учебно-методическое пособие "Путешествие на Север"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Суфиянова Рузиля Радиновна

Знакомство  детей с образом жизни и бытом коренных жителей Севера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

                                                             воспитателя

                                 Нефтеюганского районного муниципального

дошкольного образовательного бюджетного учреждения

НРМ БДУ «Детский сад «Жемчужинка»

Суфияновой Р.Р.

Тема: «Путешествие на Север».

                 Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».

                                                                  Группа: подготовительная.

                                                                 Продолжительность:  30 минут.

                                                                  Место проведения: групповая комната.

Цель: 

Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей Севера.

Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

Закрепить знание детей о своей стране – России, родном крае – Югра.

Обогащать словарный запас за счет слов чум, нарты, тундра, развивать мышление, память, речь, внимание.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Материал и оборудование. 

Презентация Севера, кукла в национальном костюме, макет стойбища, картинки с изображением животных, ягод  ХМАО, презентация на тему «Север».

Предварительная работа: 

Беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений: «Айога», мифы и легенды народов ханты и манси.

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познание».

 

                                                            Ход  НОД:

Вводная часть. (5 минут)

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

                      (Дети сидят на ковре. Ответы детей)

Воспитатель: Как думаете, для чего люди отправляются в путешествия?

Необъятная страна

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В. Степанов)

Воспитатель: Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь неспроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы населяющие Россию, дружные.

Основная часть (14 минут)

Воспитатель: Сегодня, я в гости пришла не одна, а с куклой Татый. С таким необычным именем. Как вы думаете, откуда она к нам приехала? 

                                   (Ответы детей. Слайд №2).

Воспитатель: Эта кукла приехала к нам со стойбища. На стойбищах живут коренные жители нашего региона – ханты и манси. Хотели бы вы познакомиться с жизнью коренного населения, его бытом, природным миром, окружающий их, растениями и животными?

А что вы знаете о нашем крае? Я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашему краю. Маршрут будет долгим, на чем быстрее мы доберемся?

Воспитатель: На чем можно путешествовать?

(На поезде, на машине, пешком, на самолете).

                                                        ( Ответы детей)

Сейчас у нас на  севере зима. Какие вещи мы возьмем с собой?

                                                    (Ответы детей).

Сейчас всех прошу пройти в самолет «Северный дом».

Но на борт самолета мы сможем войти, если ответим на следующие вопросы.

1. Север какой? (суровый, красивый край)

2. Погода какая? (морозная, холодная, студеная).

3.  Зимой какая ночь? (полярная)

4. Где мы с вами живём?

5.  Какие животные живут на Севере?

Воспитатель: Все прошли, садитесь поудобнее, нас ждет с вами интересный полет.

          (Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом, слайд №3).

Уважаемые пассажиры, мы очень рады вас видеть на нашем борту «Северный дом», капитан нашего лайнера и борт проводник желают вам приятного полета.

Пристегните ремни, приятного полета. Наш курс Север. 

                                 Зрительная гимнастика «Снеговик» (3 минуты)

                                                            (Слайд №4)

Воспитатель: Уважаемые  пассажиры чтобы вы не скучали в пути, предлагаю вам поиграть, обратите внимания, сейчас наш самолет «Северный дом» пролетает над поселком.  

                                                         (слайд № 5).

- Какие города ХМАО вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем над лесом (слайд №6).

- Какой может быть лес (хвойный, лиственный, еловый, березовый, сосновый).

- Далее пролетаем речку.  - Какие реки вы знаете?    (Слайд №7)

Воспитатель: Мы прибыли в конечный пункт. Это Север. Температура воздуха -30С.

Воспитатель: Здесь много снега, видите. Это тундра - снежная равнина. Давайте посмотрим:  какой лес, и какая тундра. (2 фотографии на сравнении леса и тундры).

                                                           (Слайд №8)

                                     Физминутка «Зима» (3 минуты)

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.      

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.            

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.  

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.                  

(соответствующие движения)              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.              

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Кукла Татый: Что-то дома моего не видно, может, пурга замела (расстроена).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется дом у северных людей, которые живут в тундре? Из чего он сделан? Дом строиться из палок-жердей, шкуры оленя.

                               Рассматривание макета стойбища.

Кукла Татый: Вот какой дом, который согреет своим теплом. Каждый вечер мне мама рассказывала сказки.

Воспитатель: А какие вы сказки знаете?

У каждого народа есть свои традиции, обычаи, сказки, пословицы и поговорки. Вы перечислили русские сказки, у жителей севера тоже есть свои сказки. Вот посмотрите и послушайте мансийскую сказку «Зайчик».

                                                      (приложение №1)

- Как думаете, чему эта сказка учит?

Воспитатель: Также есть пословицы и поговорки.

- Какие вы знаете русские пословицы или поговорки?

 Послушайте, северные пословицы:

  • Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.
  • Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт.
  • Смог оленя дикого добыть — должен и соседа мясом одарить.
  • Когда есть еда, то и метель и стужу можно в чуме сидеть и сказку слушать.

Воспитатель: Местные жители берегут оленей, они для них очень важны.

                                           (слайд № 9)

Воспитатель: Основное занятие жителей Севера - оленеводство, рыболовство, охота. Ведь олень служит как транспорт во все времена года. Северные сани называются нартами. Они бывают грузовые и легковые.

                                                     (Слайд №10)

Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.

                                                  (Слайд № 11)

Воспитатель: Вот и пришел конец нашему путешествию, нам пора возвращаться в группу. Пойдемте, к нашему самолету, он нас совсем заждался.

Кукла Татый: До свидания ребята, спасибо, что вы согласились посмотреть на мой суровый, но удивительный край.

Дети: До свидания. 

Итог (5 минут)

Воспитатель: Чтобы обратный путь у нас был не долгим давайте, поиграем. Игра называется «Вопрос - ответ». В ней вы проверите свои знания, закрепите то, что нового вы узнали.

Воспитатель: 

1. Как называется дом жителей тундры?

Изба, яранга, чум, шалаш.

2. Транспорт для передвижения по тундре?

Лошади, медведи, олени, собаки.

3. Сани для езды на оленях?

Телега, нарты, тачка.

4. Чем занимаются жители севера?

Охота, рыбалка, выращивают овощи, разводят коров, оленеводство.

5. Какие животные живут в тундре?

Олень, песец, белка, лиса, волк, лошадь, лось, осел, медведь, волк.

Воспитатель: Наш самолет прилетел в  конечный пункт. Вы познакомились с особенностями нашего края, его местными жителями, обычаями, традициями. Надеюсь, что  путешествия по нашему краю продолжаться.  Всем спасибо за внимание. Всего доброго!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

"Учебно-методическое пособие: "Презентация "Животные Крайнего Севера.""

"Учебно-методическое пособие: "Презентация "Животные Крайнего Севера.""...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...