Конспект ННОД в группе пятого года жизни «В гостях у Лесовичка»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Конспект ННОД в группе пятого года жизни «В гостях у Лесовичка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 29.idrisova.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «В гостях у Лесовичка»

Программное содержание:   Закрепить представление детей о внешнем виде, повадках, среде обитания, особенностях питания дятла. Закрепить функциональный подход к окружающему миру. Развивать воображение:  учить применять приемы фантазирования для изменения реального героя и его действий.

Воспитывать эмпатийное отношение к птицам. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.  

 

Предварительная работа:  наблюдение за птицами  во время прогулки. Чтение художественной литературы: рассказ Н.Сладкова «Дятел», рассказ «Гусь и журавль» К.Д.Ушинского,  стих. «Что за птица?» В. Сутеева,  стих. «Птичка»  А. Кольцова,  стих. «Летела ворона» Р.Сеф; загадывание загадок о птицах. Д.и. «Перепутаница» по стихам-загадкам Л.Каменского.  Д.и. «Где,  чей домик?», д. и  «Летает – не летает».  Разучивание подвижной игры «Плавает, летает, прыгает»,  народной  песенки  «Гуси- гуси»,  пальчиковой гимнастики по стихотворению И.Токмаковой «Десять птичек - стайка».

Оборудование:  Лесовичок; предметные картинки с изображением филина, попугая, павлина, дятла; сюжетные картинки         с изображением  (  дерева и скворечника,   леса и дупла)   и предметные картинки птиц (утка-кряква, лиса, лягушка,)   для  «Волшебной дорожки»; отдельные части тела: дятла, утки –кряквы, лисы, лягушки. Музыкальное сопровождение: звуки леса.

Ход

 1 часть

В:  Ребята, нас приглашает  в гости    Лесовичок. У него у него в лесу много друзей. Портрет одного своего друга он передал нам. (Воспитатель   выставить  на доске узкий овал).

Воспитатель: Ребята, кто это может быть? (Лисичка, белочка, зайчик, птица).  

Мы пришли  в лес. Послушайте звуки леса.

Д.и. «Перепутаница».

Выставлены предметные картинки с изображением филина, попугая, павлина, дятла.

В: Отгадайте загадки Лесовичка:

показать предметную картинку с изображением филина, прочесть:

   Вот эта птица  умеет дразниться.  

В: Ребята это так? (Нет. Это филин – он ухает, пугает).

В: Показать попугая:

     А эта – хвостом разноцветным  гордится.

В:  Ребята это так? (Нет. Эта птица умеет дразниться, потому что живет в клетке, у попугая язык широкий и толстый, поэтому он может воспроизводить звуки, даже слова, произнесенные  человеком). 

В: Показать павлина:

     Вот эта –  деревья спасает в лесу.

 В:  Ребята это так? (Нет. Эта птица хвостом разноцветным гордится.  Эта птица украшает сад – не найти нам ее в лесу). Ребята, все перепутал я…

В: Показать дятла:

    А эта –  летает в очках на носу.

В:  Ребята это так? (Нет. Эта птица деревья спасает в лесу). А  филин  летает по лесу в больших очках на носу).

 Ой, ребята, все перепутал я…

2 часть.

В: Ребята, а  вы слышите, какие-то звуки раздаются в лесу.  Что это за звуки?

 (….Это кто- то стучит…) (Плотник - нет, почтальон - нет, гость - нет, птица - да).

В: А, кто из этих птиц   может такие звуки издавать? (Дятел). ( Показать иллюстрацию дятла, сидящего на стволе дерева и цепляющегося острыми когтями об кору дерева, опирающегося хвостом. Обратить внимание детей на характерные признаки частей тела дятла на экране волшебного телевизора):

  Пестрый, но не луг, в красной шапочке, но не гриб.

  С крепким клювом, но не  клест.

  Лечит деревья как врач, но не грач. (Дятел).

В:  По каким словам можно  догадаться, что это дятел?

В: Так, вот какой красавец- дятел: весь пестренький, но не луг.  На голове -  красная шапочка, но не грибок.  У него крепкий длинный клюв, а еще  узкий предлинный язык.    У дятла  сильные крылья, когтистые лапки, замечательный хвост – помощник.

В: Дятла люди зовут лесным доктором. Кого же лечит дятел?

- От кого спасает деревья дятел? - Для чего дятлу еще и  длинный язык? (Чтобы вытащить из длинной щелочки личинки и жучки).

- Почему дятел не соскальзывает со ствола дерева? Что ему помогает удержаться на высоте?

-  Какие еще птицы и  животные  живут в лесу, которые могут поселиться в домиках, которые выдолбил дятел? (Белка, бурундук, сова, и др.).

 Физминутка.

 Пальчиковая  гимнастика по стихотворению И.Токмаковой «Десять птичек - стайка».

Пой-ка подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка- соловей,

Эта птичка- воробей.

Эта птичка- совушка,

 Сонная головушка.

Эта птичка- свиристель,

Эта  птичка- коростель,

Эта птичка – скворушка,

 Синенькое перышко.

Эта птичка-зяблик, эта птичка- стриж,

Эта  - развеселый чиж.

Ну , а это злой орлан,

Птички, птички по домам!

Игра «Плавает, летает, прыгает»

Выполнять имитационные движения и менять их при смене музыки. Если дети не смогут менять движения в соответствии с ритмом самостоятельно, воспитатель вначале показывает и напоминает, что чаще делает та или иная птица.

3 часть

В: Давайте попросим Лесовичка рассказать нам про чудесный нос своего  друга дятла.

Чтение рассказа Н.Сладкова «Дятел».

 Лесовик: «Дятлу без носа, что нам без рук. Носом дерево выстукивает, шишки на кузнице разбивает. Дупло носом долбит, дырочки на березе пробивает – сладкий  сок пьет.

Даже «на барабане» носом  играет. На все руки у дятла нос.

Перышки носом чистит, муравейники разрывает, птенцов кормит.

Дятлу без носа хуже, чем нам без рук».

 

В:  Для чего дятлу крепкий нос? (Простукивать, продалбливать кору «больных» деревьев, шишки разбивать, дырочки пробивать, на «барабане играть», перышки свои чистить, муравейники разрывать, птенцов своих кормить).

Что же  изменится в жизни  дятла, если он поменяется  с кем - нибудь своим  носом?

(На дорожке разложены  лицом вниз  картинки с изображением утки- кряквы,  лисы,  лягушки)  

 Дидактическая игра «Волшебная дорожка»

В:

- По тропинке мы идем,

  Новый нос для дятла мы  найдем.

-  А вот и первая остановка. Кого мы встретили?

Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Утка). 

(Воспитатель переворачивает первую картинку).

- Мы встретили утку- крякву.

 - У утки – кряквы такой же нос  как у дятла? (Нет. У утки – кряквы нос лопаточкой). Приделаем дятлу вместо длинного и крепкого носа –  нос лопаточкой. (Прикрепить ). Ребята, сможет ли теперь дятел долбить своим носом деревья? Дырочки на березе пробивать – сладкий  сок пить? А плавать как утка?    (Плавать,  как  утка дятел не может,  потому что у него лапы с когтями, а не широкие с перепонками  как у утки  - он  может утонуть).

В:

- По лесной тропинке мы идем,

  Новый нос для дятла мы  найдем.

- А вот и следующая  остановка. Кого мы встретили?  Отгадайте.

Рыжая, но не белка,

Длиннохвостая, но не корова,

Пушистая, но не кошка,

 Хитрая, но не Баба- Яга. (Лиса).

(Мы встретили в лесу  лису. Воспитатель поворачивает вторую картинку).

В:  Похож ли лисий носик на нос дятла? (Нет.  У лисы -  мягкий, влажный носик и очень чуткий, а у дятла- длинный, крепкий).

В: Поменяем нос дятлу. Что получилось? Дятел сможет  хорошо принюхиваться, когда будет простукивать дерево, быстро найдет ходы,  где прячутся червячки. Но ему будет очень больно долбить дерево,  колоть шишки, делать дырочки в березах и пить сок таким нежным, мягким носиком. Пойдем дальше.

В:

- По лесной тропинке мы идем,

  Новый нос для дятла мы  найдем.

- А вот и следующая  остановка. Кого мы встретили?  Отгадайте:

Зеленая, но не трава,

Маленькая, но не рыбка.

Прыгает,  но не кузнечик.  (Лягушка). (Воспитатель поворачивает третью картинку).

В: Мы встретили лягушку.

- Чем ловит лягушка комаров? (Языком.  Дятел  тоже достает свою пищу длинным язычком, но он у дятла узенький. А у лягушки – широкий, толстый).  

- У лягушки есть нос как у дятла? Нет. У лягушки на мордочке есть дырочки.

- Представьте, что у дятла совсем нет носа, как у лягушки. А если носа не будет, чем он будет добывать пищу?  (Наверно, как лягушка  -  языком. Тогда,  дятел не сможет жить в лесу на дереве,  потому что не сможет продолбить кору дерева, чтобы вытащить личинки).

- Где же поселиться дятлу безносому, чтобы открыл рот, выставил язык и поймал комариков и мошек? (На болоте). А зимой, когда не будет мошек, чем питаться дятлу?..  Как безносому дятлу шишку раздолбить? Птенчиков своих как покормить?

В:  Ребята, нужен нос дятлу?  Очень нужен. Дятлу без носа хуже, чем нам без рук. А какой нос нужен  дятлу?

Итог:  стихотворение «Носы»  Андрея Усачева.

В: Ребята, давайте поблагодарим Лесовичка за  интересный рассказ про дятла, за необычные загадки и расскажем ему веселое стихотворение «Носы». (Рассказывают дети).

Есть  носы у журавлей,

Есть носы у кораблей.

Носик есть у чайника.

Только очень маленький.

Необычный зверь – Носуха.

У Носухи нос до уха.

А огромный Носорог

Вместо носа носит рог.

Нос  у лешего крючком,

А у свинки – пятачком.

Но и свинка и матрос

Вытирать должны свой нос!

Итог:  Лесовичок:  Ребята, птицы всегда очень осторожные и когда к ним кто-то приближается – улетают. Вы знаете, почему они такие? (Они маленькие, их легко обидеть)

В:  Лесовичок,  а как нам подружиться с птицами?  (Не подходить близко к их гнездам. В лесу можно только слушать пение птиц. Не пугать их. Зимой подкармливать птиц. Строить для них кормушки, скворечники).

Лесовичок:  Вот такой скворечник построил мальчик Вова со своим папой и повесили его в парке. Показывет иллюстрацию.

В: А семья дятлов может  поселиться в скворечнике? (Думаю, что нет. Дятлы живут в лесной чаще, в хвойном лесу. Как думаете почему?  Чтобы найти даже зимой еду (кедровые,  еловые шишки). Они  любят лесную тишину, выдалбливают дупло вдали от дорог.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД с детьми пятого года жизни с элементами исследовательской деятельности. Тема "На птичьем дворе"

В педагогике существует специальный термин - «исследовательское обучение». Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского пов...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в группе пятого года жизни . Тема: «Мы гуляли в зоопарке».

Этот конспект я составляла самостоятельно к аттестации в 2010 году. Думаю, что и на сегодняшний день цели и задачи занятия актуальны....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "ФЕРМА"

Программное содержание: Обучать детей приемам конструирования из деталей конструктора ЛЕГО. Учить сооружать постройку согласно изображению с образцом. Продолжать развивать способность различать и назы...

Конспект ООД с детьми пятого года жизни "Путешествие в лес"

Интегрированное занятие в средней группе "Путешествие в лес"...