Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Россия-Родина моя»
книга по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Собчук Ольга Степановна

Цель: обобщить и систематизировать знание детей о России.

Задачи:

1.     Формировать уважительное отношение к государственным символам: гербу, флагу, гимну.

2.     Закрепить названия российских городов.

3.     Прививать интерес к народным промыслам, праздникам.

4.     Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов, пословиц.

5.     Развивать диалогическую речь, память, мышление.

6.     Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya-rodina_moya.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №460

Пушкинского района Санкт-Петербурга

(отделение дошкольного образования)

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе

на тему: «Россия-Родина моя»

(используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая, технология развивающего обучения)

Работа выполнена воспитателем

подготовительной группы

Собчук Ольгой Степановной

Санкт-Петербург

2015 года

Цель: обобщить и систематизировать знание детей о России.

Задачи:

  1. Формировать уважительное отношение к государственным символам: гербу, флагу, гимну.
  2. Закрепить названия российских городов.
  3. Прививать интерес к народным промыслам, праздникам.
  4. Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов, пословиц.
  5. Развивать диалогическую речь, память, мышление.
  6. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Предварительная работа:

  • Рассматривание репродукции картин о нашей стране и её природе.
  • Чтение стихов о Родине и пословиц, выборочное заучивание.
  • Прослушивание записей песен о России, гимна.
  • Беседы, рассказы, документальные фильмы о России.

Ход НОД

Дети входят в группу под песню «Россия». Дети встают в полукруг.

Воспитатель: Ребята, мы живём в самой большой и прекрасной стране. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как наша. Посмотрите на глобус (показывает детям Россию). Вот, как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом- люди просыпаются.

Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине-России. Что такое Родина?

Дети: Родина, это страна, где мы родились и живём. Наша Родина-это русские поля, реки, моря, озёра. Родина-это место, где когда-то жили наши предки; это земля, которую наши предки защищали от врагов. Родина-это то, что объединяет всех людей живущих в одной стране. Мы все-россияне, все говорим на одном языке, имеем одинаковые паспорта.

А теперь, послушайте стихотворение С. Васильева

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о России.

Дети: Жить - Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Будь не только сыном для своего отца, будь и сыном для своего народа.

Нет в мире краше – Родины нашей.

Человек без Родины, - что соловей без песни.

Родная земля и в горести мила.

Береги Родину, как зеницу ока.

На чужой стороне, Родина милей вдвойне.

Золоту старости нет, Родине – цены нет.

Тот герой, кто за Родину горой.

Воспитатель: Наша страна сильна дружбой разных народов её населяющих. Что это значит?

Дети: В России проживают люди самых разных национальностей: татары, башкиры, удмурты, чуваши, калмыки, чукчи, осетины, евреи.

Воспитатель: Что можно сказать про национальность?

Дети: Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, свои песни, свои национальные костюмы, сказки. Но у всех Родина одна – Россия.

Воспитатель: Послушайте стихотворение о Родине, России.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса

А под крышей голубой Река, горы и леса.

Океан, пароходы, и поляны, и цветы

Россияне и народы

И, конечно, я и ты.

Воспитатель: Что такое народные традиции?

Дети: Это то, что передаётся из поколения в поколение: праздники, свадебные традиции.

Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: Масленица, Новый год, Рождество, Пасха. А у татарского народа Сабантуй – конец посевной.

Воспитатель: Каждый народ сочиняет свои сказки. Чем похожи эти сказки?

Дети: В сказках добро побеждает зло. Сказки учат людей мужеству, справедливости, щедрости. Высмеивают зло, жадность, глупость.

Воспитатель: Какие русские народные сказки вы знаете?

Дети: Зимовье зверей, Снегурушка, Теремок, Волк и семеро козлят, Жихарка, Смоляной бычок.

Воспитатель: Очень богата Россия народными промыслами?

Назовите народные промысла и ремёсла.

Дети: Гжель, хохлома, городецкая роспись, филимоновские игрушки, каргопольские, дымковские.

Воспитатель: Россия – морская держава. Реки и моря – это морской и речной путь. Почему?

Дети: По рекам и морям плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовные суда, на реках построены гидроэлектростанции.

Воспитатель: Какую реку называют «Матушкой?»

Дети: Волгу.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Широкая, сильная, могучая, полноводная, щедрая.

Воспитатель: Какие реки самые большие?

Дети: Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара.

Воспитатель: Какое самое большое озеро?

Дети: Озеро Байкал. Его сравнивают с морем. Вода там самая чистая. Много рыбы. В озеро Байкал впадает до 300рек, а вытекает только одна – Ангара.

Воспитатель: А теперь  у нас два задания. Решить кроссворд, прочитать зашифрованное слово. И второе задание – Собрать кусочки мозаики, где вы увидите карту территории, где живут русские люди.

      Задание:

  1. Наша Родина (Россия)
  2. Столица нашей Родины (Москва)
  3. Место где ты живёшь (Дом)
  4. Самая главная песня России (гимн)
  5. Главная река Санкт – Петербурга (Нева)
  6. Символ России (Флаг)

Воспитатель: Какое зашифрованное слово прочтёте в красной полоске?

Дети: Родина.

Воспитатель: Подобрать к слову Родина однокоренные слова (род, родственники, родители, родные, родиться...).

Воспитатель: Как люди выражают свою любовь и восхищение к Родине?

Дети: Пишут стихи, песни, сочиняют музыку и в картинках написанных художниками: природа, портреты людей…

Воспитатель: Каких русских художников вы знаете?

Дети: Саврасов А.К., В.М. Васнецов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.А. Серов, И.К. Айвазовский, И.Е. Репин.

Воспитатель: Назовите, какие вы знаете города России?

Дети: Москва, Санкт – Петербург, Мурманск, Чита, Хабаровск, Екатеринбург, Архангельск, Тула, Волгоград, Ярославль, Новгород, Устюг.

Воспитатель: Приходилось ли вам слышать о Золотом кольце России?

Дети: Золотое кольцо объединяет несколько древних городов России, в которых сохранились уникальные памятники и ремёсла. Это города: Москва, Углич, Ярославль, Кострома, Владимир, Сергиев Посад, Суздаль, Боголюбово, Ростов Великий.

Воспитатель: «Назовите кто, где живёт?»

В Москве – москвичи;

В Петербурге – петербуржцы;

В Ярославле – ярославцы;

В Воронеже – воронежцы;

В Саратове – саратовцы;

В Омске – омичи;

В Барнауле – барнаульцы;

В России – россияне.

Воспитатель: Россия – наша родная страна. Россия – это государство.

Столица нашего государства – город Москва.

Как зовут президента России – В.В. Путин.

Место работы президента – Москва, Кремль.

Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн.

Воспитатель: Символы это знаки отличия. Что вы знаете о гербе?

Дети: У России величавой на гербе орёл двухглавый, чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный.

Герб – это отличительный знак нашего государства. Его изображают на флагах, монетах, печатях, на пограничных столбах России. На гербе изображён двухглавый орёл, над головой – золотая корона. На груди орла есть щит. На щите Георгий Победоносец на коне. Какого цвета конь? Белого. Плащ у всадника- синий, щит – красный.

Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный?

Дети: Цвета государственного флага России.

Воспитатель: Что означают эти цвета?

Дети: Белый – чистоту, миролюбие.

            Синий – верность, ум, честность.

           Красный – смелость, красоту, любовь.

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Воспитатель: Где вывешивают российский флаг?

Дети: На государственных знаниях, на военных парадах, на кораблях, изображение флага – на самолётах. Воины дают клятву верности Родине, целуя кончик флага.

Воспитатель: У каждой страны есть особенная, самая главная песня.

Дети: Гимн России. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Исполняется и слушается гимн стоя.

Дети прослушивают запись гимна.

Воспитатель: Кто написал слова и музыку российскому гимну?

Дети: Сергей Михалков, музыку – композитор А. Александров.

Воспитатель: Задание. Составить слова из слогов. Вы прочитаете слова «Россия», «Отечество», «Отчизна», «Родина».

Воспитатель: Что мы должны делать для нашей Родины?

Дети: Любить, оберегать каждый кустик, дерево, травинку; не загрязнять и не уничтожать природу; не допускать пожары. Жить в мире и дружбе.

Воспитатель: Кто хочет прочитать стихи о Родине?

Дети:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём

И берёзку, вдоль которой,

Рядом с мамой мы идём!

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни

Тихий вечер за окном!

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём

И под небом синим – синим

Флаг России под Кремлём!

Родина, - слово большое, большое

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно, выше небес.

Кремлёвские звёзды над ними горят

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят!

И лучше той Родины нет!

                                (С. Михалков)

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной

С каждым годом всё краше родные края

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь растёт.

Воспитатель: Берёза – это символ России. Как она хороша в разное время года?

Дети:

                        Берёза, моя берёзонька,

                        Берёза белая, берёза кудрявая

                        Под тобой берёзонька красные девушки поют,

                        Под тобой берёзонька красные девушки хоровод ведут.

Воспитатель: Ребята, изобразите берёзу – символ России на магнитной доске (ствол, ветки, листочки).

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России. О чём мы говорили на нашем занятии?

Дети: О нашей Родине – России, о реках, городах, традициях, символах нашей Родины.

Воспитатель: Завершая наше занятие, мне бы хотелось словами нашего президента В. В. Путина: «У России великая история и великое будущее».

И это действительно так, об истории нашей страны мы с вами немного говорили, а вот будущее в ваших руках.

                

Список литературы:

  1. «Формирование целостности картина мира» Познавательно – информационная часть, игровые технологии .Подготовительная к школе группа М.: Центр педагогического образования, 2015-192 с.
  2. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Подготовительная группа. – М,: мозаика – синтез, 2015-80 с.
  3. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрикинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» 2-е изд. –М.: ТЦ Сфера, 2016-192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной группе Тема "Россия-Родина моя".

Занятие направлено на развитие патриотических чувсв к своей Родине....

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Россия - Родина моя!"»

ООД закрепляет знания детей о своей большой родине - России, а также знания о народно - прикладном искусстве, которые дети получили ранее на занятиях по ознакомлению с окружающим, по продуктивной деят...

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Насекомые в природе: муравьи и пчёлы»

В ходе образовательной деятельности  дети знакомятся  с разнообразием насекомых, закрепляют знания о строении насекомых, выделяют их отличительные общие признаки (наличие шести ног, уси...