Традиции и культура народов ханты и манси.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хабирова Людмила Юрьевна

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. С творчеством национальных поэтов. Их произведениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_prazdniki_hantov_i_mansi.docx172.27 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и культура народов  ханты и манси.

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. Национальные поэты. Их произведения.

Обогащение словаря: коренные жители, малица, ягушка, нарты, каюр, юрта, чум.

Предварительная работа: знакомство с праздниками народов ханты и манси: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание танца охотники. Чтение сказок Таисии Чучелиной «Сказки Югры».

Материал: хантыйские костюмы,  лук,  маска медведя, хантыйские узоры палка, фотографии национальной одежды, чума, священного медведя в юрте, упряжки северных олений .

Оборудование:  цветная бумага, силуэт хантыйской девочки и мальчика, пластилин фломастеры.

Участники: группа детей.

^ Ход занятия

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?

Дети.: Мы живем в России.

Воспитатель: В каком городе?

Дети: В городе Покачи.

Воспитатель: Где находиться наш город?

Дети: В ХАНТЫМАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА.

Воспитатель: Кто коренные жители ХМАО_Югра?

Дети: Ханты и манси.

Воспитатель:  Ребята сегодня мы с вами вспомним традиции народов ханты и манси. Вспомним  праздники которые являются традиционными . У Как и у всех народов , у хантов и манси свои традиции.  И конечно же есть священное животное. Какое это животное?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?

Дети: "Медвежий праздник".

Воспитатель
: В какое время года его празднуют?

Дети:
 Осенью.

Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?

Дети: После охоты на медведя.

Воспитатель: Где устраивают праздник?

Дети: Охотник который добыл медведя в своей юрте устраивает праздник.

Воспитатель: С головой и шкурой медведя, что делает охотник?

Дети: Для неё предназначается самое почётное место в юрте. Голову медведя украшают лентами бисером, даже вешают серёжки а на глаза кладут монеты.

 Воспитатель: А что ещё делают ханты?

Дети: Они кладут перед головой медведя угощения. Конфеты, печенье, мясо, рыбу.


Воспитатель: Что делают гости прежде, чем занять свое место?

Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.

http://cs608530.vk.me/v608530030/4b2a/T_k8WMKGpEc.jpg

http://cs608530.vk.me/v608530030/4b34/u9WqkoWXHt0.jpg

Воспитатель: Часто показывают кукольные представления или театрализованное. В театрализованном охотники надевают маски из бересты и начинается представление. В котором рассказывается какая нибудь история. А дети покажут вам танец охотников. В этом танце танцующие передают ловкость охотников. Их внимательность. Как они выслеживаю добычу и добывают её.

Танец охотников.
Воспитатель:
 Этот праздник празднуют несколько дней. Он проходит очень весело. А мясо медведя съедают в последний день. Вы все знаете что весна у нас бурная . Началом весны считается время когда начинают прилетать птицы.  Ну и конечно солнце начинает греть сильнее.  Вот как об этом написал известный северный поэт.

Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна - Ворнэ
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.

Воспитатель:  Ребята, а какая птица по мнению хантов и манси пробуждает природу после долгой зимы?

Дети: Ворона.

Воспитатель: Правильно. Своим криком она пробуждает природу. А вы знаете , что ворона является покровительницей женщин и детей. И конечно же в в честь этой птицы тоже есть праздник. Как Он называется?

Дети: "Вороний день".

Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан ( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?

Дети: У сосны.

Воспитатель: Для чего они там собирались?

Дети:  на сосну привязывали цветные тряпочки, ленточки.

Воспитатель: Зачем они это делали?

Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.

Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?

Дети: Пели и плясали.

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.

П/и "Хейро".

Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете? Дети: "День оленевода".

Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый. Воспитатель: А как они это определяют? Дети: Они устраивают соревнования. Воспитатель: Какие? Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках. Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями. Дети: Каюр.

Воспитатель: Какой приз получает победитель? Дети: Буран.

Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике? Дети: Прыжки через нарты.

Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.

"
Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.

А сейчас устоим еще одно соревнование - это "
Хват без перехвата".

Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.

Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, отмечают ханты и манси..

на праздник все одевают самые лучшие одежды.  Как называется одежда мужчин?

Дети: «Малица»

Восп-ль: А женская одежда?

Дети: «Ягушка».


Воспитатель: Чем отличается малица от ягушки?

Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.

Воспитатель: Чем украшали ягушку?

Дети: Орнаментом.

Воспитатель: Орнаменты на одежде хантов и манси не только для красоты. Она может рассказать о тайге о животных тайги. У каждого орнамента есть своё название.  Кто может их назвать?

Дети называют орнаменты по образцам.

http://cs608530.vk.me/v608530030/49e0/1NaifrZhSCM.jpg

Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать силуэт хантыйской девочки или мальчика и разукрасить их одежду фломастерами и пластелином..

Литература:

Л.В.Федоров. Северные родники.Тюмень,2001г.
Здравствуй,Югра.ХМАО,1998 г. Таисия Чучелина «Сказки Югры» «наш современник», Москва 1995 «Ханты-манси, кто мы?» издательство «Стерх» 1993 Привалова Р.В. «Лесные сказки», РИИЦ «Нефть Приобъя» Сургут 2001.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Воспитание детей в традициях национальной культуры Республики Татарстан

Методы и приемы, используемые в группах с воспитанием и обучением на двух государственных языках в равном обеме...

Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями  национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...

Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)

1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...

Консультация: Тема «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям, быту народов ханты и манси через разные виды деятельности»

Мы живем в необыкновенном крае, с красивым названием – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них ...

Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития

Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, стане...