Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

     Пучкина Виолетта Андреевна

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»

    Задачи:
    Образовательные:

    ·         обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках

    ·         уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме

    ·         закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

    Развивающие:

    ·         развивать внимание, память

    ·         улучшать общую моторику и координацию движений

    ·         развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

    Речевые:

    ·         отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений

    ·         активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие

    ·         обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

    Воспитательные:

    ·         воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы

    ·         воспитывать чувство любви к родной природе

    ·         воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

     

    Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

    Предварительная работа:

    Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

    Методы и приемы, использованные на занятии:

    • информационно – рецептивный метод,

    • словесный метод,

    • наглядный метод,

    • практический метод,

    • игровой метод.

    Ход занятия.

    Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

    Ребята, отгадайте загадку:

    Он с бубенчиком в руке,

    В сине – красном колпаке.   

    Он веселая игрушка,

    А зовут его… Петрушка

    Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
    - Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

    Неживая природа

    Растительный мир

    Животный мир

    Неживая природа осенью.

    - Когда приходит осень?

    - Какие осенние месяцы вы знаете?

    - Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

    - Назовите признаки осени в неживой природе?

    Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
    - Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
    - Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

    Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

    Петрушка: «Ой, как скучно!»

    Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

    Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы…

    Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать  листочки.

    Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка- осины.) Молодцы, правильно.

    Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

    Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

    дуб – дубовый

    клён – кленовый

    осина - осиновый

    рябина – рябиновый

    берёза – берёзовый

    тополь – тополиный

    калина - калиновый

    Молодцы! Правильно 

    Растительный мир осенью

    Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
    - Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.
    - Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
    - Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн., листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

    Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

    Летом вырастают зелёными,
    А осенью опадают желтыми.

    Под ногами лежат,
    Зашагаешь — шуршат,
    Яркие, цветные,
    Краешки резные.
    - Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

    Пальчиковая гимнастика «Осень» 

    Ветер северный подул

    (подуть на пальцы)

    С-С-С все листочки с липы сдул

    (с-с-с)

    Полетели, закружились и на землю опустились.

    (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

    Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

    (постучать пальцем по столу)

    Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

    (постучать кулачками по столу)

    Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

    (плавные движения вперед-назад кистями)

    Одеялом их накрыл.

    (ладони крепко к столу)

    Животный мир осенью

    - Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
    - Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
    - Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
    - Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
    - Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
    - что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
    - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.) 
    - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

    - Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
    - Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

    Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
    Дети встают около стульчиков.
    Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
    Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
    - Молодцы! Очень внимательны.

    Петрушка: «Отгадайте загадку!»

    Болтлива птичка - спору нет,

    Расскажет новость и секрет!

    Красива с виду, белобока

    Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

    Эта птица перелётная или зимующая?

    Человек осенью

    - Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
    - Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
    - Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
    - Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
    - Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
    - А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.) 
    А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

    - Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
    - Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
     
    Дидактическое упражнение «Вершки-корешки» 
    - У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

    Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

    Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами? 
    -Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
    - Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
    - Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»

    Задачи:
    Образовательные:

    • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
    • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
    • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

    Развивающие:

    • развивать внимание, память
    • улучшать общую моторику и координацию движений
    • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

    Речевые:

    • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
    • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
    • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

    Воспитательные:

    • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
    • воспитывать чувство любви к родной природе
    • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

    Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

    Предварительная работа:

    Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

    Методы и приемы, использованные на занятии:

    • информационно – рецептивный метод,

    • словесный метод,

    • наглядный метод,

    • практический метод,

    • игровой метод.

    Ход занятия.

    Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

    Ребята, отгадайте загадку:

    Он с бубенчиком в руке,

    В сине – красном колпаке.   

    Он веселая игрушка,

    А зовут его… Петрушка

    Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
    - Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут 
    схемы-подсказки.

    Неживая природа

    Растительный мир

    Животный мир

    Неживая природа осенью.

    Когда приходит осень?

    - Какие осенние месяцы вы знаете?

    - Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

    - Назовите признаки осени в неживой природе?

    Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
    - Почему погода становится прохладной?
     (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
    - Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (
    По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

    Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

    Петрушка: «Ой, как скучно!»

    Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

    Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы…

    Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать  листочки.

    Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка- осины.) Молодцы, правильно.

    Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

    Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

    дуб – дубовый

    клён – кленовый

    осина - осиновый

    рябина – рябиновый

    берёза – берёзовый

    тополь – тополиный

    калина - калиновый

    Молодцы! Правильно 

    Растительный мир осенью

    Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
    - Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (
    мы будем говорить о растениях.
    - Что мы относим к растительному миру? 
    (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
    - Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? 
    (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн., листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

    Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

    Летом вырастают зелёными,
    А осенью опадают желтыми.

    Под ногами лежат,
    Зашагаешь — шуршат,
    Яркие, цветные,
    Краешки резные.
    - Что же меняется в жизни трав и цветов?
     (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

    Пальчиковая гимнастика «Осень» 

    Ветер северный подул

    (подуть на пальцы)

    С-С-С все листочки с липы сдул

    (с-с-с)

    Полетели, закружились и на землю опустились.

    (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

    Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

    (постучать пальцем по столу)

    Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

    (постучать кулачками по столу)

    Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

    (плавные движения вперед-назад кистями)

    Одеялом их накрыл.

    (ладони крепко к столу)

    Животный мир осенью

    - Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
    - Кого мы относим к животному миру? 
    (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
    - Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? 
    (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
    - Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? 
    (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
    - Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? 
    (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
    - что меняется в жизни птиц с приходом осени? (
    есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
    - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? 
    (Такие птицы называются перелетными.) 
    - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. 
    (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

    - Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
    - Верно. Такие птицы называются 
    оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

    Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
    Дети встают около стульчиков
    .
    Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
    Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
    - Молодцы! Очень внимательны.

    Петрушка: «Отгадайте загадку!»

    Болтлива птичка - спору нет,

    Расскажет новость и секрет!

    Красива с виду, белобока

    Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

    Эта птица перелётная или зимующая?

    Человек осенью

    - Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
    - Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
    - Какие работы выполняются в садах? - А в садах?
     (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
    - Саша, какие еще работы выполняются в саду? 
    (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
    - Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
    - А как трудятся в деревне, на полях? (
    В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.) 
    А вы, ребята, как трудились всю осень? (
    А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

    - Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
    - Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
     
    Дидактическое упражнение «Вершки-корешки» 
    - У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

    Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

    Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами? 
    -Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
    - Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
    - Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в осенний лес"

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы"Путешествие в осенний лес"...

    Конспект ННОД в подготовительной к школе группе по теме "Осенняя мозаика"

    Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «Осенняя мозаика» в соответствии с ФГОС...

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»Задачи:Образовательные:·         обобщить представления детей об осени как времени года, ее при...

    Конспект осеннего праздника с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Осенние картинки»

    Закрепление и расширение знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе....

    конспект интегрированого НОД в подготовительной к школе группе "Ах, какая осень!"

    НОД в подготовительной к школе группе включает в себя:1 часть- речевая, закрепление знаний об осени, ее признаках.2 часть- практическая- конструирование листа "Геоконд"3 часть- продуктивная ...