Тема: «День Жаворонка или день сорока птиц».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шершнева Наталия Алексеевна
познакомить детей с днём 22 марта – днём «жаворонков», днём «сорока птиц»; 
рассказать о традициях встречи весны у русского народа, закреплять представление о весне как времени прилёта перелётных птиц, уточнить представление о перелётных птицах нашего края, их образе жизни.
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.
Вызывать желание помогать пернатым друзьям и в зимнюю бескормицу и во время прилета в родные края.
Пополнить знания о зимующих и перелетных птицах.
Пробудить в детях чувство любви к родному краю, дружелюбное заботливое отношение к птицам.
Создание позитивного микроклимата в группе;
Осознание своего «Я»;
Создавать праздничное настроение у детей и родителей
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности,  о.о. «Познание», по экологии (мастер-класс, в средней группе).

                    Тема: «День Жаворонка или день сорока птиц».

Цель:

  • познакомить детей с днём 22 марта – днём «жаворонков», днём «сорока птиц»;
  • рассказать о традициях встречи весны у русского народа, закреплять представление о весне как времени прилёта перелётных птиц, уточнить представление о перелётных птицах нашего края, их образе жизни.
  • Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.
  • Вызывать желание помогать пернатым друзьям и в зимнюю бескормицу и во время прилета в родные края.
  • Пополнить знания о зимующих и перелетных птицах.
  • Пробудить в детях чувство любви к родному краю, дружелюбное заботливое отношение к птицам.
  • Создание позитивного микроклимата в группе;
  • Осознание своего «Я»;
  • Создавать праздничное настроение у детей и родителей.

Материалы: Зимнее и весеннее деревья; костюм Весны; костюмы для: мамы, дочки, сына; плащи птиц; картинки: ворона, снегирь, синичка, дятел, свиристель, журавль, грач, соловей, ласточка, кукушка, скворец, жаворонок; прищепки, перья, клей ПВА, кисть, глаза для птиц, клюв, тарелка, ножницы.

Музыка А. Рамиреса «Жаворонок» (оркестр П. Мориа); песня «Аист на крыше». (Авторы музыки и слов: Д. Тухманов и А. Поперечный)

                         

                                 Ход занятия.

Дети стоят полукругом. Ребенок читает загадку:

Ребенок: Тает снег, сосульки плачут,

                Ручейки бегут, звеня,

                Ветер теплый - это значит

                Что уже пришла весна.

Весна: А вот и я… здравствуйте мои друзья!

            Будит ласково весна

            Всю природу ото сна.

            Засветило солнце ярче,

            Заглянуло в каждый дом.

            Даже дышится иначе –

           Аромат весны кругом!

Ребенок: А в народе говорили так:

                Когда солнышко пригреет,

                Тогда и вода разольется,

                Тогда и лес зазеленеет,

                Тогда и птицы прилетают!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем праздновать День птиц. Почему именно сегодня – 22 марта?

А вот послушайте сказку: «В давние – предавние времена жила в одной деревне мать с двумя ребятишками. Вот как – то раз вечерком подходят дочка, и сын к матери и спрашивают:

-Матушка, а можно нам на улице раздетыми побегать?

- Нет, простынете.

- Матушка, мы хотим в лес сходить – ландышей нарвать.  

А мать, им: - Какие ландыши, если ещё снега на улице полно! Подождите, вот придёт весна.

 А дети не унимаются: - Матушка, а когда она придёт?

  Матушка им и отвечает: - Вот прилетят скоро к нам птицы, весну на крыльях и принесут.

- Благослови, мати, весну закликати – нам зима надоела, весь хлеб у нас поела.

- Ладно, завтра утром пораньше встанете и пойдёте весну звать – кликать!

А на завтра испекла матушка из теста птичек, отдала их детям и сказала:            - Ступайте на улицу, заберитесь по выше, птичек на ладошки посадите, да позовите:

  Жаворонки, прилетите,

  Студену зиму унесите,

  Теплу весну принесите,

  Зима нам надоела,

  Весь хлеб поела!

И пошли дети на пригорок весну кликать.

Воспитатель: И полетели на Русь птицы: и большие и малые. Говорят 40 разных птиц в этот день – (22 марта) прилетают.

 И я предлагаю послушать маленькую историю сорока птиц или историю 40 севатийских мучеников.

«В 313году Святой Константин Великий уравнял права христиан и язычников. При следующем царе христиане подверглись гонению. От них требовали отречения от Христа. Зимой 320 года, раздетыми, язычники заставили 40 христиан стоять на морозе в воде. Но мученики не склонились. Им перебили голени, затем сожгли, а обуглевшие кости бросили в воду. Христиане тайно собрали останки и погребли их.

Сорок мучеников. Сороки. Сорок сороков. Сорок сороков – окличка весны.

На сороки окликают весну в образе ее вестника – жаворонка. » (информация для родителей)

И первыми летят жаворонки. Поэтому этот день и называют «Жаворонками».

Танец птиц под музыку А. Рамиреса «Жаворонок» (оркестр П. Мориа)

Прилетели мы весной

С юга жаркого домой

Зиму там пережидали

По Отчизне тосковали!

Воспитатель: И зазвенели птичьи песни по все Земле Русской. Сегодня тоже птичьи песенки слышны. Скажите, песенки, каких птиц сейчас слышны? Назовите, кого услышите? (Включается запись голосов птиц)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть  в игру «Не сорока, не ворона». Я буду показывать картинку с изображением птицы. Посмотрим, как вы знаете птиц. Вы готовы?

Проводиться игра «Не сорока, не ворона и не чайка».

            Тогда начинаем: Не сорока, не ворона, и не чайка.

            А какая это птица?

            Отвечай-ка!

Во время игры воспитатель подходит к любому ребенку и показывает картинку. Ответ должен быть полным – он начинается словами: «Не сорока, не ворона… », а дальше называется изображенная на картинке птица.

Воспитатель: Ребята, а вы догадались, что это за птицы? (Перелётные). Почему их называют перелётными? (Ответы детей.)

Дети читают стихи о птицах.

1.  Средь раскидистых ветвей

     Вдруг защёлкал соловей!

     Он сейчас почти не спит, -

     Всюду трель его звучит!

2. В чаще леса, на суку,

    Слышу голос  я: "Ку-ку! "

    «Мне кукушка, сколько лет? » - спросил я.

   «Ку-ку! » - в ответ.

3. Приглядись-ка: там вдали

    В пляс пустились журавли!

    Стали рядышком в кружок,

    Прыг да скок, да прыг да скок.

    Ножками потопают,

    Крыльями похлопают!

    Каждый танец их хорош,-

    Очень уж на наш похож:

    И веселый, и смешной   …    

    Ах! … Как радостно весной!

4. Он в чёрной одежде,

    Но всё-таки врач.

    Спасает поля,

    От вредителей грач.

5. Под крышей дома целый день

    Мелькает быстрой птицы тень.

    Весёлых ласточек семья

    Домишко строит для себя.

6.Скворец поменьше, чем ворона,

   Зато побольше воробья -

   Он из скворечни как с балкона,

   Поёт не хуже соловья!

7.Жаворонок полевой!

   Нет певца чудесней!

   В чистом поле – домик твой,

   В ясном небе – песня!

Воспитатель: А давайте поиграем в игру «Узнай птицу по описанию».

  • Спинкою я зеленовата,

         Животиком желтовата,

         Черненькая шапочка

         И полоска шарфика (синица).

  • Странный доктор есть на свете.

     Он деревья лечит, дети

 - Где болит? Тук-тук!

          А, нашел! Тут- тут  (дятел).

  • Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

          С первым снегом на рябине

          Он появится опять (снегирь).

  • Северные гости

          Клюют рябины грозди,

          Так нарядны и ярки,

          На головках – хохолки (свиристель)

  • Особа всем известная,

         Она крикунья местная.

         Увидит тучку темную-

          Взлетит на ель зеленую.

         И смотрит, словно с трона.

         Кто она? (ворона).

Воспитатель: Ребята, а это какие птицы? (Зимующие)

                        А почему их так называют?

                       Тяжело им было зимой?

                       А как мы помогали птицам зимой?

Послушайте стихотворение о птицах.

                        «Наши друзья» (Г. Ладонщикова)

Каждый день, когда встаем,                Тут щеглы, чижи, синицы

Мы с братишкою вдвоем,                    И проныры - воробьи

Взяв крупы и хлебных крошек,          Ждут нас также терпеливо

На крыльцо бежим скорей.                 И красавцы – снегири…

Много ласковых, хороших                 Все привыкли – не пугливы,

Прилетают к нам друзей.                   Хоть руками их бери!

На кормушке сидя птицы

Чистят клювики свои.

Весна: А теперь детвора поиграть нам пора.

                Игра «Прилетели птицы»

            Прилетели птицы: голуби, синицы (машут руками)

            Мухи (топают) и стрижи (машут)

            Прилетели птицы: голуби, синицы

            Аисты, вороны, галки, макароны

            Прилетели птицы: голуби, синицы,

            Галки и стрижи, волки …

            И чижи, аисты, кукушки,

            Плюшки и ватрушки

            Лебеди и утки, и спасибо шутке!

Воспитатель: Ребята, мы должны всегда помогать маленьким друзьям. Зимой устраивать бесплатные столовые для милых пташек. Никогда не разорять гнёзд и не трогать птенцов.  Ведь на земле станет мрачно и скучно, если в лесу, в саду и парке замолчат птицы, природа осиротеет.

 « …Давайте будем                  И доверяли

        К тому стремиться,          Повсюду нам,

        Чтоб нас любили              Как самым верным

        И зверь, и птица               Своим друзьям!...»

                                                       (И. А. Мазнин «Давайте дружить»)

Дети исполняют танец на песню «Аист на крыше». (Авторы музыки и слов: Д. Тухманов и А. Поперечный)

Весна: А мне пора. В лесах, на полях и лугах у меня ещё много работы. Я не прощаюсь с вами. Вы с вами встретимся, как только вы выйдите на улицу.  Я вас жду! А на прощанье у меня, для вас, есть подарок.

Воспитатель: Весна, ушла наводить порядок в природе, а нам с вами подарила весеннее дерево. Так давайте пригласим погостить птиц,  на наше дерево.

Дети с родителями делают птиц из прищепок и сажают их, на ветви дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Жаворонок за собой сорок птиц привёл» для детей средней группы

Фольклорный праздник посвященный встрече весны. особенностью проведения праздника является активное привлечение родителей в качестве персонажей....

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема «День святого Николая - день добра

Задачи:  Целостное духовно- нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российск...

22 марта "Сороки- день жаворонка"

Конспект народного праздника  "Сороки- день жаворонка" в детском саду....

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы Тема: «День Жаворонка или день сорока птиц».

Конспект совместной деятельности с детьми средней группыТема: «День Жаворонка или день сорока птиц»....

Календарно-тематическое планирование по лексическим темам "День знаний", "Игрушки. День Смайлика"

В  данном методическом материале приведено примерное планирование режимных моментов,  проведения прогулки, непрерывной образовательной деятельности по темам " День знаний", "И...