книги);

    - повышение уровня познания в процессе знакомства с произведением;

    - совершенствование речи и обогащение словаря детей при пересказе и ответе на вопросы.

    демонстрация иллюстраций

    А. Савченко

    Представленная программа отвечает,  прежде всего, мотивационно-ценностному и когнитивному элементам воспитания читательского интереса у дошкольников. Использованные  в программе наглядные средства заинтересовывают детей, а в результате знакомства с интересными произведениями, пополняют «копилку» их знаний.

    Кроме этого в практике дошкольного учреждения в свободное время дети должны создавать книжки-самоделки и макеты по уже знакомым произведениям художественной литературы, должны проводиться дидактические игры и инсценировки по разным произведениям дошкольной литературы, посещаться книжные магазины и библиотеки. Еженедельно должна происходить смена темы уголка книги и размещение новых произведений. В результате в данной программе реализуется последний – практический компонент воспитания читательского интереса у дошкольников.

    3. Мониторинг

    Для выявления устойчивого интереса к чтению, а именно определения уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента используется педагогическая беседа.

    Данная методика позволяет выявить индивидуальные представления испытуемых о себе и о качествах человека, который много читает разной литературы.

    Предлагаемая методика включает в себя беседу с испытуемым о характеристиках человека, который любит чтение.

    В начале и в конце учебного года дети отвечают на пять стандартных вопросов:

    1. Ты любишь слушать или читать книги?
    2. Как ты думаешь для чего человек читает?
    3. Представь себе и опиши человека, который не любит читать? Какой это человек?
    4. Представь себе и опиши человека, который любит чтение? Какой это человек?
    5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

    Оценка выполнения задания:

    1. За положительный ответ в первом вопросе испытуемый получает 3 балла. За отрицательный ответ – 1 балл. За ответ «не знаю», «иногда» - 2 балла.

    2. За правильный ответ на все остальные вопросы ребёнок получает 3 балла. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Человек читает для того, чтобы много знать, чтобы быть общительным, интересным и так далее». Ребёнок может получить 2 балла за правильные, но неполные ответы на вопрос. Ошибочными считаются ответы: «Человек, который много читает, красивый», «Человек, который не читает, умный» (1 балл).

    3. К контрольным относятся вопросы: 1 и 5, 2 и 4. Ответы на которые должны соответствовать друг другу.

    Общая оценка результатов. Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребёнком по всем вопросам. «Замотивированными чтением»  считаются дети, получившие в сумме 11-15 баллов, средний уровень мотивации определяется 8-10 баллами, отсутствие мотивации можно считать у детей, получивших 5-7 баллов.                        

    Рассмотрим методику, с помощью которой оценивается уровень познания или сформированности когнитивного компонента воспитания читательского интереса.

    В начале и в конце учебного года дети выполняют следующие задания, отвечая на вопросы:

    1. Назови литературные жанры (от 3 до 4).

    2. Назови любимых писателей (3).

    3. Расскажи 2-3 стихотворения.

    4. Загадай 2-3 загадки.

    5. Назови 2-3 иллюстратора.

    Параметры оценки для данного возраста:

    3 балла – ребёнок не может выполнить предложенное задание, помощь взрослого не принимает;

    4 балла – ребёнок выполняет предложенное задание с помощью взрослого;

    5 баллов – ребёнок выполняет предложенное задание самостоятельно.

    Выводы об уровне развития:

    5 баллов – высокий;

    4 балла – средний;

    3 балла – низкий.

    Весь диагностический материал можно представить в виде таблицы, которую легко заполнить воспитателю детского сада (Таблица № 2).

    Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и  количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 6-7 лет.

    Для изучения развития речи и обогащения словаря детей используется методика составленная на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

    Уровень речевого развития дошкольников должен выявляться в начале и в конце учебного плана. Обследование проводится индивидуально с каждым ребёнком. Задания предлагаются с наглядными средствами (предметы, картинки, игрушки).

    Вопросы идут в логической последовательности. 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данным ребёнком самостоятельно; 2 балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого; 1балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого. В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины оценок 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1балл – это низкий уровень.

            Для оценки словаря и грамматики детей применяется следующая серия заданий:

            1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?

    1) Ребенок правильно объясняет значение слов: (это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);

    2) называет отдельные признаки, действия;

    3) называет 1 – 2 слова.

            2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

    1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

    2) подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

    3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

            3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

    1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу);

    2) правильно подбирает два слова;

    3) называет одно слово.

            4. Какая у ежа игла? Про что мы говорим: острый, острая, острые?

    1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

    2) правильно подбирает два слова;

    3) называет одно слово.

    5. Придумай предложение со словом игла.

    1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

    2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

    3) называет только одно слово .

    6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный)»

    «Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел)»

    1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

    2) называет 2 – 3 слова;

    3) подбирает только одно слово.

    7. Подбери слова, противоположные по смыслу: «Другой Бельчонок, которого обидели вернулся  домой…(грустный ,печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел)»

    1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

    2) называет 2 – 3 слова;

    3) подбирает только одно слово.

              8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?» (стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).

    1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

    2) подбирает два слова;

    3) называет только одно слово.

               9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

    1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

    2) подбирает два слова;

    3) называет одно слово.

            10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

    1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);

    2) называет правильно только одну форму;

    3) не выполняет задания.

            11. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

    1) Ребенок правильно исправляет все предложения;

    2) правильно исправляет два предложения;

    3) повторяет предложения без изменения.

            Для оценки связной речи детей применяется следующая серия картинок:

    1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

    1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);

    2) рассказывает, опуская начало или конец;

    3) перечисляет отдельные качества.

            2. Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

    1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

    2) рассказывает с помощью взрослого;

    3) перечисляет нарисованное на картинках.

            3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

    1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

    2) составляет рассказ с помощью взрослого;

    3) не справляется с заданием.

            Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

    1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.

    2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

    3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

    4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

    5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2  балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

    6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы -  2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

    Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.

    4. Работа с родителями

            Для повышения уровня воспитания читательского интереса у дошкольников необходимо проводить следующую работу с родителями:

    - размещать на информационном стенде данные о тех произведениях, которые соответствуют возрасту детей;

    - проводить следующие консультации для родителей: «Использование наглядных средств при чтении художественной литературы», «Диафильм как аналог книги», «Библиотека в жизни семьи», «Куда пойти? В книжный или игрушечный магазин?».

    5. Список литературы

    1. Гойко Н. Сказка учит находить общий язык// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9, стр. 39-43.

    2. Гриценко З. Детская книга и художники-иллюстраторы // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 1, стр. 31-37.

    3. Гриценко З. Иллюстрация как объект восприятия // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 3, стр. 44-52.

    4. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.:  Издательский центр «Академия», 2000, стр. 501-510.

    5. Куликовская И. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5, стр. 33-40.

     6. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

    7. Микляева Н. Читаем и обыгрываем сказки // Ребёнок в детском саду. – 2011. - № 2, стр. 31-34.

    8. Миронова Н. Как научить ребёнка любить литературу // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5, стр. 117-121.

    9. Петрова С. Мастерская добрых сказок // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12, стр. 31-37.

    10. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.

    11. Смирнова О. Приобщение к книге: опыт реализации проектной модели // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8, стр. 51-53.

    12. Тюников Ю, Маздниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9, стр. 31-38.

    13. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

    14. Хайлова Е. Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7, стр. 39-41.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Путешествие по родному городу» в подготовительной к школе группы

    Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и   истории его возникновения;   воспитывать любовь к родному городу , нравственно-патриотические чувства к своей малой родине....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»

    Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать  активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности-исследования по теме: «Вертолет» для детей подготовительной к школе группы

    Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практик...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Азбука безопасности» (для детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста)

    формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей...