экологическое воспитание
статья по окружающему миру на тему

Сулейманова Гульнар Жеделеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сулейманова Гульнар Жеделеевна,

воспитатель

МБДОУ № 79, г. Сургут

Экологическое воспитание детей в детском саду

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).
         Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность - это Семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьезные сбои и приходится многое перестраивать в отношение  человека к природе, отражающий уровень его культурно - интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии: «Относить к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребенка! Все начинается со средств народной педагогике - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. В общение с родителями нужно довести до них смысл о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для подражания авторитетом и образом для подражания.Совершая определенные действия по отношению к природе, нужно думать о будущих поколениях. Нужно подарить им радость общения с природой!

Экология не только наука - мировоззрения современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома- планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой…Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание дошкольников должен и может осуществлять только педагог, который сам владеет знаниями в области экологии. Общение воспитателя с ребенком должно быть добрым- ребенку необходимо чувствовать поддержку взрослого, позитивную оценку своих усилий. Эта деятельность должна быть совместной - воспитателя с ребенком в группе, воспитателя с детьми на участке, коллектива педагогов со старшими дошкольниками на всей территории в МБДОУ.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показать степи их экологической  воспитанности и экологической культуры. Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Важное место в технологии занимают темы: «Леса», »Воды». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значение леса в жизни человека: Лес - это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. В зимние месяцы и в мае раскрывается тема »Вода» дети уточняют представления об ее свойствах, значение в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.

Список литературы:

1.Детский сад-эталон экологического образования//Вестник экологического образования в России-2004.№2 с.4

2.Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию//Дошкольное воспитание - 2004 № 7.с.10

3.Николаева С.Формирование начальной экологической культуры// Дошкольное воспитание - 1998- № 1. с. 33

4.Каменева Л.А.Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Просвещение, 1992 - с.240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...