Конспект занятия по социальному миру старшая группа «Моя Калмыкия»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кучерова Ногала Николаевна

Конспект занятия по социальному миру

старшая группа

«Моя Калмыкия»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_sotsalnomu_miru_moya_kalmykiya_2word.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социальному миру

старшая группа

«Моя Калмыкия»

Подготовил: воспитатель МКДОУ №28

 Кучерова Н.Н.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с особенностями национальной культуры калмыцкого народа; развивать любознательность; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:  макет карты, мультимедийный экран, развивающая  игра «Сложи узор» (по количеству детей), мольберт.

Предварительная работа:  беседа о Калмыкии; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам придет гость. Не забудьте его поприветствовать при встрече. А вот и наш гость. (Входит Баирчик).

Баирчик: Здравствуйте, ребята. Я участвовал в интернет-олимпиаде, где выполнял интересные задания. С последним заданием я не могу справиться, поэтому решил обратиться к вам за помощью.

-Вы, мне поможете, ребята?

-Да.

-А вот и задание.

(На экране появляется контур карты Калмыкии, закрытой предметными картинками).

Воспитатель: - Какие интересные картинки, их пять, значит, будет пять заданий.

-Посмотрите на первую картинку, что на ней изображено? (кибитка)

- Да, верно ребята, это кибитка - жилище калмыков.

Так как, калмыцкий народ кочевал по степям Калмыкии, основным  жилищем в дороге, была  кибитка.  Она очень быстро разбирались, складывалась, и грузились на лошадь. Потом перевозилась на другое место. Давайте посмотрим на макет такой кибитки. Сначала ставился каркас из прочного материала. Затем этот каркас покрывался “войлоком”. Это, ребята, такой материал, который изготавливался из шерсти верблюдов. Это очень прочный и теплый материал, поэтому в кибитке всегда было сухо и тепло

-Давайте вспомним загадку о кибитке?

-А теперь соберём кибитку их кубиков? (Игра «Сложи узор»).

-Посмотрите, ребята картинка с кибиткой исчезла с экрана.

Баирчик: - Молодцы, ребята, первое задание мы выполнили. Давайте посмотрим на вторую картинку?

Воспитатель:  -Что изображено на ней? (Нота, звучит музыка).

- А кто-нибудь из вас слышал раньше такую музыку?

- Отгадайте, какой музыкальный инструмент звучит, ребята? (Домбра)

-Правильно. Этот инструмент, ребята, называется домбра. Огромным уважением он пользуется у мастеров-исполнителей народной музыки.

-А, что делают под домбру? (Играют, поют, танцуют).

Дети танцуют, читают шаваш.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, мы выполнили это задание и картинка с домрой исчезла с экрана?(Да)

- Что вы видите на следующей картинке?  (Национальную одежду)

- Как вы думаете, ребята, как называется вот эта часть костюма?

Это кафтан, на калмыцком языке он называется “бюшмют”

А вот это, ребята, “шаровары”.

(Закрепляю новое слово со всеми детьми).

Посмотрите, какие они широкие. Это для того, чтобы легко было скакать на лошади.

(Ответы)

Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется “бусе”

(Закрепляю новое слово со всеми детьми).

А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов.

(Рассматриваем на).

-И сейчас, я  предлагаю вам  поиграть в игру «Разбери одежду». Баирчик поиграешь с нами?

(Дети читают йориал)

Воспитатель: Молодцы, ребята на экране  исчезла ещё одна картинка, значит с заданием мы справились.

-Посмотрите на  следующую  картинку, что вы видите на ней? (Борцг)

-Да, ребята это борцг – калмыцкое национальное блюдо?

-А какие ещё национальные блюда вы знаете? Назовите их? (бёрики, манты, джомба, хурсн махн, кюр, дотр и т.д.)

- Отберите картинки на которых, изображены продукты необходимые для приготовления борцгов.

-Молодцы, ребята картинка с борцгами тоже исчезла с экрана.

-Посмотрите на последнюю картинку с заданием? На ней изображены книги.

-Для того, чтобы выполнить последнее задание, нам нужно вспомнить пословицы и поговорки на родном языке.

(Дети по очереди проговаривают пословицы и поговорки)

- Ребята, посмотрите на экран на нём появилась карта. Кто из вас скажет, что это за карта.

-Правильно, это карта Калмыкии и сегодня мы с вами говорили о культуре нашего народа.

-Баирчик, мы выполнили все задания и помогли тебе.

Баирчик: Спасибо, дети, я узнал много нового, но мне пора уходить.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с Баирчиком. До новых встреч.

Хорошо, молодцы! Мы с вами, ребята, уже знаем, что на нашей Земле проживает огромное количество людей разных национальностей. Какие национальности вы знаете?

(Входит гость в национальном калмыцком костюме с домброй в руках: садится на стул и начинает играть народные калмыцкие мелодии).

Скажите, ребята, понравилась вам музыка?

(Ответы)

А кто-нибудь из вас слышал раньше такую музыку?

(Ответы)

А знаете ли вы, что за инструмент в руках нашего гостя, на котором он так замечательно играл?

(Ответы)

Этот инструмент, ребята, называется домбра. Огромным уважением он пользуется у мастеров-исполнителей народной музыки. Как называется этот инструмент, ребята?

(Закрепляю со всеми детьми название инструмента).

Хорошо, молодцы! Мы с вами, ребята, уже знаем, что на нашей Земле проживает огромное количество людей разных национальностей. Какие национальности вы знаете?

(Ответы)

Правильно, молодцы! Но вот наш гость, ребята, ни к одной национальности, которые вы перечислили, не относится.

(Вопросы детей, почему?)

Да потому, что наш гость – калмык! Калмыки, ребята, это коренное население республики Калмыкия. Как называется республика, где коренное население калмыки?

(Ответы; закрепляю со всеми детьми).

Сейчас мы посмотрим на карту, где же расположена республика Калмыкия? Да вот она. Республика Калмыкия, ребята, наша соседка. Посмотрите, с правой стороны – вся наша астраханская область. А вот эта красная линия является границей между республикой Калмыкия и Астраханской областью. Как называется эта линия на карте?

(Ответы; закрепляю со всеми детьми с показом на карте).

Молодцы, хорошо! Ребята, а кто-нибудь обратил внимание на то, как одет наш гость? Очень необычно. Это, ребята, национальный калмыцкий костюм. Давайте попросим нашего гостя встать, и мы рассмотрим все детали его костюма. Как вы думаете, ребята, как называется вот эта часть костюма?

(Ответы)

Это кафтан, на калмыцком языке он называется “бюшмют”

(Закрепляю новое слово со всеми детьми).

А вот это, ребята, “шаровары”.

(Закрепляю новое слово со всеми детьми).

Посмотрите, какие они широкие. Это для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах у нашего гостя сапоги. А что это такое, кто догадался?

(Ответы)

Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется “бусе”

(Закрепляю новое слово со всеми детьми).

А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов

(Рассматриваем на госте, на фотографии и на кукле).

А сейчас, давайте тихонько встанем, и пойдем вместе с нашим гостем вот к этому столу (на столе макет и фотографии). И поговорим мы с вами о быте калмыков. Кто помнит, как называется то, что стоит на столе?

(Ответы)

Молодцы! Правильно, это макет. Вот именно так, выглядело поселение калмыков. Как правило оно носило временный характер. Калмыки были “кочевым народом”.

(Закрепляю новые слова со всеми детьми)

А может быть, кто-нибудь из вас знает значение этих слов “кочевой народ”?

(Ответы)

“Кочевой народ” – это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т.е. “кочует”.

(Закрепляю новое слово со всеми детьми).

А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает?

(Ответы)

Жилище калмыков называется “кибитка”

(Закрепляю новое слово со всеми детьми).

Они очень быстро разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место. Давайте посмотрим на макет такой кибитки. Сначала ставился каркас из прочного материала. Затем этот каркас покрывался “войлоком” (показываю). Это, ребята, такой материал, который изготавливался из шерсти верблюдов. Это очень прочный и теплый материал, поэтому в кибитке всегда было сухо и тепло

(Закрепляю со всеми детьми новое слово “войлок”).

Внутреннее пространство разделялось на две половины – на мужскую (правую) и женскую (левую), если стоять в кибитке лицом к входу. В центре всегда располагался очаг. Что такое очаг знаете?

(Ответы)

Да, это то место, где всегда горел огонь и готовилась пища. А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы?

(Ответы)

Скотоводы – это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец)

(Закрепляю слово “скотоводы”).

Из шкур этих животных выделывали кожу (показываю), из шерсти, катали войлок (показываю). Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко. А вот из молока лошадей женщины готовили “кумыс”. Этот напиток предавал всем силу. Кто-нибудь из вас пробовал кумыс?

(Ответы)

Хотите попробовать? Наш гость пришел не с пустыми руками. Он принес с собой кумыс, чтобы угостить вас. Наш гость просит вас пройти за ним вот к этому месту.

(Дети пьют кумыс).

Ну что вкусно? Чувствуете, сколько сил и ловкости он вам прибавил? Ну а раз вы теперь такие ловкие, я хочу вам предложить поиграть в национальную калмыцкую игру “Наездники” (объясняю правила игры, дети играют. После игры садятся на стульчики). Вот так молодцы, сколько силы и ловкости придал вам волшебный напиток! Как он называется?

(Ответы)

А теперь, ребята, мы с вами поговорим о тех вещах, которые окружали калмыков в быту. Это были самые необходимые вещи, приспособленные к частым переездам: блюда, чашки, ковши. Посмотрите ребята, из чего сделаны эти вещи?

(Ответы)

Правильно из дерева. А как вы думаете, почему из дерева?

(Ответы)

Молодцы! Конечно, деревянная посуда не бьется. А мы с вами говорили, что калмыки часто переезжали с места на место. И деревянная посуда была очень удобна (рассматриваем фотографии). А вот эта посуда, с дорогой отделкой из серебра. Стоила она очень дорого. И пользоваться ей могли только богатые люди. Калмыки, ребята, очень трудолюбивый народ. Но они так же любят отдыхать и веселиться. У калмыков тоже есть праздники. И самый главный праздник – это праздник весны “Цаган Сар” (в переводе означает “счастливый месяц” или “белый месяц”). В дни праздника всех животных окропляли молоком и кумысом, устраивали соревнования и играли в игры. В одну из таких игр мы с вами и поиграли сегодня. Вот сколько нового вы узнали на занятии. Мы с вами послушали народную музыку калмыков.

(Дети перечисляют, все о чем узнали; название инструмента, название жилища, напитка, игры, праздника.)

И как будто мы с вами побывали на этом празднике. Ну а на всех праздниках принято подавать угощение. Вот и я вас хочу угостить сладостями которые готовят калмыки. Угощайтесь пожалуйста! Ну а нашему гостю пора уходить. Давайте поблагодарим его за все и попрощаемся с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социальному миру (младшая группа) на тему: «Дружба начинается с улыбки»

Занятия по социальному миру для младшей группы. В этом занятии используются различные игры, направленные на расширение диапазона положительных эмоций у детей. Главным персонажем этого занятия явл...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Конспект занятия по социальному миру старшая группа «Моя Калмыкия»

Конспект занятия по социальному мирустаршая группа«Моя Калмыкия»...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....