Проект Волшебница вода
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Селиванова Майя Александровна

В сложных экологических условиях во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада по формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно к природным ресурсам. Исходя из этого следует делать вывод что, бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с малых лет, а именно дошкольного возраста. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте у детей очень хорошо развита познавательная активность. Дети старшего дошкольного возраста очень восприимчивы ко всему новому: у них хорошо развита экспериментальная деятельность. Имея в виду цель более глубокого знакомства детей со свойствами и качеством воды, влияние на здоровье человека и живых существ, знакомства экологическими аспектами воды подталкивало на мысль создания проекта. На эту мысль толкнуло и то, что некоторые родители не прививали своему ребенку навыка бережного отношения к воде, как к водному ресурсу в быту и на природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему: «Волшебница Вода»

Название проекта: «Волшебница Вода»

Тематическое поле: познание

Проблема: Свойства воды и значение в жизни

Тема: Вода и её свойства

Актуальность проблемы:

В сложных экологических условиях во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада по формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно к природным ресурсам. Исходя из этого следует делать вывод что, бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с малых лет, а именно дошкольного возраста. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте у детей очень хорошо развита познавательная активность. Дети старшего дошкольного возраста очень восприимчивы ко всему новому: у них хорошо развита экспериментальная деятельность. Имея в виду цель более глубокого знакомства детей со свойствами и качеством воды, влияние на здоровье человека и живых существ, знакомства экологическими аспектами воды подталкивало на мысль создания проекта. На эту мысль толкнуло и то, что некоторые родители не прививали своему ребенку навыка бережного отношения к воде, как к водному ресурсу в быту и на природе.

Цель: приобщение детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.

Задачи работы над проектом

1. Всестороннее педагогическое просвещение родителей посредством знакомства подробнее о пользе водных ресурсов и о полезных и вредных свойствах воды. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей и детей, создание единого социокультурного пространства через организацию совместно проведённых мероприятий. Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лёд, пар и т. д.) и состоянием воды в окружающей среде.

2. Развивать коммуникативные навыки: познавательный интерес, навыки поисковой и экспериментальной деятельности, умение находить выход, из проблемной ситуации, поддерживать доброжелательное общение в играх и продуктивной совместной деятельности. Развивать творческие способности детей через пение, художественную деятельность, создание поделок, рисунков, прививать навыки правильного поведения в быту и на природе, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как к природному ресурсу, научить ребят отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

3. Воспитывать умение видеть красоту и неповторимость природы.

- обогащать детско-родительские – родительские отношения путем консультаций и совместных экспериментов и выездов на природу.

Девиз «Чистая вода-залог здоровья».

Тип проекта – информационно-экспериментально- познавательный.

Участники проекта - дети, воспитатели, сотрудники детского сада, родители.

Сроки реализации проекта: в течение I квартал

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Плакаты Иллюстрации Картинки Карточки Картотеки Мультимедийное оборудование

Работа с родителями:

1. Анкетирование.

2. Информация для родителей или папка-передвижка «Как научить детей охранять природные ресурсы»

3. Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»

4. Консультация для родителей «Закаливание водой».

5. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».

6. Создание альбома «Мир воды»

7. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

8. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Предполагаемые результаты.

  • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Ребёнок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Формы и методы организации проекта через образовательные области.

Образовательная область

Содержание

Задача

Физическое развитие

Целевая прогулка на водоем

П/и «Тучка»

Пальчиковая игра «Дождик»

Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Капитошка возвращается»

Дать детям представление о жителях водоема; воспитывать правила поведения у воды и на воде; воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить п/и со сверстниками.

 Формировать представления о здоровье, его ценности, о полезных свойствах воды.

Социально – коммуникативное развитие

Просмотр мультимедийной презентации «Безопасность на водоеме»

Беседа «Вода нужна всем» Выставка плакатов «Сохраним воду чистой»

Дежурство в группе, коллективный труд «Уход за комнатными растениями»

Формировать знания о безопасности поведения на водоеме. Воспитывать чувство самосохранения.

Закрепить знания о значении воды в нашей жизни. Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.

Воспитывать желание заботится о комнатных растениях. Обучать практическим навыкам поливки

Познавательное развитие

Экспериментальная деятельность «Когда льется вода, когда капает» «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить» «Прозрачная вода может стать мутной»

Уточнить представление о свойствах воды: льется, капает, не имеет цвета; в воде одни предметы тонут, другие плавают.

Речевое развитие

Сочинение сказки «Королева Воды»

Чтение стихов и сказок о воде И.Ф. Тютчев «Весенние воды», И.А. Бунин «Бушует полая вода» «Сказка о дожде»

Учить отражать полученные знания в сказках собственного сочинения.

Поддерживать детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.

Художественно – эстетическое развитие

Аппликация «Капельки дождя»

Музыкально-дидактическая игра «На дорожке лужи»

Вызвать у детей эмоциональный отклик; желание передавать образ в аппликации.

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о воде и ее свойствах

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап проекта:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

Основной (Исследовательский) этап проекта

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье».

Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом.

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде

Создание коллажа «Круговорот воды в природе».

Двигательная

«Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).

Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

Занятие «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».

Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду». Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации).

Трудовая

«Труд»

Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье»

Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Круговорот, как я его понимаю»

Музыкальная

«музыка»

Использование музыки.

Совместная деятельность с детьми

  1. Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»

      и др.

  1. Использование фольклорных материалов.
  2. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоёмы».
  3. Беседы на темы:
  • Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?
  • Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной?
  • Какие свойства воды ты знаешь?
  • Зачем человеку нужна вода?
  • А ещё кому нужна вода?
  • Что было бы, если бы с земли ушла вода?
  1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
  2. Отгадывание загадок.
  3. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
  4. Экскурсии.
  5. Просмотр диафильмов о природе.
  6. Игры – эксперименты, игры – опыты.
  7. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеёк», «Капельки».
  8.  Беседы на тему «Круговорот воды в природе»
  9. Составление памятки «Правила поведения на воде».
  10.  Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

Заключительный этап проекта:

  1. Презентация коллажа «Круговорот воды в природе».
  2. Создание альбома «Мир воды».

Конечный продукт проекта:

  1. Методические разработки занятий
  2. Методические рекомендации
  3. Коллажи «Круговорот воды в природе»
  4. Альбом «Мир воды»

Список используемой литературы:

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. ДыбинаО.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  7. Барышникова Г. Б. «Наша зелёная планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
  8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
  11.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
  12. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2006
  13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
  14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
  15. «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса
  16.  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Л.Ю. Павлова
  17. «Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова
  18. «Развитие познавательных способностей дошкольников» Е.Е. Краменников, О.Л. Холодова

Проект «Волшебница –вода» разрешая проблему, реализовал поставленные задачи:

1.Дети получили знания о:

- водовороте воды в природе

- о бережном отношении к воде как к природному ресурсу.

- о пользе и свойствах воды.

2. Дети и родители стали больше уделять внимания бережному отношению к воде.

3. Отношения родителей и детей стали больше близкими, доброжелательными. Родители больше стали уделять внимание к здоровью своих детей, применяя в этом закаливающие водные процедуры.

4. У детей расширился кругозор, появился интерес к экспериментальной

деятельности.

5. Дети стали более коммуникативно- компетентными по данной теме.

6. Родители стали более активно участвовать в жизни группы.

7. Посещение с ребёнком городской библиотеки для накопления информации о воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебница вода"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...