Главные вкладки

    Конспект ННОД в группе пятого года жизни «В гостях у Лесовичка»
    план-конспект занятия по окружающему миру на тему

    Конспект ННОД в группе пятого года жизни «В гостях у Лесовичка»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 29.idrisova.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «В гостях у Лесовичка»

    Программное содержание:   Закрепить представление детей о внешнем виде, повадках, среде обитания, особенностях питания дятла. Закрепить функциональный подход к окружающему миру. Развивать воображение:  учить применять приемы фантазирования для изменения реального героя и его действий.

    Воспитывать эмпатийное отношение к птицам. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.  

     

    Предварительная работа:  наблюдение за птицами  во время прогулки. Чтение художественной литературы: рассказ Н.Сладкова «Дятел», рассказ «Гусь и журавль» К.Д.Ушинского,  стих. «Что за птица?» В. Сутеева,  стих. «Птичка»  А. Кольцова,  стих. «Летела ворона» Р.Сеф; загадывание загадок о птицах. Д.и. «Перепутаница» по стихам-загадкам Л.Каменского.  Д.и. «Где,  чей домик?», д. и  «Летает – не летает».  Разучивание подвижной игры «Плавает, летает, прыгает»,  народной  песенки  «Гуси- гуси»,  пальчиковой гимнастики по стихотворению И.Токмаковой «Десять птичек - стайка».

    Оборудование:  Лесовичок; предметные картинки с изображением филина, попугая, павлина, дятла; сюжетные картинки         с изображением  (  дерева и скворечника,   леса и дупла)   и предметные картинки птиц (утка-кряква, лиса, лягушка,)   для  «Волшебной дорожки»; отдельные части тела: дятла, утки –кряквы, лисы, лягушки. Музыкальное сопровождение: звуки леса.

    Ход

     1 часть

    В:  Ребята, нас приглашает  в гости    Лесовичок. У него у него в лесу много друзей. Портрет одного своего друга он передал нам. (Воспитатель   выставить  на доске узкий овал).

    Воспитатель: Ребята, кто это может быть? (Лисичка, белочка, зайчик, птица).  

    Мы пришли  в лес. Послушайте звуки леса.

    Д.и. «Перепутаница».

    Выставлены предметные картинки с изображением филина, попугая, павлина, дятла.

    В: Отгадайте загадки Лесовичка:

    показать предметную картинку с изображением филина, прочесть:

       Вот эта птица  умеет дразниться.  

    В: Ребята это так? (Нет. Это филин – он ухает, пугает).

    В: Показать попугая:

         А эта – хвостом разноцветным  гордится.

    В:  Ребята это так? (Нет. Эта птица умеет дразниться, потому что живет в клетке, у попугая язык широкий и толстый, поэтому он может воспроизводить звуки, даже слова, произнесенные  человеком). 

    В: Показать павлина:

         Вот эта –  деревья спасает в лесу.

     В:  Ребята это так? (Нет. Эта птица хвостом разноцветным гордится.  Эта птица украшает сад – не найти нам ее в лесу). Ребята, все перепутал я…

    В: Показать дятла:

        А эта –  летает в очках на носу.

    В:  Ребята это так? (Нет. Эта птица деревья спасает в лесу). А  филин  летает по лесу в больших очках на носу).

     Ой, ребята, все перепутал я…

    2 часть.

    В: Ребята, а  вы слышите, какие-то звуки раздаются в лесу.  Что это за звуки?

     (….Это кто- то стучит…) (Плотник - нет, почтальон - нет, гость - нет, птица - да).

    В: А, кто из этих птиц   может такие звуки издавать? (Дятел). ( Показать иллюстрацию дятла, сидящего на стволе дерева и цепляющегося острыми когтями об кору дерева, опирающегося хвостом. Обратить внимание детей на характерные признаки частей тела дятла на экране волшебного телевизора):

      Пестрый, но не луг, в красной шапочке, но не гриб.

      С крепким клювом, но не  клест.

      Лечит деревья как врач, но не грач. (Дятел).

    В:  По каким словам можно  догадаться, что это дятел?

    В: Так, вот какой красавец- дятел: весь пестренький, но не луг.  На голове -  красная шапочка, но не грибок.  У него крепкий длинный клюв, а еще  узкий предлинный язык.    У дятла  сильные крылья, когтистые лапки, замечательный хвост – помощник.

    В: Дятла люди зовут лесным доктором. Кого же лечит дятел?

    - От кого спасает деревья дятел? - Для чего дятлу еще и  длинный язык? (Чтобы вытащить из длинной щелочки личинки и жучки).

    - Почему дятел не соскальзывает со ствола дерева? Что ему помогает удержаться на высоте?

    -  Какие еще птицы и  животные  живут в лесу, которые могут поселиться в домиках, которые выдолбил дятел? (Белка, бурундук, сова, и др.).

     Физминутка.

     Пальчиковая  гимнастика по стихотворению И.Токмаковой «Десять птичек - стайка».

    Пой-ка подпевай-ка:

    Десять птичек – стайка.

    Эта птичка- соловей,

    Эта птичка- воробей.

    Эта птичка- совушка,

     Сонная головушка.

    Эта птичка- свиристель,

    Эта  птичка- коростель,

    Эта птичка – скворушка,

     Синенькое перышко.

    Эта птичка-зяблик, эта птичка- стриж,

    Эта  - развеселый чиж.

    Ну , а это злой орлан,

    Птички, птички по домам!

    Игра «Плавает, летает, прыгает»

    Выполнять имитационные движения и менять их при смене музыки. Если дети не смогут менять движения в соответствии с ритмом самостоятельно, воспитатель вначале показывает и напоминает, что чаще делает та или иная птица.

    3 часть

    В: Давайте попросим Лесовичка рассказать нам про чудесный нос своего  друга дятла.

    Чтение рассказа Н.Сладкова «Дятел».

     Лесовик: «Дятлу без носа, что нам без рук. Носом дерево выстукивает, шишки на кузнице разбивает. Дупло носом долбит, дырочки на березе пробивает – сладкий  сок пьет.

    Даже «на барабане» носом  играет. На все руки у дятла нос.

    Перышки носом чистит, муравейники разрывает, птенцов кормит.

    Дятлу без носа хуже, чем нам без рук».

     

    В:  Для чего дятлу крепкий нос? (Простукивать, продалбливать кору «больных» деревьев, шишки разбивать, дырочки пробивать, на «барабане играть», перышки свои чистить, муравейники разрывать, птенцов своих кормить).

    Что же  изменится в жизни  дятла, если он поменяется  с кем - нибудь своим  носом?

    (На дорожке разложены  лицом вниз  картинки с изображением утки- кряквы,  лисы,  лягушки)  

     Дидактическая игра «Волшебная дорожка»

    В:

    - По тропинке мы идем,

      Новый нос для дятла мы  найдем.

    -  А вот и первая остановка. Кого мы встретили?

    Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Утка). 

    (Воспитатель переворачивает первую картинку).

    - Мы встретили утку- крякву.

     - У утки – кряквы такой же нос  как у дятла? (Нет. У утки – кряквы нос лопаточкой). Приделаем дятлу вместо длинного и крепкого носа –  нос лопаточкой. (Прикрепить ). Ребята, сможет ли теперь дятел долбить своим носом деревья? Дырочки на березе пробивать – сладкий  сок пить? А плавать как утка?    (Плавать,  как  утка дятел не может,  потому что у него лапы с когтями, а не широкие с перепонками  как у утки  - он  может утонуть).

    В:

    - По лесной тропинке мы идем,

      Новый нос для дятла мы  найдем.

    - А вот и следующая  остановка. Кого мы встретили?  Отгадайте.

    Рыжая, но не белка,

    Длиннохвостая, но не корова,

    Пушистая, но не кошка,

     Хитрая, но не Баба- Яга. (Лиса).

    (Мы встретили в лесу  лису. Воспитатель поворачивает вторую картинку).

    В:  Похож ли лисий носик на нос дятла? (Нет.  У лисы -  мягкий, влажный носик и очень чуткий, а у дятла- длинный, крепкий).

    В: Поменяем нос дятлу. Что получилось? Дятел сможет  хорошо принюхиваться, когда будет простукивать дерево, быстро найдет ходы,  где прячутся червячки. Но ему будет очень больно долбить дерево,  колоть шишки, делать дырочки в березах и пить сок таким нежным, мягким носиком. Пойдем дальше.

    В:

    - По лесной тропинке мы идем,

      Новый нос для дятла мы  найдем.

    - А вот и следующая  остановка. Кого мы встретили?  Отгадайте:

    Зеленая, но не трава,

    Маленькая, но не рыбка.

    Прыгает,  но не кузнечик.  (Лягушка). (Воспитатель поворачивает третью картинку).

    В: Мы встретили лягушку.

    - Чем ловит лягушка комаров? (Языком.  Дятел  тоже достает свою пищу длинным язычком, но он у дятла узенький. А у лягушки – широкий, толстый).  

    - У лягушки есть нос как у дятла? Нет. У лягушки на мордочке есть дырочки.

    - Представьте, что у дятла совсем нет носа, как у лягушки. А если носа не будет, чем он будет добывать пищу?  (Наверно, как лягушка  -  языком. Тогда,  дятел не сможет жить в лесу на дереве,  потому что не сможет продолбить кору дерева, чтобы вытащить личинки).

    - Где же поселиться дятлу безносому, чтобы открыл рот, выставил язык и поймал комариков и мошек? (На болоте). А зимой, когда не будет мошек, чем питаться дятлу?..  Как безносому дятлу шишку раздолбить? Птенчиков своих как покормить?

    В:  Ребята, нужен нос дятлу?  Очень нужен. Дятлу без носа хуже, чем нам без рук. А какой нос нужен  дятлу?

    Итог:  стихотворение «Носы»  Андрея Усачева.

    В: Ребята, давайте поблагодарим Лесовичка за  интересный рассказ про дятла, за необычные загадки и расскажем ему веселое стихотворение «Носы». (Рассказывают дети).

    Есть  носы у журавлей,

    Есть носы у кораблей.

    Носик есть у чайника.

    Только очень маленький.

    Необычный зверь – Носуха.

    У Носухи нос до уха.

    А огромный Носорог

    Вместо носа носит рог.

    Нос  у лешего крючком,

    А у свинки – пятачком.

    Но и свинка и матрос

    Вытирать должны свой нос!

    Итог:  Лесовичок:  Ребята, птицы всегда очень осторожные и когда к ним кто-то приближается – улетают. Вы знаете, почему они такие? (Они маленькие, их легко обидеть)

    В:  Лесовичок,  а как нам подружиться с птицами?  (Не подходить близко к их гнездам. В лесу можно только слушать пение птиц. Не пугать их. Зимой подкармливать птиц. Строить для них кормушки, скворечники).

    Лесовичок:  Вот такой скворечник построил мальчик Вова со своим папой и повесили его в парке. Показывет иллюстрацию.

    В: А семья дятлов может  поселиться в скворечнике? (Думаю, что нет. Дятлы живут в лесной чаще, в хвойном лесу. Как думаете почему?  Чтобы найти даже зимой еду (кедровые,  еловые шишки). Они  любят лесную тишину, выдалбливают дупло вдали от дорог.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в группе пятого года жизни . Тема: «Мы гуляли в зоопарке».

    Этот конспект я составляла самостоятельно к аттестации в 2010 году. Думаю, что и на сегодняшний день цели и задачи занятия актуальны....

    Конспект развлечения для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у Лесовичка"

    Конспект развлечения для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у Лесовичка"...

    Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "В гостях у Лесовичка" для детей средней группы

    Конспект занятия для средней группы с интеграцией образовательных областей ( познание, речевое развитие, коммуникация). Продолжаем знакомить детей с грибами, развиваем речь, закладываем основы экологи...

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) «В гостях у сказки»

    Цель: Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснования)....