Познавательно-исследовательская деятельность "Плавающее перо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Курценко Ирина Владимировна

Представляю вниманию непосредственную образовательную деятельность "Плавающее перо" для детей старшей группы детского сада с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.11.16_kurtsenko_konspekt_plavayushchee_pero.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Плавающее перо»

Автор конспекта:Курценко Ирина Владимировна, воспитатель, МКДОУ детский сад №445.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие (п. 2.6 ФГОС ДО).

Интеграция с другими образовательными областями:  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие (п. 2.6 ФГОС ДО).

Цель:формирование целостного представления о целесообразности строения птиц.

Задачи:

  1. Дать представление о  строении водоплавающих и не водоплавающих птиц на примере домашних курицы и утки.
  2. Активизировать познавательно-исследовательский интерес, дать положительную мотивацию к деятельности по экспериментированию в дальнейшем.
  3. Стимулировать речевую активность детей, пополнять активный словарный запас по теме.
  4. Формировать навыки эффективного социального взаимодействия детей друг с другом.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (п.2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)

Задачи этапа:

- мотивировать на деятельность;

- формировать умение слушать ответы друг друга;

- актуализировать у детей представления о диких и домашних животных.

Предметно-развивающая среда: звуковая запись «Птичий двор», магнитная доска с картинками диких и домашних птиц, лупа, планшет.

Ход занятия:

Дети заходят в зал.

Приветствие и знакомство с детьми (в это время начинает звучать запись «Птичий двор»).

-Что за звуки, ребята? (ответы) Где мы можем их услышать? (…) А у нас здесь есть такие птицы? (…) Кто найдет?! (…)

Дети находят доску с картинками птиц домашних и диких.

-Какие из этих птиц живут на ферме/в курятнике? (…) А остальные где живут? (…) Делим птиц на 2 группы. Как можно назвать одним словом птиц из первой группы? (домашние) А  из второй? (дикие)Кто из них людей не боится? (…) Почему?(…) А кто улетает от людей? (…) Убираем диких птиц с доски.

-Посмотрите внимательно ребята, Кто остался? (у нас остались утка и курица) Они одинаковые? (сходство-различие…)

-Кто из вас знает, как называют людей, которые изучают птиц, проводят эксперименты и наблюдения? (Ученые-орнитологи) Хотите побывать сегодня учеными, проводить эксперименты и разобраться, почему утка и курица такие разные? (…)

Достаю лупу.

-Что это у меня? (…) Для чего она? (…, лупа помогает нам увеличивать маленькие детали, лучше рассматривать их) Эта лупа не простая, а волшебная. С помощью ее я превращу вас в Ученых!

- В руки лупу я беру,Всех в Ученых превращу!

(провожу манипуляции лупой над каждым ребенком)

-Все превратились в Ученых? (…) Замечательно, можем начинать наше исследование!

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Задачи этапа:

- формировать положительную мотивацию к экспериментальной деятельности;

- дать целостное представление о строении водоплавающих и не водоплавающих птиц на примере домашних курицы и утки;

- формировать умение находить причинно-следственные связи;

- пополнять активный словарный запас по теме.

Предметно-развивающая среда: лупа, картинки курицы и утки на планшете; модели куриной и утиной лап; записикудахтанья и кряканья;макет гнезда; тазик с водой; 2 тарелки с растительным маслом; полотенца по числу детей; две прозрачные ёмкости с водой; утиные перья по числу детей;  бумажные полотенца по числу детей; жидкое мыло, ложка.

Ход занятия:

-Итак, давайте ближе рассмотрим, что разного у этих двух птиц! Фиксирую внимание на изображениях курицы и утки (…)

  1. Например, начнем с лап! У нас в лаборатории есть модели лап.

Идем к столу. Надеваю на руки перчатки, показывающие различия в лапах курицы и утки.

Опыт «Перчатки».

-На что похожа моя правая рука? (…, на лапу утки) А моя левая рука? (…, на лапу курицы) Они одинаковые или разные? (…) Чем  отличаются? (…, есть перепонки и нет перепонок).

-Для чего уткелапы с перепонками? (…) А курице для чего нужны ее лапы? (…)

-Итак, раз утка у нас плавает в воде, то она какая? (…, водоплавающая). А курица какая? (…, не водоплавающая)

-Давайте, как настоящие Ученые, проведем важный эксперимент и узнаем, как лапки разных птиц влияют на передвижение и почему.Выходим на свободное место.

Физминутка «Куры и гуси».

-Ученые, мы будем представлять себя курами и утками. Представьте, как двигаются куры! А как двигаются гуси? Представили себе! (…) А теперь какой звук вы услышите, так и двигайтесь!

Дети двигаются в соответствии со сменой звуков.

-Итак, дорогие Ученые, почему эти птицы двигаются по-разному? (лапы помогают плавать или рыть)

-Что еще разного у этих птиц? Акцент на клювы (…)

  1. -Вы говорили, что клювы! Проверим? (…)

Опыт «Самомассаж»

-Сложим пальчики в щепотку, постучим по руке. На что похоже? (…) На чей клюв? (…) Клювкакой?(…) Чем он помогает курице? (…) Что ест курица, как добывает корм? (…)

-Теперь сложим пальчики по-другому, пощиплем себя. На что похоже? (…) Чей клюв? (…) Он какой? (…)Уточка плавает и ищет корм в воде. А чем помогает плоский клюв уточке? (…)

Пока дети говорят, стараюсь незаметно бросить перо под ноги (ассистент в это время снимает платок со стола с гнездом).  Жду реакции детей на перо(…)

  1. -Что это? (…) А чье оно? Что подскажет нам, чье это перо? (…) Ищем подсказку, находим стол с гнездом, в нем перья. Ах вот эточье перо! (…, утиное) А как вы думаете, дорогие Ученые, перья у утки и курицы разные или одинаковые? (…) Рассматриваем под лупой перьевой покров на картинках.

-Может кто-то из вас знает, что особенного в утиных перьях, чем покрыты перья у утки? (…) Перья покрыты специальной смазкой. Мы можем это проверить на себе!

Подходим к столу с маслом.

Опыт с маслом.

-Давайте для начала представим, что наша рука, это крыло птицы и оно покрыто перьями.

-Опустите руку в воду. Какая она стала? (мокрая)А какая была? (сухая) Вытирайте руку полотенцем.

Теперь намажьте одну свою руку маслом и опустите ее в воду. Вытащите и внимательно посмотрите на свою руку. Что с ней случилось? (…)Что вы видите на ней? (…) А теперь потрясите свою руку. Что происходит? (…) Капельки воды скатываются, стекают также как в поговорке «Как с гуся вода». Вытирайте ручки салфетками. Сейчас руки у нас жирные, а что нужно сделать, чтоб они очистились? (помыть с мылом) То есть чем помогает мыло? (…) Помоем с вами руки позже в группе.

-Итак, какой вывод мы можем сделать? Чем помогает жирная смазка утке? (…, помогает воде скатываться с их перышек, перья остаются сухими) Дорогие Ученые, мы взяли масло из тарелки, но утки не носят с собой тарелки. Откуда они берут смазку? (…) Она содержится в специальных  железах возле хвоста. Уточка своим плоским клювом как лопаточкой берет и смазывает этим жиром свои перышки.

Мы можем проверить, как именно жир помогает перышкам!

Проходим и садимся за столы.

Опыт «Плавающее перо»

У нас есть утиные перья из гнезда и два озера – большое и поменьше. Чтоб провести этот опыт, мы с вами должны быть очень внимательными и осторожными. В первом озере обычная вода, а вот во второе озеро мы добавим немного жидкого мыла. Напомните, чем нам помогает мыло?(...)

5 человек, которые сидят возле большого озера, аккуратно опуститесвои перья туда. Смотрите, что происходит с пером? (…) Что помогает утиному перу плыть? (…) А теперь 5 человек, которые сидят возле озера с мыльной водой, возьмите ваши перья и потихоньку опустите их в воду. Что с ним произошло? (…) Почему? (…, жир смылся, перья намокли, стали тяжелые, утонули) Вытащите свои перья на салфетки. Итак,  чем помогает утке жирная смазка на перьях? (…)

- А как вы думаете, у курицы есть такая смазка? (…) Почему? (…)

-Дорогие Ученые, сегодня мы с вами совершили большую работу и успели провести большое исследование. Сейчас с помощью волшебной лупы будем превращаться обратно в детей. Подходите ко мне! Идем на свободное место и садимся на пол.

Снова лупу я беру

Всех детей я возвращу!

Заключительная часть (рефлексивный этап) (п. 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)

Задачи этапа:

- формировать умение обобщать знания, полученные на занятии;

- вызвать желание делиться полученными знаниями с другими людьми;

- тренировать эффективное социальное взаимодействие в ходе совместной самостоятельной деятельности в игре.

Предметно-развивающая среда: макет гнезда, яйца с кусочками от разрезной картинки внутри (на каждого ребенка по 1 яйцу), образец разрезной картинки; маленькая магнитная доска.

Ход занятия:

-Молодцы ребята! Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?(…)

-Что интересного было сегодня у нас здесь? (…)

-Кому вы можете рассказать о том, что вы узнали?(…)

-Благодаря кому, мы смогли провести опыт с перышками? Откуда эти перья? (…) Пойдемте, поблагодарим нашу уточку!

Подходим к гнезду, благодарим,  находим там яйца с игрой.

-Ребята, посмотрите-ка, для вас тут есть подарок! Берите по одному яйцу. Что там внутри? (…) Из двух кусочков, получится картинка? (…) А что же тогда делать? (…) Держите магнитную доску и образец картинки. Можете пока пособирать ее все вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно ...

Познавательно-исследовательская деятельность "Зачем птицам перья?"

Исследовательская деятельность. Тема: «Для чего птице перья?»....

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья"

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья" для средней группы...

Познавательно- исследовательский проект «Зачем птицам перья» (птицы Приморского края) Для детей 5-6 лет

Внедрение проекта активизирует познавательный интерес, повышает детскую самостоятельность. Совершенствует знания детей о птицах Приморского края и способствует формированию у детей умения анализироват...

Конспект НОД «Волшебное перо» Познавательно-исследовательская деятельность

Задачи:Образовательные:Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.Развивающие:Развитие познавательно-исследовательской активност...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Чудеса птичьего пера»

В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети расширяют представления о строении птичьего пера, закрепляют знания и птицах. Учатся устанавливать причинно-следственные связи и де...