Методическая разработка по художественному-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Килиганова Елена Эдуардовна

Данный материал будет интересен педагогам,родителям,воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРЕКРАСНОГО»

Данный материал может быть интересен воспитателям, родителям, руководителям дошкольных учреждений.

Особое внимание воспитателям и родителям следует уделить периоду жизни ребёнка, начиная со второго года. В это время дети проявляют повышенный интерес к средствам нанесения изображений: карандашам, ручкам, мелу, фломастерам. Пик интереса приходится на третий год жизни, поэтому систему обучения искусству следует активизировать на этот период.

Грамотная система приобщения детей к искусству должна соответствовать требованиям ФГОС и опираться на исследование мира.

Занятия по экспериментальному обучению в возрасте 2-3 лет развивают продуктивность в активных упражнениях: рисовании, лепке, конструировании, аппликации, моделировании. Занятия с воспитателем и выполнение заданий помогает отобразить понимание мира, но в игровой несложной форме. Лёгкость и доступность привлекает дошкольников.

Современное общество должно создать все условия для полноценного развития свои будущих воспитанников, помочь в овладении первоначальными знаниями, приобщить к культурному наследию цивилизации.

Первые самостоятельные работы обычно напоминают абстракции. К трёхлетнему возрасту дети могут уже комбинировать цвета и создавать интересные композиции. Происходит познание объёма и ориентирование в пространстве. После проб с цветом дети переходят сразу к символам. К шести годам появляются уже узнаваемые рисунки.

Перенос реальности на бумагу развивается к десяти годам. В этот период ребёнок нуждается в помощи взрослого наставника. Дальше идёт нарастание реализма и появляется необходимость в овладении определёнными техниками для выполнения рисунка. Учителя должны поддерживать развитие, но не подавлять творческие ростки. Через рисунки дети стараются передавать свои внутренние изменения и мироощущение.

Начальный этап становления личности происходит на фоне развития моторики, координации движений. Хаотический мир приобретает узнаваемые черты: направление, вертикаль, горизонталь и др. Первые рисунки имеют часто линейный характер. Происходит формирование образов через линии.

Характер рисунков отражает особенности развития опыта. Обычно до шестилетнего возраста юные художники не пользуются объёмным восприятием. Все объекты плоские и изображаются с одной стороны. Занятия с детьми не помогают это исправить. В свободной от воспитателя обстановке они по-прежнему рисуют так, как чувствуют внутри.

Экспериментальная деятельность формирует целостность восприятия маленькими людьми окружающей картины через наблюдения и собственный опыт.

Весь детский опыт развивается в результате самостоятельного изучения предметов и среды обитания, но эксперименты помогают получить реальное представление о взаимодействии среды с отдельными предметами.

В качестве основных этапов исследования выступают следующие:

  • Определение цели;
  • Высказывание предположения;
  • Обсуждение гипотез и проверка;
  • В случае подтверждения создание вывода;
  • В случае неподтверждения выдвижение новой гипотезы.

В результате такой работы дети становятся настоящими исследователями. Основной проблемой для организации обучения в дошкольных учреждениях является отсутствие полноценной материальной базы. Для того чтобы сделать обучение полноценным нужно привлечь родителей для создания уголков исследователя. Подобное место можно укомплектовать обычными предметами: бутылочками, пуговицами, камешками или стеклышками, лоскутками, природными материалами, крупами и пр.

Для улучшения восприятия можно использовать и пищевые растворимые добавки: кислые, сладкие, солёные, горькие, хрустящие, твёрдые, мягкие.

Чтобы усилить картину окружающего мира нужны продукты с яркими запахами: кофе, корица, какао, ванилин.

Слуховое впечатление усиливается с помощью издающих звуки предметов: баночек с различными наполнителями, поверхностей, способных воспроизводить разные шумы.

Зрительному восприятию помогают книги с картинками, лекала, трафареты, цветная бумага, фонарики, ножницы, пазлы.

Для экспериментов с тактильными ощущениями нужны: предметы разного веса и фактуры, упругие, твёрдые, мягкие, поддоны с крупяными наполнителями или простыми камнями.

Для гендерного развития используются отдельные контейнеры с предметами. Для мальчиков готовятся: гайки, болты, ручные инструменты, простые механизмы. Девочкам предлагаются наборы из кусков ткани, пуговиц, меха, одежды для кукол и для детей.

Отдельное место для обучения детей отводится песочнице. Для этой цели у нас куплен специальный стол с углублениями, наборы космического песка. Здесь нужны: различные формочки, лопатки, ведёрки, разные ёмкости для заполнения песком. Работа в песочнице помогает в развитие психологического комфорта у детей. В результате происходит следующее:

  • Стабилизация эмоционального состояния;
  • Развитие тактильных ощущений и моторики;
  • Осознание ребёнком своих ощущений с внутренним проговариванием.

Для работы с водой используется тот же стол, что и с песком, вода наливается в специальное отделение, в котором имеется слив. В комплект входит: сам стол, поддон для воды, различные ёмкости для заполнения, черпаки, сачки, лейки, тазик с водой для запуска корабликов. Вода занимает заметное место в человеческой деятельности, способствует успокоению и релаксации. Занятия с ней, кроме развлечения, помогают в поднятии настроения, более легкой и быстрой адаптации ребенка в коллективе.

Вода с песком относятся к самым любимым детьми развлечениям. Песок ассоциируется с рождением растений, строительством дома, созданием семьи. Эти чувства близки и понятны каждому ребёнку.

Практические занятия с этими основными стихиями улучшают эмоциональное состояние маленьких людей, облегчают адаптацию к садику, снимают тревоги, укрепляют привязанность к родным, доверие и уважение к воспитателям.

На песке можно рисовать самые различные фигуры, делать куличики, создавать строительные конструкции и автомагистрали для игрушечной техники. По водной глади запускаются кораблики из бумаги, природных и искусственных материалов, резиновые рыбки. Воду можно подкрасить.

Для центра искусства нужны другие предметы: магнитная доска, листы бумаги разных цветов, клей, краски, наборы мелков и карандашей, поролоновые разноцветные губки разной формы, пуговицы, куски ткани, палитра, подставки, трафареты, ватные палочки, салфетки, вата, разноцветные волчки.

На магнитной доске размещается всевозможный материал для демонстраций группе детей. Кроме того, по ней можно рисовать водяными фломастерами.

Подоконники у нас выполняют функцию мини-огорода. Здесь следует разместить горшки и поддоны с растениями. Каждое утро маленькие огородники смогут приходить к своим растениям и наблюдать за прошедшими изменениями. Посевы овощей или лука нужно регулярно поливать, рыхлить грунт и ухаживать. Дети обычно занимаются этим с преогромным удовольствием.

Для того чтобы выйти на современный уровень обучения детей и соответствовать требованиям ФГОС нужно подготовить детей к выпуску из дошкольного заведения. Выпускники должны быть любознательными, открытыми, активными и требующими новых знаний. Исследовательская деятельность помогает возбудить в детях интерес не только окружающем миру, но и к искусству, т.к. искусство неотделимо от окружающего мира. Эксперименты развивают детскую логику и обучают составлению правильных вопросов к взрослым.

Занятия по экспериментальному обучению в возрасте 2-3 лет развивают продуктивность в активных упражнениях: рисовании, лепке, конструировании, аппликации, моделировании. Занятия с воспитателем и выполнение заданий помогает отобразить понимание мира, но в игровой несложной форме. Лёгкость и доступность привлекает дошкольников.

Хочется отдельно рассказать об одном из практических занятий по продуктивной деятельности.

Аппликация из манки относится к нетрадиционным видам искусства. Крупа состоит из мелких частей и вроде бы не очень подходит для младших дошкольников. Но оказывается не всё так однозначно. Данный вид творчества завораживает простотой работы и возможностью создавать уникальные картины. Подобный материал развивает тактильные ощущения, мелкую моторику у детей и воображение.

Манку следует высыпать на подносы и показать детям как самостоятельно создавать рисунки. Для этого крупа насыпается высотой 2-3 мм и разравнивается. Теперь с помощью собственных пальцев можно рисовать любые рисунки. Вначале можно показать простые фигуры: круг, квадрат, треугольник, волну, стилизованное солнце, сердечко. Потом дети самостоятельно нарисуют то, что им больше по душе.

Для создания манной аппликации нужно приготовить лист картона. На нём с помощью кисточки или методом выдавливания из тюбика рисуется клеем будущий рисунок. Сверху рисунок аккуратно засыпается манкой. Крупа задержится на участках с клеем и нужно только дождаться высыхания и стряхнуть то что не приклеелось.

Оказалось, что дети с удовольствием работают с различными крупами. Особенно им нравится комбинированная работа с другими материалами, например, пластилином. Одна из недавних работ под названием «Горох» помогла детям ознакомиться с окружающим миром на примере растения, положила начало в формировании элементарных математических представлений, приобщила к искусству.

Требования ФГОС имеют огромное значение для развития дошкольного обучения детей. Они способствуют развитию любознательности и активного мышления. С помощью практических уроков детям прививается художественный вкус, развивается эстетика восприятия предметов. Дошкольники начинают ценить красоту и доброту, понимают связь предметов и событий, становятся коммуникабельными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...