ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Юлия Евгеньевна Соколова

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Расскажи

и я забуду, покажи

и я запомню, дай

попробовать

и я пойму.

Китайская пословица

     С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.

     К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

     Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

     С введением ФГОС ДО в систему дошкольного образования изменились требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны сформироваться такие навыки, как: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

     Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. Ведь дети по природе своей исследователи. А исследовательская, поисковая деятельность –естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это – объекты исследования.     Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.

     Таким образом, назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию. Эту работу мы начали с построения предметно -развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме.  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан Уголок экспериментирования. Традиционным стало проведение открытых познавательных занятий с элементами экспериментирования. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

     В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый –не учитель –наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

     Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это –в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Далеко не все явления доступны пониманию детей. Однако то, что может быть понято ими, не должно представлять собой сумму отрывочных сведений. Знакомство ребёнка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. А это возможно в том случае, когда явления будут обобщены, и представлять собой некоторую систему знаний о реальной действительности. Отсюда и возникает необходимость систематического, а не эпизодического ознакомления детей с физическими явлениями. Занимательные опыты, эксперименты, включенные в программу «Маленькие Эйнштейны» побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В методических рекомендациях даны практические указания по организации поисково -познавательной деятельности детей, работе с родителями и работе с педагогическими кадрами.

  Требования к оформлению и содержанию Уголков экспериментирования

Основное оборудование:

приборы –помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха,

ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т.д;

технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т.д.;

разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;

прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование:

детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов.

Карточки-схемы проведения экспериментов.

Литература:

  1. Данный пункт разработан на основе статьи Г.П.Тугушевой, А.Е.Чистяковой «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста» // «дошкольная педагогика»,2001. –С.34 -35.

  1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников. / О. В. Дыбина. -М., ТЦ Сфера, 2005. –192 с.

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду. / А.И. Иванова. -М., 2003. –56 с.

  1. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности

дошкольников. / Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2005. -64 с.8.

  1. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997.

  1. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в летний период. Технологические карты для педагога. Ширма для выставки в методическом кабинете.

Ширма для тематической выставки в методическом кабинете. Технологические карты проведения предметно-поиковой деятельности  в летний период с детьми старшего дошкольного возраста. Думаю, что этот ...

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-иссле...

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»...

Сценарий творческой гостиной «Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Программой»

Сценарий творческой гостиной "Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствиис Программой" п...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НЕПОСЕДЫ»

Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Физическое воспитание затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует  мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....