Познавательно – исследовательский проект «Всё о соли»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Власова Елена Александровна

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx27.44 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx903.05 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

«Всё о соли»

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность –  это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации –  формирование у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. 

Уважаемые коллеги, я хочу поделиться опытом своей работы по познавательно – исследовательской деятельности в своей группе.

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы.

Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое? Интересно… А все очень просто.  Дома Оля с мамой варили суп, мама попросила посолить. Девочка  увидела, что соль –  это множество  мелких крупинок. Оле стало интересно, почему соль растворилась, а можно ли её вырастить, если создать для этого условия? Придя в детский сад после выходных, Оля подняла этот вопрос в группе, все ребята заинтересовались. С этого все и началось. Ребята стали задавать вопросы  воспитателям и родителям. Тогда мы решили, что все желающие могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.Так возник проект «Всё о соли». (Слайд 1) Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились  дети, родители, воспитатели.

Цель проекта: (Слайд 2)

  • Формировать представление о соли как   необходимом для человека продукте.
  • Научиться самостоятельно, выращивать кристаллы соли.

Задачи: (Слайд 3)        

1. Выяснить, откуда берется соль.

2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее?

3.  Исследовать свойства соли опытным путем.

4.  Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.

5.  Стимулировать       познавательную     активность,   создавать      условия     для исследовательской деятельности.

6.  Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

7.  Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

8.  Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

(Слайд 4) По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.  По характеру содержания – ребенок – взрослый. По характеру контактов – разновозрастной. По количеству участников – групповой.

           По продолжительности – краткосрочный.

Сотрудничество с родителями:

  1. Знакомство с проектом через папку – передвижку.
  2.  Выставка выращенных кристаллов соли.

Предполагаемый результат проекта.

  1. Приобретение новых знаний и впечатлений об объектах неживой природы.
  2. Выращивание кристаллов из соли.
  3. Расширение  познавательно - речевой сферы дошкольников, умение составлять описательный рассказ.

Основная часть: (Слайд 5)

1.     Начальный этап – проектирование.

Беседы: «Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «Где можно найти нужную информацию»;

  • рассматривание энциклопедий, чтение книг;
  • поиск информации в интернете;

Дети учились самостоятельно задавать вопросы, вместе с детьми выдвинули гипотезу:

Кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий. Если изменять условия выращивания кристаллов, то можно получать кристаллы разной формы. Кристаллы можно вырастить дома.

Объект исследования: кристаллы соли. (Слайд 6)

Предмет исследования: соль.

(Слайд 7) Из источников  узнали, что соль, состоит из кристаллов. Есть специальные заводы, которые добывают и перерабатывают это вещество.

2.     Технологический этап (реализация проекта).

  • Обсуждение поговорок, пословиц, афоризмов о соли: (Слайд 8)
  • Слушанье и обсуждение  рассказов :
  • Виталий Бианки. Рассказ «Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать».
  • Русская народная сказка «Соль».
  • Рассмотрение образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн) под лупой, микроскопом. (Слайд 9)
  •  Эксперимент. (Слайд 10)

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

(Слайды 11- 18)

Цель эксперимента: вырастить из раствора воды и соли кристаллы, путем охлаждения и испарения воды.

Материалы: чистая стеклянная банка, шерстяная нить, чайная ложка, вода, соль, карандаш.

(Слайды 19 – 21) – образцы кристаллов соли.

  1. Рефлексивный этап.

(Слайд 22)

  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  •  фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы);
  • формулирование выводов:
  • подготовка и проведение презентации: «Всё о соли».

Заключение:

В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились всех перечисленных целей. Выяснили, откуда берется соль, узнали зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная? Опытным путем исследовали свойства соли. Нашли много сведения о соли в разных художественных произведениях, энциклопедиях, интернете. Во время исследования  стимулировалась познавательная активность детей, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. При изучении литературы воспитывался  интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений. И главное научились самостоятельно выращивать кристаллы соли. По всей проделанной нами работой была подготовлена презентация «Всё о соли», и составлена поэтапная памятка по выращиванию кристаллов из соли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно – исследовательский проект «Всё о соли» с детьми 5-7 лет Подготовила: воспитатель выс . кв. категории Власова Елена Александровна МБДОУ №40 «Колосок» г. Набережные Челны 2015 г.

Слайд 2

Цель проекта: формировать представление о соли как необходимом для человека продукте. Научиться самостоятельно выращивать кристаллы соли.

Слайд 3

Задачи: 1. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности. 2. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей. 3. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Слайд 4

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер. По характеру содержания – ребенок – взрослый. По характеру контактов – разновозрастной. По количеству участников – групповой. По продолжительности – краткосрочный.

Слайд 5

Способы исследования: • изучение энциклопедий; • рассматривание иллюстраций; • чтение художественной литературы; • поиск информации в интернете ; • эксперимент.

Слайд 6

Объект исследования: кристаллы соли. Предмет исследования: соль.

Слайд 7

Из источников узнали, что соль, состоит из кристаллов. Есть специальные заводы, которые добывают и перерабатывают это вещество.

Слайд 8

Обсуждение поговорок, пословиц Чтение сказки “Соль”

Слайд 9

Рассматривание образцов соли

Слайд 11

Кристаллы соли

Слайд 12

Кристаллы соли

Слайд 13

Итоги по проекту Что мы узнали о соли Соль пища и приправа Соль консервант Соль лечит и дезинфицирует Соль жизненно необходима для жизнедеятельности человека Соль помощница в хозяйстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект на тему "Волшебная соль"

Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности....

Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова

Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...

Познавательно-исследовательский проект "Эта удивительная соль".

Наука познаёт новое, пытается заглянуть за пределы Вселенной, а мы стали искать необычное рядом. Есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Это соль. Мы решили пополнить знания о н...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Эта удивительная соль»

Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества....