Изобразительная деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по рисованию по теме

Колышко Ольга Сергеевна

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека. Человек не может жить без взаимосвязи с живой и неживой природой, для этого он ее изучает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Колышко Ольга Сергеевна,  воспитатель

МБДОУ «Малопичугинский   детский сад «Родничок»

    Слайд 1.  Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека. Человек не может жить без взаимосвязи с живой и неживой природой, для этого он ее изучает.

Слайд 2 Природа удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный и познавательный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Душа ребенка раскрывается в общении с природой, воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение делать открытия и удивляться им. Кроме того, материалы по экологии являются прекрасным средством для развития у ребёнка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Слайд 3 В соответствии с принципом интеграции, обозначенном в ФГОС, работа по познавательному развитию должна строится на основе сочетания  с другими направлениями развития, в том числе и  художественно- эстетическим. На слайде выделены  задачи художественно – эстетического развития, решаемые в экологическом образовании.

Слайд 4. Для дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание, однако к 6-7 годам развивается произвольное. Поэтому в процессе интересной деятельности внимание может быть устойчивым. Подобные возрастные особенности отмечаются и в процессе развития памяти, которая носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что представляет для него наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Во многом этому способствует продуктивная деятельность, в которой умение воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.

Слайд 5. Продуктивные виды деятельности имеют художественно-образное начало и носят моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной  и конструктивной деятельности, ребёнок приходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объёмном изображении.

Слайд 6.  При этом основным признаком всех аппликаций является силуэтность.

Аппликация на занятиях по экологии могут быть двух видов:

  • предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, цветок, различные животные);
  • сюжетной, изображающей те или иные события.

Ребёнок, осваивая аппликацию, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками в познании действительности.

На этой основе начинается развитие собственно продуктивной деятельности, возникает функция замещения, позволяющая в процессе рисования, создавать образ, близкий к реальному объекту.

Слайд 7. Одной из задач, решаемой на занятиях по экологии для дошкольников, является воспитание любви к родной природе. Воспитание любви к природе – процесс длительный. В дошкольном возрасте он только начинается.    Исследователи считают, что именно в дошкольном детстве необходимо заложить зёрнышко этой любви. Предпосылкой для развития этого чувства являются положительные эмоции, возникающие от общения детей с природой и восприятия её красоты, а также при обучении определённым трудовым умениям и навыкам. Например, знакомя детей с Красной книгой  Кемеровской области, знакомство  с самым маленьким  оленем – кабарга заканчиваем выполнением насыпной картины «Кабарга в осеннем лесу»

Слайд 8. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов сходятся во мнении, что детская практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, то талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому должны быть обеспечены условия для творческой реализации личности дошкольника в разнообразных видах деятельности.

Слайд 9. В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Немаловажную роль в этом, как указывают специалисты, играют нетрадиционные техники изображения. Такие разнообразные нетрадиционные способы помогают детям выражать своё собственное «Я», делают занятия доступными, интересными и содержательными. Независимо от умений ребёнка рисунки получаются яркими и красивыми, доставляя искреннюю радость.

Слайд 10. Занятия по экологии у детей дошкольного возраста как нельзя лучше подходят для развития эстетических качеств и творческих способностей у ребенка. Природа – это источник красоты и вдохновитель художественного творчества. Поэтому изобразительная деятельность (лепка, аппликация, работа с природным материалом, рисование, нетрадиционные техники изображения) на занятиях по экологии способствует не только закреплению знаний о том или ином объекте или явлении природы, но и эмоциональному восприятию и отношению к природе. Благодаря этому легче достичь решения задач в экологическом образования  детей дошкольного возраста.

Мастер – класс  

«В природе всё взаимосвязано»

Слайд 11. Одним из основных методов экологического образования   является наблюдение. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, обогащают детские эстетические представления.  

Слайд 12. Для успешного достижения поставленной цели воспитателю нужно продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Таким образом,  мы приводим детей к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано.

Слайд 13.  Мы рассказываем  детям  о прошлом,  когда не было часов, метеорологов и их прогноза погоды. Люди, наблюдая за растениями, птицами и явлениями природы, научились определять погоду.

Предлагаю  вспомнить некоторые народные приметы:

- Птицы хохлятся – к …(ненастью)

- Цветки фиалки закрылись и поникли …(к дождю)

- Лето зиму строит: летний холод - …..(зимнее тепло), лето сухое, жаркое - …(зима морозная, малоснежная)

- Облака движутся с севера на юг - ….(к ясной погоде), а с юга на север - …. (перед  ненастьем)

Слайд 14.  -  Дым из труб идёт вверх ……(к ясной погоде), дым стелется - …(к ненастью)

Для  того, чтобы  лучше  запомнить эти приметы мы  предлагаем  детям  их нарисовать.  Вам я хочу  предложить  изобразить  приметы так, чтобы  остальные  смогли эту примету  назвать.

Птицы хохлятся – к  ненастью

Цветки фиалки закрылись и поникли к дождю

Ласточки высоко летают  к ясной погоде

Ласточки низко летают  к дождю

Собака свернулась калачиком к похолоданию, вытянулась на земле – к теплу.

Лягушки прыгают и квакают вдоль берега к дождю

Паук усиленно плетёт сети к сухой погоде

Крот нагребает высокие холмики к ухудшению погоды

Весной из берёзы  течёт много сока – к дождливому лету.

Воробьи купаются в лужах – жди хорошую погоду

Когда цветёт черёмуха – всегда бывает холодно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).

В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру".  Представлен материал необходимый для этой техн...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...

Экологическое образование детей дошкольного возраста через музыкально - театрализованную деятельность

Данная статья посвящена важности взаимосвязи экологической, музыкальной и театральной деятельности....

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...