Конспект "Осенняя пора"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Полякова Светлана Игоревна

Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект занятия по познавательному развитию

             Рассказ-рассуждение на тему «Осенняя пора» (8.09)

Цель: сформировать представление об осени как о времени года.

Воспитатель:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я...
(осень).

Дети отгадывают загадку.

-Правильно! Дети, какое сейчас время года?(Осень.)

- Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.(Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

-Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться н и загорать.

Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

- Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется? (Листопад.)

-Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?(Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.)

-А почему деревья сбрасывают листья? (Они так готовятся к зиме.)

-Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле. (На земле.)

-Как происходит сбрасывание деревом листа? (Ветер отрывает.)

-Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться? (Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.)

-Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки? (Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.)

-Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы знаете? (Птицы собираются стаями и улетают на юг.)

-Почему? (Им нечего есть.)

-Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет. (Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.)

-Как готовятся к зиме люди? Животные? (Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.)

-А дикие животные готовятся к зиме? Как? (Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.)

-Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы? (Да, ёж спит. Зимой у него могут завестись насекомые-паразиты, которые будут его беспокоить. Грибы и яблоки в норке будут преть, гнить и распространять запах, от которого все насекомые погибают. И ёжик спокойно спит всю зиму.)

-Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая? (Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.)

Воспитатель берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.

-Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать эти письма?

(Листок, листочек, листья.)

-Какие листья?

Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т.д. Дети называют листья.

-Образуйте родственные слова от слова «лист».

(Лист, листок, листик, листочек, лиственный, лиственница, листопад.)

Физкультминутка.

- Кто из вас был в выходные дни в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу? (рассказы детей)

-Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.

(Лесок, лесочек.)

-Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.

(Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.)

-Тропа в лесу какая? Как по-другому можно сказать это слово?

(Лесная. Тропа, тропинка, тропиночка, тропочка.)

-Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы, бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?

(Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная, покрыта пёстрым волшебным ковром.)

Игра «Подбери предмет»

Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?

Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;
осенняя – погода, ночь, одежда, сырость;
осеннее – небо, пальто, дерево, увядание;
осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.

 Подбор  глаголов  к слову «листья». Листья что делают?

(Желтеют, увядают, опадают, осыпаются, засыхают, расцвечиваются; под ногами шуршат, шелестят, шепчутся, перешёптываются...)

Итог. Дети, о чём мы сегодня говорили?

(Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.)

- Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем скоро наступит поздняя осень. Как в народе её называют?

( «Золушка в лохмотьях».)

-Я думаю, что мы хорошо отдохнули на лесной полянке, полюбили осень, почувствовали запах прелых листьев, их шелест, запах земли, цвет воздуха. Теперь можно и домой отправляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Консультация для родителей. "Пора - не пора?"

Когда все-таки приучать ребенка к горшку? По этому поводу существуют разные мнения. Попробуем разобраться....

«Осенняя пора - пора очарованья»

Экологическое воспитание» ребенка раннего дошкольного возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и виде...

Беседа "Знакомство с улицей" и «Пора не пора – не ходи со двора».

Цель: Познакомить детей с улицей её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре&raq...

Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"

Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"...

Беседа по ПДД "Пора не пора – не ходи со двора"

Беседа по ПДД«Пора не пора – не ходи со двора».Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.Приходит Кот Матроскин.Здравствуйте ребята! А вы любите играть в прятки? А кто не люб...

Долгосрочный проект "Осенняя пора- весёлая пора!" для подготовительной группы.

Актуальность темы: в условиях образовательного процесса в ДОУукрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережноеотношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместнойдеятельности детей и...