Педагогический проект по развитию речи «Осень в гости к нам пришла!» (логопедическая подготовительная к школе группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В условиях образовательного процесса в МДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой природе. Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей в детском саду и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_po_razvitiyu_rechi1.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по развитию речи «Осень в гости к нам пришла!» (логопедическая подготовительная к школе группа)
Автор: Долотова Людмила Николаевна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124″
Г.Саратов, Саратовская область, Россия
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность: 3 месяца.
Сроки проведения: 01.09.2016г. по 25.11.2017 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: 6 — 7 лет.
Цель проекта:
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень в гости к нам пришла».
- Расширять представления детей об осени, как времени года.
Задачи:
- Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
- Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
- Систематизировать знания детей по теме «Осень».
- Формировать лексико-грамматические категории.
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
- Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Актуальность проекта:
В образовательном процессе подготовительной к школе группы не предусматривается глубокое знание объектов осени. Частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.
Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
В условиях образовательного процесса в МДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Обеспечение:
- Подбор иллюстраций и картин.
- Детская литература.
- Настольно-печатные игры.
- Папки-передвижки для родителей
Продукт проекта:
- Выставка рисунков «Осень».
- Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
- Музыкальное развлечение «Осеннее путешествие».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.
- Беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический).
- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
- Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья».
- Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.
3 этап. Заключительный.
- Выставка рисунков «Осень».
- Изготовление сборника рассказов «Время года – осень».
- Музыкальное развлечение «Осеннее путешествие»
- Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
- Сюжетно-ролевые игры:- «Овощной магазин»
Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.
- «Листопад»,
- «Огородник»,
- «Пугало»,
- «Репка».
- Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
- «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
- «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? »
- «Собираем урожай»
- «С чьей ветки детки?»
- «С какого дерева листок»
- «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты)
-«Когда это бывает?»
-«С какого дерева лист»
-«Путешествие в музей Осени»
Образовательная область: «Речевое развитие».
- Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
- Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
- Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
- Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
- Пословицы, поговорки и загадки об осени.
- Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах:
Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень»
Н. Егоров «Листопад»
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
В. Бианки «Прячутся»
М. Садовский «Берёзы»
И. Бунин «Листопад»
В. Авдиенко «Осень»
Н.Сладков «Осень на пороге»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
- Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:
- Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т.д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
- Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)
Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.
- Наблюдения за овощами и фруктами
Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.
- Наблюдения за перелетными птицами
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
- Сбор природного материала на прогулке (семена цветов, листочков для поделок).
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
- Рисование на осеннюю тематику.
- Разучивание песен, танцев;
- Прослушивание «осенних» мелодий;
- Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.
Коррекционная логопедическая работа:
1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).
Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.
2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).
Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
4. Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.
5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.
6. Развитие связной речи.
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.
7. Логоритмические упражнения. Физминутки.
Цель: Развивать координацию движений с речью.
8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.
Речевые игры
- «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
- «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
- «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
- «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
- «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
- «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
- «Узнай дерево по листу, плоду»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание
- «Съедобный — несъедобный»;
- «Соберём грибы в корзину»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)
Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- « Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши — в саду)
- «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)
Цель: Образовывать прилагательные от существительных.
- «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)
Цель: Образовывать существительные от прилагательных.
ТЕМЫ НОД
Образовательная области: «Речевое развитие»,
1. Заучивание стихотворения «Солнце землю осмотрело…» В Нестеренко.
2. Заучивание стихотворения «Заунывный ветер гонит…» В.Некрасов.
3. Заучивание стихотворения «Ветрено-ветрено» Токмакова.
4.Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».
5. Чтение рассказа В. Катаева «Грибы».
6.Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»
7. «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И.И. Левитана»
8. Чтение стихотворения А.С. Пушкина « Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»
9. Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
10. Загадки и пословицы об осени.
11. Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова « Улетают журавли»
12. Составление описательного рассказа «Птицы»
13. Сопоставление ранней и поздней осени.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Лепка
1. «Корзина с грибами»
2. «Фрукты»
3. «Овощи для игры в «Магазин»
Рисование
1. «Ветка рябины»
2. «Царство грибов»
3. «Узор из ягод»
4. «Перелётные птицы»
5. «Поздняя осень»
Аппликация
1. «Ветка винограда»
2. «Витаминная корзина»
3. «Ветка с осенними листьями»
Музыка
Разучиваие песен:
- «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;
- «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;
- «Журавушка» муз.Г Вихаревой, сл. А Вольского.
Пальчиковые игры:
- «Разбросала осень листья»;
- «Мелкий дождик моросит».
-«Меж еловых мягких лап»
Русские народные игры:
- «Огородник»;
- «Пугало».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
1. «Грибы бывают разные»
2. «Ранняя осень»
3. «Перелётные птицы»
4. «Такой разный урожай» — (ягоды, овощи, фрукты)
5. «Золотая хохлома», «Осень. Что ты о ней знаешь?»
6. «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»
Совместная работа детей с родителями:
- Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала;
- Выставка цветов «Осенний букет»;
- Создание сборника рассказов детей об осени «Время года – осень»
- Музыкальное развлечение «Осеннее путешествие».
Ожидаемые результаты.
Для детей:
Знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- осенние месяцы, приметы и явления;
- пословицы, поговорки об осени.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Расширились представления об осени, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература.
- Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
- Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.
- Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
- Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
- Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"
Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....
Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»
Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень в гости к нам пришла!»
Тема: "Осень в гости к нам пришла"Цель: Обобщать представление воспитанников о смене времён года и природными изменениями в природеЗадачи:· Давать представлен...
Конспект занятия по развитию речи «Осень в гости к нам пришла»
Задачи: - Закрепить полученные знания по теме: «Осень». Формировать умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине. Совершенств...
Комплексное занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"
конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень в гости к нам пришла». Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной группы. Вашему ...
Педагогический проект по развитию речи: "Осень в гости ждем"
Педагогический проект по развитию речи: "Осень в гости ждем"...
ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Осень в гости к нам пришла» (составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу) в подготовительной группе
Конспект направлен на формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы...