Доклад "Экологическое воспитание в детском саду"
статья по окружающему миру на тему

Доклад из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                       

                                 Доклад на тему:

                               

                               «Экологическое воспитание

                                           в детском саду»

                                                                                                 Составила:

                                                                                                 воспитатель д/с №36

                                                                                                 Галявиева Е. Н.

                                                                г. Нижнекамск, 2015г.

   

      Вceм известно, насколько общение с природой благотворно для взрослого человека, у ребенка же эти процессы происходят во много раз интенсивнее, он буквально впитывает в себя все происходящее вокруг. К сожалению, для современного городского ребенка полноценное взаимодействие с природой вещь практически недоступная. Смена времен года в городе расплывчата, нечетка, pacтения лишены естественных форм и "закованы" в асфальт. Однако даже в таких условиях мы должны дать детям возможность приобщиться к природе, пережить природные режимы, рост и увядание растений. Много для этого можно сделать на прогулке в детском саду.

Взрослый человек, оказываясь в окружении природы, любуется ею, наблюдает. Ребенок еще не способен к наблюдению, поэтому нет смысла привлекать его внимание к происходящим в природе процессам. Но он может почувствовать происходящее иначе, если мы, взрослые, сами будем переживать смену времен года, увядание и пробуждение растений,  а также  производить  соответствующие каждому сезону работы. При этом надо представлять детям возможность работать вместе со взрослыми.

В любое время года воспитатель во время прогулки может найти интересную и полезную работу. Например, осень, когда начинают падать листья, можно обрезать кустарник, вырубать поросль у деревьев, перекапывать огород, хорошо готовить компостную яму. Мы сгребаем листья граблями, складываем их в компост. Объясняем, что когда листья перегниют, будет хорошее удобрение. В это время часто разводят костры в огородах, сжигают сухие ветки, мусор. Зола' из костра также пойдет на удобрение. Очень важно, чтобы дети видели, что в природе ничего не пропадает зря, все имеет свое продолжение. Из обрезанных ветвей кустарника и поросли деревьев можно сделать плетень вокруг огорода.

Когда воспитатель работает в саду или огороде,  дети наблюдают его работу или участвуют в ней, и это дает им пищу для фантазии во время свободной игры, которая является основным видом деятельности детей на прогулке. Взрослые же должны обеспечить их всем тем, что им в игре понадобится.

В первую очередь это куча песка. Для игры с песком у нас есть корзина с игрушками. Зимой не обойтись без горки, санок, ледянок, лопаток для снега. Мы сооружаем вместе с детьми горку, устраиваем ледовую дорожку, по которой можно скользить, упражняясь в равновесии. На площадке для прогулок есть всякие приспособления для лазания: бум, тарзанки для лазания. Необходимо поощрять стремление детей к движению, к тренировке равновесия. Для этого у нас в запасе имеется бум, большое количество подвижных народных игр, а также игры с мячом, со скакалкой.

На прогулке мы наблюдаем за деревьями, растениями. Дети много узнают о них интересного. Например: подорожник, он растет вдоль дорог, это лекарственное растение. Ссадины можно залепить промытым листочком подорожника, а нарубленный на мелкие части и прикреплённый к больному месту, рассасывает даже гнойнички. Одуванчик - растет везде. Это растение может подсказать нам время. Его кулачки-бутончики открываются и выпускают ладошки-лепестки в определенное время, а до этого момента растение спит. Засыпает оно вечером, утром просыпается, а днем радует нас золотым сиянием. Когда у него созревают семена, то он становится пушистым. Ветер отрывает их и несет, как маленькие парашутики, где они прицепляются, там вырастает новый желтый цветок-одуванчик.

  В разное время года мы наблюдаем за деревьями, которые есть на территории детского сада. Береза - ствол белый. У сосны и ели вместо листочков иголки. Сосна растет только в светлых местах. Каждые три-четыре года хвоинки желтеют и опадают. Сравниваем шишки сосны и ели. Шишки у сосны коричневые, зимой она разбрасывает семена. Ими питаются птицы и белочки, а некоторые семена прорастут, и появятся молодые деревца. Вырастут красавицы сосны, будут очищать воздух и радовать нас своей красотой. Наблюдаем за пихтой, у нее хвоя не колючая, как у ели и сосны. Наблюдали за рябиной, у нее несколько стволов. Ягодами рябины питаются птицы. В зимнее время года провела экскурсию по экологической тропе детского сада, чтобы дети могли сравнить осенние деревья с зимними. Научились различать деверья по стволу, веткам, коре. Задавала такие вопросы: Какого цвета кора? Какая она на ощупь? Провела дидактическую игру; "Найди дерево", т.е. описывала внешний вид дерева: (тонкий ствол, коричневая, пластинчатая кора; ветви только на макушке). Дети отгадывали и показывали его (рябина). В процессе работы с детьми по экологии я заметила, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут устанавливать связи между

различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их прилет с таянием снега, с повышением температуры, появлением насекомых. Осенью, наоборот, связывают их отлет с понижением температуры воздуха, с исчезновением насекомых. На прогулке, Андрей увидел, как ворона клюет семечки, заметил: "Ну вот, теперь она сыта и не замерзнет". Гульназ отметила, что погода холодная, морозная, надо приносить корм птицам. На следующий день Антон принес в детский сад кормушку другие дети принесли корм птицам. Я предложила детям поиграть в игру: "Точка зрения", т.е., что думала ворона, когда клевала корм. Ответы были очень разные и интересные. Женя: "Она наелась, и ей стало тепло". Алия: "Спасибо людям, что семечки выбросили" и т.д. Затем предложила детям решить такую ситуацию: кот лезет на дерево, а там гнездо, что делать? Решение принимали все, а потом вместе с детьми выбирали, что лучше и быстрее.

В зимнее время, выходя на прогулку, дети выносят для подкормки птиц хлеб, семечки, пшено. Самое главное, заинтересовать детей: Посмотрите, клюют ли птицы корм из кормушки или улетают с ним? Понаблюдайте, как птицы относятся друг к другу: ссорятся или нет, клюют вместе или прогоняют друг друга? Как называются птицы?" Частые предложения взрослых угостить птиц, подтолкнут детей к самостоятельному совершению добрых поступков; к отзывчивости.

При изучении природы открываются возможности и для эстетического воспитания детей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее красоту, уметь ценить и пользоваться увиденным. Но воспитатель должен быть сам подготовлен к воспитанию красивого. Чтобы увидеть красоту природы, необходимо быть к ней ближе. Я проводила экскурсии, они дают возможность обобщить знания детей о том, что деревья, кустарники - частица родной природы. Провела с детьми занятия по теме: "Лес - многоэтажный дом". Ребята узнали, что из деревьев человек делает многое: мебель, бумагу. На каждом этаже растет определенное растение, живут птицы, животные. Нельзя нарушать биоценоз в природе, это приведет к гибели всего живого, чтобы вырастить одну ель необходимо 70-80 лет поэтому нужно много труда и времени, чтобы вырастить богатый и красивый лес, А это значить, необходимо охранять лес и всю природу. С детьми я очень много провожу бесед на различные темы: "Что мы знаем о рыбах?", "Птицы - наши друзья", "Дикие животные", "Лекарственные  растения",  "Лес  в жизни человека". В группе у нас много материала по экологии -это различные иллюстрации, игры: "Кто где живет?", "Что с начало, что потом?", "Когда это бывает?", "Кто живет в аквариуме?" и т.д. Неоднократно мы посещали экологическую комнату. Где дети видели рыб, черепах, попугаев. Узнали, как они живут и как надо за ними ухаживать.

Известно, что животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям внешней среды, изменению условий питания, к похолоданию, к появлению снега. Я стараюсь раскрыть эту цепочку связей через занятия, такие как: "Животные наших лесов", "Кто, как к зиме готовится". Использовала иллюстрации из серии: "Дикие животные", игра "Кто где живет".  Провожу с детьми игры, как: "Хорошо -плохо", "Целое и части", "Узнай и назови дерево", "Угадай по описанию" и другие. Читаю детям различную художественную литературу.В.Бианки "Рыбный дом", И.Романова "Муравей - Красная точка", Г.Снегирев "Зимой", Д.Нейер "Ночные животные", "Морские животные" - из серии "Интересное - рядом". Рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого и других писателей. Даю детям домашние задания, например:

1.        По дороге из детского сада собрать красивые, осенние листья разной расцветки. Провести дома сравнительный анализ листьев и предметов по цвету, форме. Обвести лист и внутри нарисовать что-либо или кого-либо.

2.        Полюбоваться вечером облаками, рассмотреть их, на что они похожи.

3.        Для тех, у кого дома есть кошка или собака, обратить внимание как они открывают двери. Утром рассказать о своих наблюдениях.

   Любовь, осознанное отношение к природе у детей надо воспитывать через все виды деятельности. Настоящая забота о природе возникает  перед  ними,   например  отношения  к природе   взрослого.   Я   сама   старалась   быть примером и многократно проводила беседы с родителями. Смотреть на привычное новыми глазами: нарост на дереве вдруг оказывается головой медведя. В этом, наверное, и состоит радость  нашей  работы:   учиться   у   детей смотреть   на  мир   их   глазами,   каждый раз заново открывать его для себя.

 Я надеюсь, что моя работа по экологическому воспитанию даст положительный результат и в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Проект по физическому воспитанию в детском саду.За здоровьем в детский сад

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

«Художественно – эстетическое воспитание в детском саду средствами детской мультипликации»

Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личн...