«Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Развивать зрительную и слуховую память.

Развивать образность речи.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивать общую моторику, координацию.

Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Ходзанятия:

(Детисидятполукругомнастульях)

Вос- ль: Дружно  за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Побежит тепло по кругу

Будем вместе очень дружно

Фантазировать играть

Мы хотим ,всё знать.

Вдруг слышат стук!

Вос – ль: Дети! В гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите у Лили письмо.

«Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».

Вос-ль: Дети, что же нам нужно сделать?

Ответы детей (спасти насекомых, выручить из беды).

Вос-ль: Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды?

(Ответы детей).

Вос-ль: Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут и насекомые выйдут на свободу.

 

1.Прыгает пружинка, зелёная спинка

 С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)

Подойди к оранжевому колпачку с цифрой 1

2.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск

Людям всем она мила, а зовут её (пчела)

Подойди к красному колпачку с цифрой 2

3.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела

Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза

Называют её (стрекоза)

Подойди к зеленому колпачку с цифрой 3

4.Он работник настоящий ,очень, очень работящий

Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом

Без работы хоть убей, жить не может (муравей)

Подойди к синему колпачку с цифрой 4

5.Она легка, красива, изящна, легкокрыла

Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок(бабочка).

Подойди к желтому колпачку с цифрой 5

6.Не жужжу, когда сижу, не жужжу ,когда хожу

Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)

Подойди к красному колпачку с цифрой 1

7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней

А на ней кружочки, чёрненькие точки(божья коровка)

Подойди к желтому колпачку с цифрой 2

8.Целый день она летает, всем надоедает

Ночь настаёт, тогда перестаёт(муха)

Подойди к синему колпачку с цифрой 3

9.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало

 И на брюшке полоса, потому, что я (оса)

Подойди к зеленому  колпачку с цифрой 4

Вос-ль: Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали. Ребята, так кого мы выручали из беды?

Дети:Насекомых

Вос-ль:Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний.

 

Физкульминутка

Гусеница

Вос-ль:Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.

Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся « кокон»

Свив на ветке этот дом(вращают руками)

Дремлет гусеница в нём(ладошки под щекой)

Спит без просыпа всю зиму(ладошки поменять)

Но ,зима проходит мимо(взмахи руки вверх)

Март,апрель,капель,весна(хлопки на каждое слово)

Просыпайся соня-сонюшка(потягиваются)

Под весенним ярким солнышком(рисуем солнце)

Гусенице не до сна(грозят пальцем)

Стала бабочкой она(машут руками крыльев).

Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?

(Ответы детей)

Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то,  что жуки, мухи, бабочки,  стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти,  когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?

(Ответы детей)

Вос – ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?

(Ответы детей: Бегают, прыгают, летают) 

Вос-ль: Чем питаются насекомые?

(Ответы детей :цветочным нектаром, листьями растений)

Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?

(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)

Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?

(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)

Вос – ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?

(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)

Вос – ль: Итак,  значит на какие группы мы их можем разделить 

(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)

Вос – ль: Назовите полезных насекомых?

(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)

Какую пользу они приносят?

(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )

Назовите вредных насекомых?

(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)

Какой от них вред?

(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

 

А теперь давайте покажем как разговаривают насекомые?

Жу – жу – жу  жжужит пчела

Хороши мои дела

Зу – зу – зу комар пищит

Укусить скорей спешит

Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез

Жук жужжит гу - жу –гу – жу

Я любого разбужу

Назовите насекомых которые относятся к хищным?

(Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищными?

(Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)

 

Игра «Назови-ласково»

Комар-комарик

Жук-жучок

Пчела-пчёлка

Усы-усики

Лапы-лапки

Муравей-муравьишка

Стрекоза-стрекозка

Муха-мушка

Вос – ль: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).

Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.

Зачем им такая окраска? (защищаться, прятаться от врагов).

Вос – ль: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве .Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?

Ответы детей(она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)

Вос – ль: Почему нельзя трогать и обижать насекомых?(они живые)

Вос – ль: Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения ,погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

 

Игра: «Закончи предложение»-правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите.

Жук большой ,а комар……..маленький

Бабочка летает ,а гусеница……ползает

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….в муравейнике

У птиц две лапки ,а у насекомых……шесть

Божья коровка маленькая, а улитка …большая

Пчёлы из нектара делают…мёд

У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные

Вос-ль: Ребята, а сейчас я вас прошу  подойти к столу , чтобы ожила наша полянка предлагаю её украсить  насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!

Вос-ль: Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам  ребята, за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу!

 

Физкультминутка

Мы божьи коровки, быстрые и ловкие

По травке сочной мы ползём

А после в лес гулять пойдём

В лесу черника и грибы 

устали ноги от ходьбы

И кушать мы давно хотим

Домой скорее полетим.

Ребята, так о ком мы сегодня вели разговор?

Что нового вы узнали?

Вам понравилось в стране знаний?

А мне понравилось, вы были активны, внимательно слушали, старательно выполняли задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...