Комплексное занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Коханова Светлана Константиновна

конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень в гости к нам пришла».

 Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной  группы. Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности, которая направлена на развитии связной речи у детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по развитию речи.27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю вам конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень в гости к нам пришла».

 Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной к школе группы. Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности, которая направлена на развитии связной речи у детей подготовительной группы.

 

Образовательные цели занятия

 

  • Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
  • Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад).
  • Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
  • Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).
  • Совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения предложений с пройденными буквами.
  • Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, используя в речи эпитеты.

Развивающие цели.

  • Развитие всех органов чувств.
  • Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.

Воспитательные цели.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе. 

Оборудование: 

  • Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев,
  • мольберт,
  • репродукции картин русских художников,
  • бумажные листья с написанными на них предложениями,
  • контейнеры с фишками для анализа предложений,
  • серия сюжетных картинок.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый.
  • Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим.
  • Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.
  • Разучивание стихотворений об осени.
  • Работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками.

 

 Конспект  комплексного занятия по теме:                                                 «Осень в гости к нам пришла».

1.Организационный момент.

 (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

 

Педагог встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Педагог поднимает корзинку па уровень лиц детей и предлагает им по¬нюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Педагог. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, тополек, осинка).

Дети выполняют задание педагога и по очереди садятся за стол.

Педагог. Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?»

Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

Педагог. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

 

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

 (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).

 

Педагог рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

Педагог. Какой месяц осени заканчивается? (сентябрь) Какой месяц наступит после него? (После сентября наступит октябрь). Какой месяц завершает осень? (Завершает осень ноябрь).

 

Педагог. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что Любовь Ивановна разрешила вам снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?

 

Дети. Утром на улице был туман.

Педагог. Расскажите, каким он был.

Дети. Туман был густым, белым, плотным, сырым.

Педагог. Правильно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезай многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

 

 

3. Артикуляционная гимнастика.

 1. Покусайте кончик языка – «мама шинкует капусту».
2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
3. Язык, как жало змеи.
4. Язык, как тоненькая иголочка – «ставим укольчики» поочерёдно в каждую щеку.
5. Почистите верхние и нижние зубки языком.
6. Закройте глаза, представьте ночь – «сели на лошадку и поехали». Цокайте.
7. Достаньте кончиком языка нос.
8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.
9. Погладьте зубками губы.
10. Натяните губы на зубы, широко открыв рот.
11. Нарисуйте открытыми губами солнце.
12. Представьте, что заводите мотоцикл – поехали. На пути – гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.
13. Язык поднимите к верху:
Ша-ша-ша,
Наша шуба хороша.
14. – Здравствуйте, котята!
-Мяу, мяу. 
-Здравствуйте, телята!
Му, му, му.
-Здравствуйте, мышата!
- Пи, пи, пи.
- Здравствуйте, лягушки!
- Ква, ква, ква.
15. Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я – дудочка,
Дудочка – погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка всё опять.
15. Поцелуйчик. На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов.
Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее.
16. Хомячок. Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
17. Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и ! опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

18. Баня. Это упражнение выполняется в двух позициях.

1. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, коленям, голеням, бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно
с похлопыванием произнести звук [м] на удобной ноте.
2. Стоя, тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание | переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.
19. Самолетик. Это упражнение лучше выполнять в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа — это один «мотор» «самолета». Педагог поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке [а] и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», педагог начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко уменьшается.
20. Цыпленок вылупляется. Губы сомкнуть. Язычок перемещать вверх- вниз, вправо-влево с убыстрением темпа.
21. Колокольчик. Рот приоткрыть, языком бить о края губ, подобно язычку колокольчика.
22. Жало. Рот приоткрыть, язычок высовывать волнообразными движениями вперед и обратно.
23. Лопата. Попытаться достать высунутым языком до носа или ) подбородка.
24. Гримаса. В течение 3 мин корчить гримасы, задействуя все мышцы лица.
Упражнения повторяются по 5—6 раз, затем пауза и расслабление губ.

26. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рукаболит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
-Как же быть без хруста
Если я — капуста.

Педагог раскладывает на столе разные  осенние листья, обращается  к  детям : «Послушайте ребята как  веер и листья  осенью шумят». ( Прослушивание   звуков природы).

4.  Работа   с  картинкой -  педагог смахивает листья  со стола в корзину и раскладывает на столе репродукции картин русских художников.

Педагог. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой — золотая осень, на которой — поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке (выполняют).

Педагог. Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена ранняя осень, на картине «Осень» художник А. Лентулов изобразил золотую осень, а картона В.Попкова так и называется «Поздняя осень». Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

1-йребенок. На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й р е б е н о к. На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».

3-й р е б е н о к. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.

Педагог. Ребята  вы хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы!

5.  Пальчиковая гимнастика «Осень» (предлагается несколько вариантов)

 

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Осень»

Ветер северный подул, - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к стол

6. Игра «Что делает?» Педагог берет в руки мяч.

Педагог. Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь...(идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше). Ветер.. (дует, воет, гудит, срывает). Листья.. (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают). Птицы..(собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются).

Педагог. Молодцы!

7. Окончание занятия в подготовительной к школе группе "Осень". (Оценка работы детей.)

Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, с каким звуком и какой буквой познакомились, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи В гостях у бабушки Федоры. (Старшая группа)

Комплексное занятие по развитию речиВ гостях у бабушки Федоры. (Старшая группа)Образовательные области:-познание.-коммуникация.-социализация.-здоровье.-художественное творчество.Виды деятельност...

Комплексное занятие по развитию речи В гостях у бабушки Федоры. (Старшая группа)

Комплексное занятие по развитию речиВ гостях у бабушки Федоры. (Старшая группа)Образовательные области:-познание.-коммуникация.-социализация.-здоровье.-художественное творчество.Виды деятельност...

конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"

занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....

Конспект комплексного занятия по развитию речи «В гости в сказку»

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Активизировать словарь по теме «Овощи»....

Конспект занятия по развитию речи "В гости к нам пришла кукла Маша".

Цель: активизировать словарь детей, уточнить представления детей о платье и из каких деталей / частей оно состоит.Задачи: 1) Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье...

Конспект комплексного занятия по развитию речи «В гостях у зимней сказки» для старшей группы

Продолжать учить детей работать со сказкой : узнавать, отвечать на вопросы по содержанию сказки, сочинять, изменять сюжет, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера, опирая...

НОД комплексного занятия по развитию речи «В гостях у солнышка»

Конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 лет...