Путешествие с капелькой.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Троцкая Светлана Борисовна

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по ознакомлению со свойствами воды «Путешествие с капелькой»

Подготовила воспитатель Троцкая Светлана Борисовна.

МБДОУ ЦРР №5 г. Тейково

Тема: «Путешествие с капелькой»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды через экспериментально- исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить со свойствами воды: вода бывает в жидком, твердом и газообразном состоянии, прозрачная, безвкусная, не имеет собственной формы и запаха.

-опытным путем показать детям, что вода растворитель, но растворяет не все вещества, грязную воду можно очистить фильтрованием, некоторые вещества впитывают воду, а другие – нет.

Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни:

-Продолжать развивать общение детей и взрослых (отвечать на поставленные вопросы, делиться своими впечатлениями), вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

-Развивать все компоненты устной речи: расширять и активизировать словарный запас: модель, схема, опыты, жидкое, твердое, газообразное состояние, профильтровать, впитывает, стимулировать проявление активности в беседе.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

-Развивать внимание и любознательность.

-Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследовательской деятельности, анализировать результаты.

-стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

-Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

-Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывая мнение партнера.

Планируемые результаты:

-Развитие у детей стремления к самостоятельной деятельности, исследовательской работе и новым знаниям. Ребенок может поддерживать беседу о воде и ее свойствах, рассуждает, высказывает свою точку зрения.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая.

Оборудование:

Инвентарь для опытов: маленькие мешочки с солью, сахаром, песком, камешками, горохом, и же вещества в открытых баночках, тазики с водой, стаканы с грязной водой, чистые стаканы, воронки, вата, салфетки, марля, тарелочки, наполненные разными материалами (пластилин, губка, песок, вата, ткань, камни), мисочка с водой, ложечки.

Игрушка-капелька, картинки жидкой, твердой и газообразной воды, схемы со свойствами воды на каждого ребенка, техническое оборудование (мультимедийная установка, ноутбук, презентация «Волшебница – вода».

Предварительная работа:

1.Беседа о воде, о ее роли в жизни всего живого.

2.Использование игр: «Какая бывает вода?», «Что умеет делать?», «Кому нужна вода?» и других.

3 Рассматривание карты, иллюстраций на тему вода.

4.Наблюдение за водой во время прогулок.

5.Чтение и заучивание стихов о воде.

6. Опыты по изучению свойств воды (жидкая, твердая, газообразная, не имеет формы, цвета, вкуса, запаха).

                                              Ход занятия:

Первая часть: (информационно-познавательная)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вы слыхали о воде, говорят она везде?

В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом выползает.

На плите у нас кипит, паром в чайнике шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить, без нее нам не прожить!

- Ребята, сегодня вновь у нас в гостях Капелька. Прошлый раз мы с Капелькой в нашей лаборатории проводили опыты с водой.                                                 Что мы теперь знаем о воде: (закрепление с использованием презентации «Волшебница вода»

- В каком виде встречается вода в природе? (ответы детей)

- Имеет ли вода форму? (ответы детей)

- Есть ли у воды запах? (ответы детей)

- Какая на вкус вода? (ответы детей)

 Работа в парах.

Детям предлагается на карточках найти только те значки, которые обозначают свойства воды.

Вот уже сколько мы знаем о воде. Но загадки о воде еще остались и сегодня Капелька отгадать некоторые из них.

2 часть: практическая (опытно-экспериментальная)

Загадка первая из сказки «Маша и медведь»

В темной чаще заблудилась и в избушке поселилась, у медведя на свой страх, пожила она в гостях.

Послал медведь Машу за водой. А пока она несла ведро нападали туда листья, да иголки и вода стала грязной. Вот Капелька и спрашивает вас, как Маше грязную воду превратить в чистую.

Исследовательская задача: найти способ очистки воды.

- Как вы думаете, что мы посоветуем Маше? (ответы детей)

 - Для чего нужно очищать воду? (ответы детей)

- Какие предметы и материалы помогут в этом помочь? (ответы детей)

- Как это сделать? (ответы детей)

- Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду в воронку с фильтром. (Дети самостоятельно проделывают опыт).

- Что у вас получилось?

Вывод: Воду можно очистить с помощью простейшего фильтра путем процеживания.

Физкультминутка-игра: «Море волнуется»

   

Загадка вторая из мультфильма «Приключения Капитана Врунгеля»

Мультяшный Врунгель капитан поплыл на яхте в океан, и был помощник у него не знал он толком ничего.

Ситуация «Шторм»

Исследовательская задача: Выявить путем экспериментирования уровень растворимости различных веществ в воде.

Рассказ воспитателя.

- Однажды корабль перевозил груз из одного порта в другой. Он вез мешки с солью, сахаром, горохом. Начался шторм и корабль начал тонуть. К счастью, никто из моряков не пострадал, а вот когда достали груз, оказалось, что некоторые мешки пустые. Почему? (предположения детей)

- А давайте проверим, правильно ли вы ответили.

(дети берут холщовые мешочки с продуктами и окунают их в воду)

- Что случилось с солью, сахаром, горохом? (ответы детей)

Вывод: вода- растворитель, но она растворяет не все вещества

-Ребята, а как вы думаете, в чем лучше перевозить продукты, чтобы они сохранились? (ответы детей)

Давайте проверим.

(дети берут полиэтиленовые мешочки с продуктами и окунают их в воду)

Вывод: не все материалы пропускают воду

Задача третья из сказки «Незнайка»

Ситуация «Случай с Незнайкой»

Шляпа голубая желтые штанишки, в городе цветочном главный хвастунишка. Много приключений с ним происходило, но признаться честно, этот мальчик милый.

Исследовательская задача: в ходе эксперимента выяснить, какие вещества впитывают воду, а какие-нет.

Коробочки наполнены разными материалами (пластилин, губка, песок, вата, ткань) К краю прикреплены изображения домиков.

 Рассказ воспитателя.

Однажды вышел Незнайка утром на улицу и никак не может понять то ли был ночью дождик, то ли нет. Ведь около одних домиков лужи, а около других нет. Задумался Незнайка, да так ничего и не придумал. А как ребята думаете вы? (ответы детей)

- Попробуйте доказать верны ли ваши предположения. Зачерпните ложечкой воды и вылейте ее на дорожку. Выливайте медленно, чтобы увидеть, что происходит с водой.

(Дети наливаю воду на разные материалы).

- Так что мы скажем Незнайке. (ответы детей).

Вывод: некоторые вещества (губка, песок, вата) впитывают воду, а другие (пластилин, камешки, пластмасса) - нет.

 Заключительная часть.

В.

На сегодня все загадки, которые загадала нам Капелька.

- Что же нового мы сегодня узнали о воде?

-Чтобы ещё хотели узнать?

-А откуда мы можем это ещё узнать?

-Понравилось вам путешествовать с Капелькой?

-Она говорит вам большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие с капелькой"

Знакомим детей со свойствами воды.Дать понятие значимости воды в жизни человека....

Совместная деятельность в средней группе "Путешествие с капелькой"

Развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования с водой...

Конспект занятия 2-ая младшая группа "Путешествие с Капелькой"

Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого она нужна и для чего она нужна....

Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой»

Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой»Програмное содержание:Учить умению устанавливать причинно-следственные связи,  уточнить и расширить знания детей о воде, роли её в...

Открытое занятие "Путешествие с капелькой"

Возрастная группа – 2-я младшая. Цель: сформировать представления детей о воде, ее значении и о б основах безопасной жизнедеятельности .Задачи: 1. Сформировать умение различать и называть о...

"Путешествие с капелькой"

Интегрированная совместная деятельность с детьми 3-4 лет....

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...