Проект создания экологической тропы "Нам с природой по пути"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Червякова Лидия Михайловна

Данный проект разрабатывался как итоговая работа на долгосрочных курсах повышения квалификации по специальности "Дошкольное воспитание". Проект получил высокую оценку аттестационной комиссии. Частично был реализован на территории нашего ДОУ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii.doc133 КБ
Office presentation icon nam_s_prirodoy_po_puti.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 50 «Журавушка» города Канска»

Проект экологической тропы

«Нам с природой по пути»

Разработчик:  Червякова Лидия Михайловна, воспитатель

г. Канск,

2016 г.

Общие положения

Человечество со всей очевидностью начинает осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф. Энгельса, который пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Запас полезных ископаемых неуклонно снижается, исчезают с лица Земли многие виды растений и животных и все это происходит не в процессе стихийных бедствий и катастроф, а из-за жизнедеятельности людей, из-за их экологической безграмотности.

Что  такое экология? Термин «экология» (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие «экология» не ограничивается только биологическими рамками.

Состояние окружающей природной среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой.

Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главным в экологическом образовании является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Основным законом нашей страны является Конституция. В статье 9 говорится о том, что «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ  и «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266,  созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 года № 236 (с учетом Декларации Конференции ООН об окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующее Постановление Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

 В 1989 году была разработана Концепция Дошкольного Воспитания, в которой ключевой позицией является охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов работы с детьми. Концепция подразумевает приобретение ребёнком в дошкольном детстве основ личностной культуры, которая включается ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Концепция прописывает те ценностные основы, которые ребёнок должен освоить в дошкольном детстве. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем. Испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер. Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы. Ценности переживания: ребёнка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается её красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Условия формирования этих ценностей – любознательность ребёнка, которая может быть направлена взрослым к объектам всё более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребёнка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый даёт каждому ребёнку почувствовать себя « ответственным лицом», причастным к происходящему. В результате формируются начала экологического сознания.  Начало формированию системы непрерывного экологического образования в России положили материалы Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 г. и конгрессы в Москве, «Тбилиси + 10» (1987 и 1990 гг.). Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Указанные документы определяют создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования. На основе этого были созданы программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, которые нашли поддержку в регионах. В Уставе нашего дошкольного учреждения в  Общих положениях, в соответствии с Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одной из задач ДОУ  согласно образовательной области «Безопасность» является формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания через:

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- формирование представлений  об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,

– Актуальность проекта / программы;

      Наш детский сад функционирует с 1987 года. Он расположен в спальном районе города. Территория участка довольно большая, что дает возможность для реализации наших творческих фантазий. С открытия детского сада  мы стараемся ежегодно облагораживать территорию нашего детского сада: высажены деревья и кустарники, цветы. Но этого недостаточно для полноценного формирования экологического сознания дошкольника.  

В процессе педагогической диагностики выявлено, что многие дети не знают названий растений, которые достаточно распространены у нас в городе и крае. Знакомство происходит зачастую только через иллюстрации. Ребенок лишен возможности  потрогать, понюхать и исследовать объекты живой природы. Как следствие, у ребенка нет интереса к объектам природы,  он недопонимает ценность живого. Анкетирование показало недостаточный уровень экологической грамотности родителей.

Поэтому возникла идея создать проект экологической тропы, предназначение  которой в экологическом обучении и воспитании тех кто ее посещает. Мы поставили перед собой цель: Создание обустроенной прогулочно-познавательной экологической тропы с целью экологического просвещения дошкольников.

Данный проект не противоречит концепции программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (под ред. В.И. Логиновой), по которой работает наш детский сад. Экологический компонент данной программы представлен в разделе «Ребенок открывает мир природы» (Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова). Его содержание базируется на научных исследованиях. Особенностью программы является ее системность. В ней последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой: от внутренних связей живого к внешним связям организма и среды и далее к многообразию связей живого в экосистеме. Программа ориентирована на развитие самостоятельности ребенка в познании природы и взаимодействии с живыми существами, о чем свидетельствует ее название.

     

– Задачи проекта:

- проанализировать теоретические основы создания экологической тропы;  

- выявить объекты тропы и обозначить маршруты для детей старшего дошкольного возраста;

- разработать модель экологической тропы детского сада;

- привлечь коллег и  родителей к созданию экологической тропы.

- организовать учебно-воспитательный процесс на экологической тропе для детей старшего дошкольного возраста;

- провести мониторинг эффективности использования экологической тропы в образовательном процессе.

– Участники проекта (целевая аудитория, с указанием статуса, возраста и территориальной принадлежности участников);

Участниками проекта являются:

- сотрудники МБДОУ № 50 – воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;

- родители;

- воспитанники (от 5 до 7 лет);

- старшеклассники ОУ – участники городского трудового отряда старшеклассников;

- педагоги МБОУ ДОД «Станция юных  натуралистов».

– Сроки реализации проекта / программы

Проект рассчитан на 1 год – с 1.03.2016 по 1.03.2017 гг.

– Планирование реализации проекта / программы (оформляется в табличной форме);

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Результат мероприятия

Примечание

11

Изучение теоретических основ создания экологической тропы

1.03-1.04

Инициативная группа:

Червякова Л.М.

Дьячукова Е.Е.

Создание методической копилки по организации экологической тропы

2

Разработка модели экологической тропы с учетом специфики территории МБДОУ № 50

1.03-15.04

Инициативная группа:

Червякова Л.М.

Дьячукова Е.Е.

Создание модели-макета экологической тропы;

Консультация специалистов СЮН

3

Создание станций экологической тропы:

- «Огород»

- «Цветник»

- «Метео-площадка»

- «Аптека на земле»

- «Альпийская горка»

- «Сухой ручей»

- «Птичья гостиная»

1.04 – 31.08

Воспитатели:

Кобозова И.Е.

Иванова И.В.

Перепечко О.В.

Мозолева Е.В.

Уфимцева В.В.

Тишкина Н.А.

Мухортова Т.В.

Рязанцева А.В.

Инициативная группа: Червякова Л.М.

Дьячукова Е.Е.

Создание действующих станций

Проведение предварительной работы:

Посадка рассады,

Подготовка территории,

Приобретение почвы, удобрений, инвентаря и других материалов для создания и оформления станций тропы

Привлечение ТОС, родителей

4

Разработка маршрутов экологической тропы и оформление текста экскурсии по маршрутам

1.05-31.08

Старший воспитатель

Зубенко З.П.

Инициативная группа

Червякова Л.М.

Дьячукова Е.Е.

Создание план-схемы маршрутов на экологической тропе

Оформление текстового сопровождения на маршрутах

Консультация специалистов СЮН

5

Презентация экологической тропы

3.09-7.09

Старший воспитатель

Зубенко З.П.

Инициативная группа

Червякова Л.М.

Дьячукова Е.Е.

Проведение торжественного открытия экологической тропы

Приглашение родителей, специалистов УО, СМИ

6

Проведение образовательной работы на экологической тропе

В течение учебного года

Старший воспитатель

Зубенко З.П.

Инициативная группа

Червякова Л.М.

Дьячукова Е.Е.

Воспитатели МБДОУ

Проведение занятий, прогулок, экскурсий, праздников на экологической тропе

7

Проведение педагогической диагностики по экологическому воспитанию

В течение учебного года

Старший воспитатель

Зубенко З.П.

Инициативная группа

Воспитатели МБДОУ

Таблица уровней усвоения материала по экологическому воспитанию дошкольников

Корректировка деятельности и разработка планов  индивидуальной работы с дошкольниками

– Этапы реализации проекта / программы (описание механизмов, методики); уточнение

1. Изучение теоретических основ создания экологической тропы.

На данном этапе была изучена разнообразная методическая литература, использованы информационные ресурсы. По итогам изучения материала создана методическая копилка, как в печатном, так и в электронном варианте, куда вошли основные теоретические материалы, необходимые для организации экологической тропы на территории  дошкольного учреждения.

2. Разработка модели экологической тропы с учетом специфики территории МБДОУ № 50

На данном этапе создается  графическая модель будущей экологической тропы с учетом местности МДОУ, возраста воспитанников, учетом кадровых ресурсов  и материальных затрат (См. Приложение № 1)

Экологическая тропа будет состоять из семи станций, каждая из которых представляет собой законченный тематический объект и выполняет определенные функции.

Станциями экологической тропы станут: «Огород», «Цветник», «Аптека на земле», «Альпийская горка», «Сухой ручей», «Птичья гостиная»,  «Метеоплощадка».

3. Создание станций экологической тропы.

Данный этап проекта является одним из самых трудоемких и значимых. Для его реализации будет задействовано большое количество человек – это и воспитатели, и родители, старшеклассники, участники ТОС, педагоги-консультанты из СЮН.

За каждой станцией будут закреплены педагоги МБДОУ, которые будут:

- принимать непосредственное участие в создании станции;

- поддерживать на закрепленной за ними станции порядок, усовершенствовать ее;

- накапливать, систематизировать и оформлять материал по направлению деятельности станции;

- принимать участие в организации занятий и мероприятий на данной станции.

Исходя из изученной теоретической базы, планируется следующее наполнение станций:

«Огород» и  «Цветник» являются обязательными элементами экологической тропы, так как из всех видов трудовой деятельности доступной ребенку-дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Работая в огороде и на цветнике, дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевают целым рядом практических навыков. Совместная, дружная, продуктивная деятельность развивает чувство коллективизма и чувство ответственности за общее дело, доставляет детям удовольствие и радость.

Помимо традиционных работ на грядках и клумбах, ведется постоянное наблюдение за ростом и развитием растений (дневники наблюдения), что  позволяет доступно объяснять дошкольникам связь растений с окружающей средой. Это даст положительный эффект с познавательной и эстетической точки зрения.

Основными условиями для успешной работы на огороде и в цветнике являются:

- наличие четкого плана, последовательности  и дозировки работ;

- наличие рабочего инвентаря, учебного материала;

- совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основные виды работ дошкольников на огороде и цветнике:

- обработка почвы (вторичная перекопка, разбивка огорода на грядки, просеивание земли,

- посев семян

- высадка рассады (огурцы, капуста)

- рыхление и прополка

- полив и подкормка (используются только органические удобрения)

- сбор урожая и семян (Ни в коем случае выращиваемые растения  нельзя использовать для употребления в пищу. Так как они накапливают из воздуха, почвы, дождевой влаги загрязнители и становятся небезопасными для здоровья детей. Выращиваемые растения на огороде используются для наблюдения за ними, для выработки у детей навыков ухода за растениями).

- уборка участка (сбор ботвы, листьев)

На огороде будут выращиваются районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдения. Зеленые (щавель, укроп, салат), луковые (лук-батун, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная), плодовые (огурец, кабачок, тыква), корне- и клубнеплодные (морковь, репа, редис, свекла, картофель), бобовые (горох, фасоль).

Растения для цветника – однолетние: бархатцы, астры, петуния, душистый табак, космея, настурция,  львиный зев; двулетние – анютины глазки, гвоздика турецкая, незабудка; многолетние – флокс, пион, георгин, ирис, люпин.

Для цветника подобраны растения, которые цветут с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время.

Станция «Аптека на земле» преследует цель познакомить детей с лечебными свойствами растений, уметь их различать и называть. Деятельность, осуществляемая на станции, схожа с деятельностью на станциях «Огород» и «Цветник».

Растения, рекомендуемые для высаживания на станции: тысячелистник, мята, мелисса, календула, душница, ромашка лекарственная, чабрец и др.

Так как на территории детского сада невозможно создать искусственный водоем, было задумано создать станцию «Сухой ручей» - это имитация воды, сделанная из камней. Он будет  заменять настоящий водоем и выполнять несколько функций:

- здоровьесберегающая (топтание по камешкам, массаж ступней ног);

- познавательная (по берегам ручья высаживаются растения, которые произрастают на берегах реальных водоемов);

- эстетическая.

Вариантов сухого ручья много, но мы остановились на имитации лесного, столь знакомого для жителей нашей полосы. Растения мы будем подбирать под стать лесному ручью, отдав предпочтение любителям тени или полутени:  ирисы – сибирский и многоцветный, тенеустойчивый пион Марьин корень, ромашка, огоньки, колокольчики, а также различная зелень, например, традесканция, декоративная цветная капуста.

 Самой технически оснащенной станцией на тропе будет «Метеоплощадка». Это специально оборудованная площадка с различными приспособлениями для наблюдения за погодой. Она будет служить для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды и умению работать с метеооборудованием. Такая работа поможет вызвать стойкий интерес ребят к изучению погодных и природных явлений.

Перечень  планируемого метеооборудования:

  • Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую.
  • Термометр — для измерения температуры воздуха.
  • Термометр водный – для измерения температуры воды.
  • Компас -  прибор для определения сторон света
    На  метеоплощадке  также будут находятся:
  • Флюгер, ветряной рукав, вертушки из различного материала — приборы для определения направления и силы ветра.
  • Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.
  • Солнечные часы — это круг с цифрами («циферблатом»), посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время.
  • Дождемер— служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления.
  • Клумбы с растениями-барометрами и с растениями-часами

Растения-барометры: Фиалка, календула, папоротник орляк, одуванчик

Растения - «живые» часы  мать-и-мачеха, ноготки, цикорий, портулак. Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Так, раскрывшиеся ноготки будут указывать на 9 часов утра, а закрывшая цветок мать-и-мачеха — на 17 часов.

На территории МБДОУ в течение многих лет ребята подкармливают птиц и поэтому создание станции «Птичья гостиная» стало само собой разумеющимся. Ежегодно  в детском саду проводятся различные конкурсы: на лучшую кормушку «Каждой пичужке по кормушке»,  на лучший скворечник «Птичий дом», на лучший рисунок и поделку «Чудо-птица», где ребята совместно с родителями и воспитателями проявляют творчество и  фантазию.

На станции дети и взрослые смогут наблюдать за птицами, изучать их повадки, внешний вид, предпочтения в пище и т.д. Это способствует развитию у детей познавательного интереса к изучению мира птиц, расширяет кругозор детей и показывает значение роли человека в жизни птиц.

Декоративным элементом нашей экологической тропы будет являться «Альпийская горка» –  композиция из растений и камней, исполнена в фантазийном стиле. Этот горный ландшафт в миниатюре преследует цель показать  дошкольникам приспособленность растений к различным условиям окружающей среды, связь между растениями и насекомыми. Также, здесь удачно сочетаются объекты живой и неживой природы. Общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок – все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.

Для сооружения альпийской горки  мы будем использовать камни, гравий, щебень, песок, земля. Камни и гравий нужны для сооружения самой горки. Щебень используется для дренажа, мульчирования растений от загнивания, для создания скальной осыпи. Основной вид земли для альпинария - дерновая и перегной, добавки - песок. Песок (лучше брать речной) нужен для разрыхления плотной почвы.

 Уход за альпинарием заключается в прополке, рыхлении, поливе и подкормке, а осенью, в период листопада,— в систематической уборке листьев. Работа на альпинарии ведется силами воспитателей, воспитанников и их родителей, старшеклассников из ТОС.

Наиболее распространенные растения для альпийской горки: горицвет, примулы, флокс шиловидный, гвоздика-травянка, живучка, стефанандра, ясколка, гипсофила ползучая, камнеломки и др.

4. Разработка маршрутов экологической тропы и оформление текста экскурсии по маршрутам

Педагогами МДОУ совместно со специалистами СЮН будут разработаны маршруты для посетителей тропы.

Возможности использования станций тропы разнообразны. Исходя из целей занятий, мероприятий, маршртуты могут проходить как через все станции, так и выборочно. Например, знакомство детей с лекарственными растениями целесообразно проводить на  станции «Аптека на земле». А для того, чтобы ребята наглядно увидели признаки наступления весны, лучше провести обзорную  прогулку, посетив все станции.

В подготовительный период стартует конкурс на выбор хозяина экологической тропы. Это может быть любой сказочный персонаж, который станет талисманом тропы. Из представленных конкурсных работ будет создана выставка, на которой путем голосования будет определен победитель.

5. Презентация экологической тропы представляет собой ряд  мероприятий, направленных на популяризацию данной тропы. Планируется проведение следующих мероприятий:

- Торжественное открытие экологической  тропы «Нам с природой по пути», на котором будет представлен хозяин экологической тропы.

-  Презентация экологических маршрутов

-  Установка информационных щитов на тропе

-  Выпуск рекламно-информационных материалов

-  Освещение информации в СМИ (сюжет на местной телерадиокомпании, написание статьи на сайт УО и учреждения, подача материалов о ходе мероприятия в местную периодическую печать)

-  Детский праздник «Нам  природой по пути».

-  Выставка детских рисунков и поделок «Краски природы».        

6. Проведение образовательно-воспитательной работы на экологической тропе

Организация учебно-образовательного процесса на экологической тропе состоит из двух взаимосвязанных блоков:

  • совместная деятельность взрослого с ребенком;
  • самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность взрослого с ребенком

- экскурсии, занятия, наблюдения за животными и растениями (распознающее за одним, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);

- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;

- ознакомление с трудом взрослых в природе;

- наблюдения на объектах экологической тропы;

- целевые прогулки по экологической тропе;

- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);

- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- беседы с детьми на экологические темы по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;

- сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;

- опыты;

- труд на объектах экологической тропы;

- работу с моделями;

- создание проблемных ситуаций — познавательных и практических;

- работу с календарем природы, дневниками наблюдений;

- экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:

-  наблюдения в природе,

- разные виды игр;

- экспериментирование;

- уход за растениями и животными в уголке природы;

- изготовление поделок из природного материала.

7. Проведение педагогической диагностики по экологическому воспитанию

В дошкольных учреждениях необходима хорошая организация диагностической работы по экологическому образованию. Диагностическая работа вносится в годовой и календарные планы, имеются диагностические программы и заключения по анализу результатов диагностики.

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей. В нашем случае изучение объектов и явлений будет проходить на экологической тропе, поэтому диагностические мероприятия эффективнее будет  проводить на тропе.

Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Диагностику экологической воспитанности детей целесообразно проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая.

Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года. Это позволяет педагогу корректировать деятельность по экологическому воспитанию  ребёнка.

Уровни усвоения программного материала по экологическому воспитанию дошкольников (согласно программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (под ред. В.И. Логиновой)

Низкий. Ребёнок различает и называет большое число растений и животных, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний. Ребёнок различает и называет большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.  Трудовые процессы выполняет  самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе чаще пассивен.

Высокий. Ребёнок знает признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и  общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Сопоставление результатов обследования детей демонстрирует картину их достижений – развитие представлений о природе, экологически целесообразного поведения, правильного взаимодействия с растениями и животными.

8. Управление и обеспечение проекта

   В ходе реализации проекта предполагается использование таких ресурсов как:

- кадровый – инициативная группа, воспитатели МБДОУ, старший воспитатель, специалисты МБДОУ, родители, педагоги учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов»;

- финансовый – добровольные пожертвования заинтересованных лиц;

- информационный – СМИ и Интернет.

Финансирование проекта / программы (источники финансирования, смета – оформляется при необходимости);

Статья расходов

Необходимо

Имеется в наличии

Сумма

(руб.)

Источники финансирования

Огородно-садовый инвентарь:

Грабли

Лопата

Лейка

Грабельки

Детская лопатка

Детская лейка

Ведро

Детское ведерко

Тяпка

Носилки

Шланг

Секатор

Тара под рассаду

8 шт.

8 шт.

8 шт.

4 шт.

4 шт.

10 шт.

4 шт.

10 шт.

4 шт.

2 шт.

2 шт.

2 шт.

20 шт.

8 шт.

8 шт.

8 шт.

4 шт.

4 шт.

10 шт.

4 шт.

10 шт.

4 шт.

2 шт.

2 шт.

2 шт.

20 шт.

-

2

Спецодежда:

Фартук детский

Фартук взрослый

Перчатки

20 шт.

4 шт.

20 пар

20 шт.

4 шт.

300

Родители

3

Доски

Гвозди

Молоток

Штакетник

Бечевка

Колышки

Аншлаг

1 м3

1 кг

2 шт

1 м3

50 м

0,5 м3

10 шт.

1 м3

1 кг

2 шт

1 м3

50 м

0,5 м3

1000 руб

Родители

4

Краска цветная

Кисть малярная

Растворитель

5 л

10 шт.

2 л

600 руб.

300 руб.

200 руб.

Родители

Спонсоры

5

Семена

Рассада

По необходимости

Родители

6

Земля

Гравий

Щебень

Песок

Камни

Перегной

5 м3

1 м3

1м3

1м3

1м3

1м3

Родители

Спонсоры

7

Метеооборудование

Барометр

Термометр

Термометр водный

Компас

1 шт.

1 шт.

1 шт.

5 шт.

1000 руб.

300 руб.

300 руб.

250 руб.

9. Оценка эффективности проекта

Хорошо разработанный проект вовлекает всех его участников в активную и продуктивною деятельность. Поэтому оценить эффективность нашего проекта мы можем по следующим показателям:

- количество проведенных мероприятий на тропе;

- качество усваиваемого материала (проведение диагностики)

- наличие самостоятельной творческой деятельности на тропе;

- отзывы о (что про нее говорят, знают и т.д.)

10.  Ожидаемые результаты проекта

1. Создана и обустроена, оборудована экологическая тропа;

2. Разработаны маршруты,

3. Повышение уровня экологических знаний и навыков осознанного правильного отношения к объектам живой природы.

В итоге рождается важнейшее свойство личности – убежденность беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе, и особенно этому помогает экскурсионное обслуживание тропы самими учащимися. А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, “учителями” и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют многие свойства их личности.

11.  Перспективы реализации проекта

Возможности усовершенствования  и модернизации экологической тропы безграничны. В перспективе нашей тропы: 

- создание экологического паспорта тропы. Паспорт содержит картосхему тропы с указанием станций: одна, более сложная для педагогов, вторая, простая – для детей; альбом с фотографиями объектов в разное время года и описанием всех станций тропы;

-  создание новых станций – «Уголок поля», «Уголок леса», «Сад редких растений»;

-  увеличение числа маршрутов;

- привлечение сторонних средств для улучшения и оснащения тропы.

- ввести традицию  чтобы родители вновь пришедших воспитанников высаживали деревья. Данная традиция позволит дать продолжение и развитие экологической тропы – будут созданы рябиновая аллея, кленовый проспект, яблоневый сад, сиреневая улица, еловая полянка и т.д.  

- размещение вдоль  тропы различных природоохранных знаков

12.  Заключительные положения

Организация экологической тропы способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно - воспитательной работы с детьми в природных условиях;

- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.

         Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению. Сами школьники, находясь в природном окружении, практически не мусорят и не социально активной жизненной позиции подростка.  

После путешествия по экологической тропе у ребят появляется желание расширить уже имеющуюся информацию, открыть новые станции не изведанные. Многие задумываются об экологических проблемах, возникающих в городе, стране, мире. Появляется желание внести свой посильный, пусть даже маленький вклад в решение экологических вопросов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 50 «Журавушка» города Канска» «Нам с природой по пути» Воспитатель: Червякова Л.М. Канск, 2016 г.

Слайд 2

Цель: Создание обустроенной прогулочно-познавательной экологической тропы с целью экологического просвещения дошкольников Задачи проекта: - проанализировать теоретические основы создания экологической тропы; - выявить объекты тропы и обозначить маршруты для детей дошкольного возраста; - разработать модель экологической тропы детского сада; - привлечь коллег и родителей к созданию экологической тропы; - организовать учебно-воспитательный процесс на экологической тропе для дошкольников; - провести мониторинг эффективности использования экологической тропы в образовательном процессе ДОУ.

Слайд 4

Участники проекта: - сотрудники МБДОУ № 50 – воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре; - родители; - воспитанники ДОУ; - старшеклассники ОУ – участники городского трудового отряда старшеклассников.

Слайд 5

Мероприятие Сроки проведения Ответственный Результат мероприятия Изучение теоретических основ создания экологической тропы 1.03-1.04 Инициативная группа Создание методической копилки по организации экологической тропы Разработка модели экологической тропы с учетом специфики территории МБДОУ № 50 1.03-15.04 Инициативная группа Создание модели-макета экологической тропы; Создание станций экологической тропы: «Огород», «Цветник», «Метеоплощадка», «Аптека на земле», «Альпийская горка», «Сухой ручей», «Птичья гостиная» 1.04 – 31.08 Воспитатели, инициативная группа Создание действующих станций Разработка маршрутов экологической тропы и оформление текста экскурсии по маршрутам 1.05-31.08 Старший воспитатель Инициативная группа Создание план-схемы маршрутов на экологической тропе Оформление текстового сопровождения на маршрутах Презентация экологической тропы 3.09-7.09 Старший воспитатель Инициативная группа Проведение торжественного открытия экологической тропы Проведение образовательной работы на экологической тропе В течение учебного года Старший воспитатель Инициативная группа Воспитатели МБДОУ Проведение занятий, прогулок, экскурсий, праздников на экологической тропе Проведение педагогической диагностики по экологическому воспитанию В течение учебного года Старший воспитатель Инициативная группа Воспитатели МБДОУ Таблица уровней усвоения материала по экологическому воспитанию дошкольников

Слайд 6

Станции экологической тропы: «Огород» «Цветник» «Аптека на земле» «Альпийская горка» «Сухой ручей» «Птичья гостиная» «Метеоплощадка»

Слайд 7

Образовательно-воспитательная работа в области экологического воспитания дошкольников: - экскурсии, занятия, наблюдения за животными и растениями (распознающее за одним, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием) ; - различные виды изобразительной деятельности на экологические темы; - ознакомление с трудом взрослых в природе; - наблюдения на объектах экологической тропы; - целевые прогулки по экологической тропе; - игры ( дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные) ; - рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы; - беседы с детьми на экологические темы по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе; - сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев; - труд на объектах экологической тропы; - работу с моделями; - создание проблемных ситуаций — познавательных и практических; - работу с календарем природы, дневниками наблюдений; - экологические досуги и праздники. - разные виды игр; экспериментирование; - изготовление поделок из природного материала.

Слайд 8

Перспективы реализации проекта - создание экологического паспорта тропы. Паспорт содержит картосхему тропы с указанием станций: одна, более сложная для педагогов, вторая, простая – для детей; альбом с фотографиями объектов в разное время года и описанием всех станций тропы; - создание новых станций – «Уголок поля», «Уголок леса», «Сад редких растений»; - разработка образовательных маршрутов по тропе; - привлечение сторонних средств для улучшения и оснащения тропы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши проекты. Проект по экологическому воспитанию. "Будь природе другом".

Я узнал, что у меняЕсть огромная семья:И тропинка, и лесок,В поле каждый колосок,Речка, небо голубое-Это всё моё, родное...С целью гуманного отношения детей к природе был создан этот проект....

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группы

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группыВыполнила:воспитательЗахлебная Людмила Евгеньевна...

Проект по экологическому воспитанию "Краски природы".

Проект направлен на ознакомление детей с растительным миром России, на развитие творческих  способностей детей....

Проект создания ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Воспитание стремленя к познанию природы через творческую, познавательно исследовательскую деятельность...

Проект «Создание экологической тропы на территории МБОУ»

Цель проекта:Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.Задачи:Формирование экологической куль...

Проект по экологическому воспитанию "С лукошком - в путь - дорожку"

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...

Проект по экологическому воспитанию "С лукошком - в путь - дорожку"

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...