Проект тематического дня «Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!»
проект по окружающему миру на тему

Коцур Инна Сергеевна

Проект тематического дня "Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!" направлен на формирование у детей знаний о Ханты-Мансийском автоном округе-Югре, развитие у дошкольников интереса к родному краю, его достопримечательностям, к людям, которые живут и работают в Югре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorzhus_toboya_moya_yugra.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект тематического дня

«Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!»

Актуальность реализации проекта

       В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.  

       Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития ценностного отношения к малой и большой Родине. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

       Любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней выступают компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданственности. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.

       Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к поселку, где он родился, чувство восхищения родным поселком, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

       Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

      В связи с этим возникла необходимость в разработке тематического дня «Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!»

Цель проекта: формировать у детей представления о Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.

Задачи проекта:

- развивать у дошкольников интерес к родному краю,  его достопримечательностям, к людям, которые живут и работают в Югре;

- познакомить детей с символикой ХМАО, с обычаями и традициями, народным творчеством коренных жителей -  ханты и манси; формировать чувство уважения к традициям и обычаям северных народов;

 - расширять знания детей о природе родного края, растительном и животном мире, полезных ископаемых;

- воспитывать чувство гордости за свою малую Родину;

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

База реализации проекта: МБДОУ «ДС  №12 «Росинка».

  Участники проекта: дети, педагоги, родители.                                                                                                        

Тип проекта: творческо-информационный.                                                                                                          Сроки реализации: краткосрочный (один день).                                                                                    

   Предполагаемый результат: 

      - дети имеют представления о Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.

- дети знакомы с символикой ХМАО, с обычаями и традициями, народным творчеством коренных жителей -  ханты и манси;

- дети испытывают чувство уважения к традициям и обычаям северных народов.

      - участие родителей в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Продукт проектной деятельности:

Выставка совместного творчества родителей и детей в группах

  Концерт-развлечение «Югра – мой край родной!»

Этапы реализации проекта:

          I этап - подготовительный

Информационно-методическое обеспечение проекта (изучение методической литературы), подбор методической литературы, подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.

          II этап - организационный

Реализация проекта с детьми (практическая часть) дидактические игры, подвижные игры,  проведение бесед, рассматривание иллюстраций, ознакомление с художественной литературой, продуктивная деятельность с детьми на данную тематику).                                                                            

         III этап – итоговый                                                                                                                                    

Презентация проекта на официальном сайте МБДОУ «ДС КВ №12 «Росинка» http//dou12.86mmc-megion.edusite.ru)

Механизм реализации

проекта тематического дня

«Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!»

Младший дошкольный возраст

Утро

  1

половина дня

Сюрпризный момент: детей встречает кукла «Акань», приглашает поиграть.                                                              

 Речевая игра с движениями «Заиньки».                                                                       По лесной лужайке                                                                  

 Разбежались зайки.                                                                      

 Вот какие зайки,                                                                                     Зайки – побегайки.                                                                                  Сели зайчики в кружок,                                                                            Роют лапкой корешок.                                                                      

Вот какие зайки,                                                                                    

Зайки – побегайки.                                                                    

 Беседа с показом мультимедийной презентации «Поселок, в котором мы живем».                                                                                              

Цель: познакомить с названием поселка,  его  достопримечательностями.                                                            

 Рассматривание иллюстраций на тему  «Дикие животные нашего края».                                                                                                

 Цель: учить узнавать и называть животных и их детенышей; дать представление об их повадках, среде обитания, способах питания. Чтение стихотворений, загадывание загадок о животных.            

Лепка: «Птицы».                                                                                                Экскурсия в музей ХМАО  детского сада (центральное фойе, 2 этаж).                                                                                                  

Прогулка

Наблюдение за снегом.                                                                    

 Цель: продолжать знакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопадом.                                                      

 Художественное слово:                                                                    

 Снежок порхает, кружится.                                                                

  На улице бело.                                                                                             И превратились лужицы                                                                          

В холодное стекло                                                                                     И/у «Снег кружится» - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.                    

 П/и «Важенка и оленята» - развивать ловкость, реакцию, сообразительность, внимание, координацию движений.

Вечер

 2

половина дня

Рисование «Укрась рукавичку».

Цель: познакомить с традиционным узором ханты и манси.

Чтение ненецкой сказки «Отчего у зайца длинные уши».

Настольные игры «Лото», «Домино».

С/р игра «Семья».

Цель: дать представление о семье, как о маленькой родине; воспитывать любовь к родным людям.

Концерт-развлечение «Югра – мой край родной»

Итог: выставка совместных детско-родительских творческих работ; посещение с родителями фотовыставки «Вы – гордость наша, жители Югры!»

Средний дошкольный возраст

Утро

 1

половина дня

Сюрпризный момент: детей встречает кукла «Акань» приглашает поиграть.                                                                                          

 Речевая игра с движениями «Олень и зайчик».                                                         У оленя дом большой,                                                                          

Он глядит в свое оконце.                                                                    

Зайчик по лесу бежит,                                                                            

В дверь к нему стучится:                                                                         Стук – стук, дверь открой!                                                                    

Там в лесу охотник злой.                                                                              «Ну, скорее забегай,                                                                                 Лапку мне давай!»                                                                            

 Цель: развивать координацию движений рук, активизировать речь.                                                                                              Беседа с показом мультимедийной презентации «Символика родного края».                                                                                                

 Цель: познакомить с гербом и флагом ХМАО; формировать знания об их значении.                                                              

Рассматривание иллюстраций «Природный мир  нашего края».  

Цель:  расширять знания о природе родного края, закреплять названия деревьев.                                                                            

Лепка: «Утка с утятами».                                                                  

 Д/и «Собери флаг, герб ХМАО», «Узнай по описанию».               Цель: развивать логическое мышление, внимание, речь.                                         Чтение стихотворений из книги Л. Такташевой «Голубые небеса».                                                                                              Цель: развивать слуховое внимание; помочь понять содержание; заучить понравившиеся строки.                                                                                          Экскурсия в музей ХМАО детского сада (центральное фойе, 2 этаж).

Прогулка

Наблюдение за деревьями.                                                              

 Цель: показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.                                                      

 Художественное слово: Белая береза под моим окном… (С. Есенин)                                                                                               П/и «Ловля оленей», «Быстрый олень».                                          

 Цель: развивать находчивость, быстроту, ловкость, координацию движений, внимание.                                                                              

Д/и «Толще, выше».                                                                      

Цель: развивать умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить названия деревьев.

Вечер,

2

половина дня

Чтение ненецкой сказки «Почему сова охотится на мышку».    

 Цель: прививать интерес к народному творчеству ханты и манси.              Художественное творчество: раскрашивание хантыйских узоров.

Д/и «Животные и птицы севера».                                                       Цель: расширять знания о животных и птицах; учить узнавать и называть их.                                                                                      

 С/р игра «Строители».                                                                               Цель: расширять знания о профессии, учить подбирать атрибуты для игры, выполнять игровые действия согласно роли.  

Концерт-развлечение «Югра – мой край родной»      

Итог: выставка совместных детско-родительских творческих работ; посещение с родителями фотовернисажа  «Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!»

Старший дошкольный возраст

Утро,

1

половина дня

Сюрпризный момент: детей встречает кукла «Акань» приглашает поиграть.                                                                                    

Речевая игра с движениями «Десять птичек – стайка».                                                Пой- ка, подпевай-ка,                                                                          

Десять птичек-стайка:                                                                          

Эта птичка-соловей,                                                                              

Эта птичка-воробей,                                                                          

Эта птичка совушка,                                                                          

Сонная головушка;                                                                                  Эта птичка- свиристель,                                                                            Эта птичка-коростель,                                                                    

 Эта птичка- скворушка,                                                                    

Серенькое перышко;                                                                               Это-зяблик,                                                                                                 Это-стриж,                                                                                                     Это-развеселый чиж…                                                                                Ну, а это-злой орлан,                                                                                Птички, птички -  по домам!                                                                  Цель: развивать координацию движений рук; активизировать речь.                                                                                                      Беседа с показом мультимедийной презентации  «День рождения округа».                                                                

Цель: дать представление о географическом положении ХМАО; климатических особенностях; воспитывать любовь к родному краю.                                                                              

Рассматривание альбомов: «Черное золото Югры», «Национальная одежда ханты и манси», «Жилища и промыслы».

 Цель: расширять знания детей о полезных ископаемых родного края; закрепить названия жилища, мужской и женской одежды коренных народов севера; познакомить с их промыслами.                                                                 Д/и «Сложи хантыйский узор».                                                      

Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания о названии узоров.                                                                      

Настольная игра «Я живу в Югре».                                    

 Экскурсия в музей ХМАО детского сада (центральное фойе, 2 этаж).    

       

Прогулка

Наблюдение за птицами.                                                            

Цель: закрепить знание детей о зимующих птицах; формировать желание заботиться о живых существах.                              

Художественное слово:                                                                           Трудно птицам зимовать,                                                                    

 Надо птицам помогать!                                                                    

Распилить я попросил                                                                            

Досочку еловую,                                                                                     Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.                                                                              

(А. Чепуров).                                                                                    

 П/и «Бег по-медвежьи».                                                                       Цель: развивать силу ног, рук, координацию движений, ловкость, сноровку.                                                                                              

 П/и «Берегись охотника».                                                                     Цель: развивать скорость, ловкость, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.                                          

  Д/и «Природа и человек».                                                            

Цель: закреплять и систематизировать знания о том, что создано руками человека, а что природой.

Вечер,

2

половина дня

Д/и «Одень хантыйских девочку и мальчика».                                      Цель: закрепить названия мужской и женской одежды.

Продуктивная деятельность: конструирование чума из бумаги.                                                                                                       Чтение стихотворений из книги В. Козлова «Страна Мегиония».                                                                                   С/р игры «Мы- нефтяники», «Геологи».                                            Цель: расширять знания детей о профессиях людей нашего края; воспитывать уважение  к их тяжелому труду.

Концерт-развлечение «Югра – мой край родной»                                                    

Итог: выставка совместных детско-родительских творческих работ; посещение с родителями фотовернисажа  «Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!»

Работа с родителями

- Консультация «Верования народов ханты»

- Информационное окно «Летопись Югры»

Используемая литература:

  1. Солнцева О. В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников  Текст / О.В. Солнцева, Е.В. Коренева – Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10 с. 5 – 17.
  2. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3 – 7 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» - 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«С днём рождения Югра»

Развлечение «С днём рождения Югра»В группе  общеразвивающей направленности от 6-х до 7-ти лет ....

Проект Горжусь тобой отечество

Проект Горжусь тобой отечество...

Мой родной край- люблю тебя,горжусь тобой.

   Конспект  Организованно-образовательной деятельности  с  детьми старшего дошкольного возраста. «Мой родной край-люблю тебя, горжусь тобой»...

«Югра — мой край родной, с днём рождения!»

формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси, природных богатствах;-развитие познавательного интереса;-воспитание любви к родному краю, у...

методическая разработка "Мой родной край- люблю тебя, горжусь тобою"

Конспект  занятия "В  тридевятом  царстве, Саратовское государство"...

Сценарий праздника "С Днём рождения, Югра!"

Цель: познакомить детей старшего возраста с историей и культурными традициями родного края. Задачи: Образовательные: учить детей выразительно читать стихи, двигаться в такт музыке, исполнять песни. ...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Земля, с Днём рождения тебя!»

Программное содержание:Уточнить с детьми представления о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей, как они приспосабливаются к этим условиям; воспитывать чувство ...