Педагогический проект по развитию речи «Осень в гости к нам пришла!» (логопедическая подготовительная к школе группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Долотова Людмила Николаевна

В условиях образовательного процесса в МДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой природе. Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей в детском саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_po_razvitiyu_rechi1.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по развитию речи «Осень в гости к нам пришла!» (логопедическая подготовительная к школе группа)

Автор: Долотова Людмила Николаевна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124″

Г.Саратов, Саратовская область, Россия

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность: 3 месяца.

Сроки проведения: 01.09.2016г.  по 25.11.2017 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 6 — 7 лет.

Цель проекта:

  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень в гости к нам пришла».
  • Расширять представления детей об осени, как времени года.

Задачи:

  1. Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
  2. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  3. Систематизировать знания детей по теме «Осень».
  4. Формировать лексико-грамматические категории.
  5. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  6. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
  7. Развивать связную речь.
  8. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
  9. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

Актуальность проекта:

      В образовательном процессе подготовительной к школе группы не предусматривается глубокое знание объектов осени.   Частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.

     А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в  прочтении художественной литературы  или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы  все виды восприятия.

    Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

   Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.

   Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз  при  подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

   В условиях образовательного процесса в МДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

   Приобщаем  к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Обеспечение:

  • Подбор иллюстраций и картин.
  • Детская литература.
  • Настольно-печатные игры.
  • Папки-передвижки для родителей

Продукт проекта:

  • Выставка рисунков «Осень».
  • Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
  • Музыкальное развлечение  «Осеннее путешествие».

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).

- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический).

- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.

- Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья».

- Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.

3 этап. Заключительный.

- Выставка рисунков «Осень».

- Изготовление сборника рассказов «Время года – осень».

- Музыкальное развлечение  «Осеннее путешествие»

- Обсуждение итогов и анализ работы.

Реализация проекта:

 Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

  • Сюжетно-ролевые игры:- «Овощной магазин»

Цель: Закрепление  знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.

  • Подвижные игры:

Цель: совершенствовать  двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с  речью.

- «Листопад»,

- «Огородник»,

- «Пугало»,

- «Репка».

  • Дидактические игры:

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

- «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)

- «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? »

- «Собираем урожай»

- «С чьей ветки детки?»

- «С какого дерева листок»

- «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты)

-«Когда это бывает?»

-«С какого дерева лист»

-«Путешествие в музей Осени»

 Образовательная область: «Речевое развитие».

  • Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
  • Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
  • Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
  • Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
  • Пословицы, поговорки и загадки об осени.
  • Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах:

            Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень» 

           Н. Егоров «Листопад»

           И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

           В. Бианки «Прячутся»

           М. Садовский «Берёзы»

           И. Бунин «Листопад»

           В. Авдиенко «Осень»

           Н.Сладков «Осень на пороге»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

  • Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:

- Наблюдения за сезонными  изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом,   ветром, осенним  дождём, листопадом,  клумбой, деревьями и т.д.)

Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.

- Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)

Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.

- Наблюдения за овощами и фруктами

Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.

- Наблюдения за перелетными птицами

Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

  • Сбор природного материала на прогулке (семена цветов,  листочков для поделок).

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

  •  Рисование на осеннюю тематику.
  • Разучивание песен, танцев;
  • Прослушивание «осенних» мелодий;
  • Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.

Коррекционная логопедическая работа:

1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

2.  Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

 Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.

4. Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать речь детей  существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

6. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление  рассказов.

7. Логоритмические  упражнения. Физминутки.

Цель: Развивать координацию движений с речью.

8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.

  

  Речевые игры

- «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)

     Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.

- «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)

    Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

- «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)

    Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

- «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)

    Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

- «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;

   Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

- «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)

   Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

-  «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)

   Цель: Учить образовывать  прилагательные от существительных.

- «Узнай дерево по листу, плоду»

   Цель: Учить подбирать  листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание

- «Съедобный — несъедобный»;

- «Соберём грибы в корзину»

   Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

- «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)

   Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

- « Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши  — в саду)

- «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)

   Цель: Образовывать прилагательные от существительных.

-  «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)

   Цель: Образовывать существительные от прилагательных.

ТЕМЫ  НОД

 Образовательная области: «Речевое развитие», 

 1. Заучивание стихотворения «Солнце землю осмотрело…» В Нестеренко.

2. Заучивание стихотворения «Заунывный ветер гонит…» В.Некрасов.

3. Заучивание стихотворения «Ветрено-ветрено» Токмакова.

4.Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».

5. Чтение рассказа В. Катаева  «Грибы».

6.Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»

7. «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И.И. Левитана»

8. Чтение стихотворения А.С. Пушкина « Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»

9. Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

10. Загадки и пословицы об осени.

11. Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова « Улетают журавли»

12. Составление описательного рассказа «Птицы»

13. Сопоставление ранней и поздней осени.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Лепка

1. «Корзина с грибами»

2. «Фрукты»

3. «Овощи для игры в «Магазин»

Рисование

1. «Ветка рябины»

2. «Царство грибов»

3. «Узор из ягод»

4. «Перелётные птицы»

5. «Поздняя осень»

Аппликация

1. «Ветка винограда»

2. «Витаминная корзина»

3. «Ветка с осенними листьями»

Музыка

Разучиваие песен:

- «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;

- «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;

- «Журавушка» муз.Г Вихаревой, сл. А Вольского.

Пальчиковые игры:

- «Разбросала осень листья»;

- «Мелкий дождик моросит».

-«Меж еловых мягких лап»

Русские народные игры:

- «Огородник»;

- «Пугало».

Образовательная область: «Познавательное развитие».

1. «Грибы бывают разные»

2. «Ранняя осень»

3. «Перелётные птицы»

4. «Такой разный урожай» — (ягоды, овощи, фрукты)

5. «Золотая хохлома»,  «Осень. Что ты о ней знаешь?»

6. «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»

Совместная работа детей с родителями:

  • Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала;
  • Выставка цветов «Осенний букет»;
  • Создание сборника рассказов детей  об осени «Время года – осень»
  • Музыкальное развлечение  «Осеннее путешествие».

Ожидаемые результаты.

Для детей:

Знают и называют:

- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

- осенние месяцы, приметы и явления;

- пословицы, поговорки об осени.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

В свободной деятельности широко применяют пение песен.

Расширились  представления  об осени, как времени года.

Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.

Для педагогов:

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Для родителей:

Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Литература.

  1. Алябьева  Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.:  ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
  3. Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
  5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.
  7. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ  Сфера, 2006.
  8. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
  10.  Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
  11.  Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»

Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень в гости к нам пришла!»

Тема: "Осень в гости к нам пришла"Цель: Обобщать представление воспитанников о смене времён года и природными изменениями в природеЗадачи:·       Давать представлен...

Конспект занятия по развитию речи «Осень в гости к нам пришла»

Задачи: - Закрепить полученные знания по теме: «Осень». Формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине. Совершенств...

Комплексное занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень в гости к нам пришла». Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной  группы. Вашему ...

Педагогический проект по развитию речи: "Осень в гости ждем"

Педагогический проект по развитию речи: "Осень в гости ждем"...

ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Осень в гости к нам пришла» (составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу) в подготовительной группе

Конспект направлен на формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы...