Комплексное занятие ПРИРОДА И МЫ
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Семенова Галина Николаевна

Цели: закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Комплексное занятие ПРИРОДА И МЫ 20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МКОУ СОШ №1

 детский сад города Чулыма Новосибирской области

Комплексное занятие

ПРИРОДА И МЫ

Подготовительная группа

Воспитатель: Семенова

                                                           Галина Николаевна

2016 год

Комплексное занятие
ПРИРОДА И МЫ

(СКАЗКА О ГРИБАХ)

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Цели: закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает названия лекарственных растений и их значение в жизни человека; составляет описание грибов, используя в речи соответствующую лексику; знает правила безопасного взаимодействия с растениями и грибами; эмоционально реагирует на литературное произведение с описанием природы; самостоятельно рисует грибы, соблюдая пропорциональные отношения.

Материалы и оборудование: фотографии лекарственных растений; иллюстрации с изображением грибов; простой графитный карандаш, акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) размером в обычный писчий лист; иллюстрации дикорастущих лекарственных растений.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

– Как чудесен лес осенью! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряды, то здесь, то там вспыхивают яркой огненной листвой, радуясь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними запахами леса. Что нам дарит осенний лес? (Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди.) Сегодня нас приглашает в лес гриб-боровик. Для вас он приготовил интересные задания.

2. Беседа на тему «Природа и мы».

– Послушайте стихотворение «Зелёная аптека».

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

– О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

– А как правильно собирать лекарственные растения?

 Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

 Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

 Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

 Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

 Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

 Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.

 В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

 Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

– Помните, что незнакомые растения нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

– Отгадайте загадки:

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка.

                        (Одуванчик.)

– У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.

Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

                        (Ромашка.)

– Ромашка – переводится как «милая простота». Давным-давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна?

Если случится вам простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

– У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

                        (Подорожник.)

– Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. «Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз».

У подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.

– Отгадайте другие лекарственные растения и покажите картинку-отгадку:

Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит.

Что это?

                (Крапива.)

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

                (Брусника.)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.  

                (Шиповник.)

– Как  вы  думаете,  где  и  когда  собирают  лекарственные  травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

– Давайте поиграем в больницу. Подумайте, как можно вылечить наших зверят?

– У нашего Мишки болит горло. Что нужно сделать? (Дети советуют.) Ему нужен отвар ромашки.

– А  у  нашей  Лисички  простуда – ей  нужен  отвар  мать-и-мачехи, чабреца.

– У обезьянки слабость, нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

– Давайте сделаем отвары лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.

3. Рисование «Сказка о грибах».

– Каждый гриб имеет свой характер.Чем отличаются грибы друг от друга? (Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.) Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой. Какой характер может быть у подосиновика? (Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.) Какой может быть поганка? (Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)

Какими красками мы можем изобразить грибы? (Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки – светлыми.) Рассмотрите фотографии разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте – необходимо сделать фон. Какой? (Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.)

Дети самостоятельно рисуют грибы.

4. Итог занятия.

– Давайте все грибы «посадим» на общую поляну. Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой

Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой в подготовительной к школе группе....

Комплексное занятие "Природа и человек.Лето"

интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Физическая культура","Художественное творчество"....

комплексное занятие "Музыка природы"

Комплексное занятие, направленное на развитие творческого подхода к разделу "Слушание"...

Мы – друзья природы. Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в подготовительной группе

Занятие проходит в форме экскурсии в лес, где каждому ребенку удается без принуждения подключиться к игровым событиям и испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он свободно говорит, выск...

Конспект комплексного занятия по родной природе и ручному труду в средней, 2 младшей группе, тема: «Подснежник»

Конспект открытого занятия. На тему: "Правила дорожного движения"Направлен на повышения знаний правил дорожного движения детьми....

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...