Конспект НОД «Волшебное перо» Познавательно-исследовательская деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Украинская Екатерина Владимировна

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.

Развивающие:

  • Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
  • Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитывающие:

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Материалы и оборудование: перья маховые и пуховые, камни, весы, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, шпажки, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Какие бывают птицы»; загадки про птиц; беседы о птицах; рассматривание перьев птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_pero_srednyaya_gruppa.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Рождественский детский сад

Конспект НОД

«Волшебное перо»

 Познавательно-исследовательская деятельность

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.

Развивающие:

  • Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
  • Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитывающие:

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Материалы и оборудование: перья маховые и пуховые, камни, весы, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, шпажки, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Какие бывают птицы»; загадки про птиц; беседы о птицах; рассматривание перьев птиц.

Ход НОД:

Воспитатель заводит детей в группу, где разбросаны перья и следы птиц (Аудиозвуки пения птиц).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Потрогайте перо.
Какое оно?

Как вы думаете, чьи они?
Каких птиц вы знаете?
Чем птицы отличаются от остальных животных?
Вы знаете, как называют человека, который изучает птиц?
Где можно изучить и исследовать перья?  
Приглашаю вас в нашу маленькую лабораторию!

Опыт №1. Перо легкое или тяжелое? Интересно, легкое оно или тяжелое? (Как это можно проверить? Как вы думаете?) Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень.

Предлагаю подуть на перо и посмотреть летает перо или нет? Как вы думаете за счет чего перо легкое?

- Можно отрезать край у пера. Что можно увидеть.

Если попробовать вставить шпажку в стержень пера, что же там внутри? Поэтому перо легкое, стержень пустой.

Помашите пером, изменяется ли оно? Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. 

Опыт № 2. Рассмотрение пера через лупу. Попробуем рассмотреть перо через лупу. Возьмите лупу и посмотрите на перо. Видите, как крепко волосики держатся за стержень. Все волосики лежат равномерно.  

- Ребята, посмотрите у нас есть еще одно перышко, которое лежит в тарелочке? Предлагаю его тоже рассмотреть через лупу.

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные,

стержень тоненький).


Отгадайте загадки:
Я люблю непогоду                                                               
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый... (Гусь) 
Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;
Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)

- Ребята, вы знаете водоплавающих птиц?  Назовите их. Как вы думаете почему у водоплавающих птиц не намокают перья? (Ответы детей) Правильно, у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Хотите это проверить?

Опыт № 3. Жировая смазка. Попробуйте нанести кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло). Посмотрите какое оно влажное и гладкое. Теперь возьмите пипетку, в которой набрана вода и капните на перо. Что происходит с водой?  Посмотрите, как вода скатывается по перу. Вот так происходит и  с перьями птиц. За счет жировой смазки водоплавающие птицы могут плавать в воде. Даже пословица есть «Как с гуся вода».

Опыт №4. Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с водой. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.  Теперь добавим  в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.
Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось?  Что это может означать?
Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике  увидим голубой цвет.
Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы.  "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется осью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

А теперь ребята, давайте сами превратимся в птиц и немного разомнем наши «крылышки»

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

  Молодцы, ребята. Присаживаетесь.

Рефлексивный

Ребята, кому бы вы хотели рассказать про перышко? Что именно вас удивило в нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

Конспект НОД исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.Тема:"Волшебные краски"

В  конспекте описывается прием получения оранжевого цвета путем смешивания двух других цветов- красный,желтый. ...

Конспект НОД "Волшебный мир сказок А.С.Пушкина" (экспериментальная деятельность)

Материал направлен на закрепление и расширение знаний детей о явлениях неживой природы; обобщение представлений о свойствах воздуха путём экспериментирования на примере сказок А.С. Пушкина и их персон...

Конспект мастер – класса по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебная экскурсия по окружающему миру»

Цель: ознакомление  педагогов  с методами и приемами формирования мышления дошкольников  на ТРИЗ-педагогики.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методами:- круги Лу...

конспект занятия "Волшебный магнит" по экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" в старшей группе...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Конспект развлечения «Волшебная лаборатория» (познавательно-исследовательская деятельность)

Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования....