"Свойства воды и воздуха» (Опытно -исследовательская деятельность в подготовительной группе).
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Елена Николаевна Еремченко

 

  - познакомить детей со свойствами воды: не имеет форму; вода-жидкость;  

  пар, лед  тоже вода; соленая и пресная вода, может растворять предметы; дать элементарные представления о процессе фильтрации.

-развивать навыки проведения лабораторных опытов.

-дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

-познакомить со свойствами воздуха и способами обнаружения.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy_i_vozduhom.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное автономное дошкольное

                 образовательное учреждение  ЦРР                    

                 детский сад №7«Сказка».

          «Свойства воды и воздуха»

(Опытно -исследовательская деятельность в

        подготовительной группе).

                                   Подготовила воспитатель    

                                  группы №9:

                                  Еремченко Елена Николаевна.

                 г.   Москва  Троицк

                       ноябрь 2014г.

Цель: Формировать представления о том ,что вода и воздух очень важны       для всех живых существ.

Задачи:

Образовательные:

 - познакомить детей со свойствами воды: не имеет форму; вода-жидкость;  

  пар, лед  тоже вода; соленая и пресная вода, может растворять предметы; дать элементарные представления о процессе фильтрации.

-развивать навыки проведения лабораторных опытов.

-дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

-познакомить со свойствами воздуха и способами обнаружения.  

Воспитательные:

-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,   самостоятельность;

-вызвать у детей стремление беречь воду, как условия сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Развивающие:

-развивать собственный познавательный опыт;

-расширять и активизировать словарь детей. 

Материал и оборудование:  Картинки с природными явлениями. стаканы с водой; гуашь; коктельные соломинки по количеству детей; полоски легкой бумаги(1,0*10,0см) по количеству детей; колбы; тарелка;2 банки ;яйцо; соль; вата; воронка; эл.чайник; кубики льда; металлическая крышка; бумажные салфетки; кусок пластилина; таз с водой; 2 апельсина; зеркало.

Словарная работа: фильтр, пресная вода.

.

Дети стоят полукругом возле стульчиков.  Хором  читаем стихотворение:

                     «Так бывает интересно

                      Все на свете наблюдать ,

                      Все услышать , все увидеть ,

                      Все как следует понять».

-Ребята, сегодня мыс вами продолжим знакомство с природой.

(читаю стихотворение Л. Дайнеко  с показом картинок).

                     «Вот на земле  огромный дом

                        Под крышей голубой.

                       Живут в нем солнце, дождь и гром,

                        Лес и морской прибой,

                         Живут в нем птицы и цветы,

                         Веселый звон ручья.

                         Живешь том светлом доме ты

                         И все твои друзья.

                         Куда б дороги не вели,

                         Всегда ты будешь в нем.

                         Природою родной земли

                          Зовется этот дом.

-Ребята, а что такое природа?  Как вы понимаете это слово?  (Дети    высказывают свои предположения, приводят примеры).

-Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой  и  мир неживой природы Живое-то ,что      движется, растет, развивается, размножается ;а неживое-нет.

-Предлагаю , на время стать учеными и провести ряд опытов. Согласны?

(Дети : Да!).

 -Мы с вами поговорим об объектах  неживой природы , а о каких , вы   должны догадаться:

                    « В луже , в море , в океане

            И в водопроводном кране.

            Как сосулька замерзает.

            В дом  туманом к нам вползает,

            Паром чайника шипит.

            Растворяет сахар в чае,

            Мы ее не замечаем… (Вода).

Вода может быть в трех состояниях: для того, чтобы понять представьте себя летом возле речки с мороженым. Обратите внимание на воду в реке – она жидкая , а в составе мороженого в виде льда – твердая, а в небе в виде облаков – газообразная.

-Ребята, а какие свойства воды вы знаете?

( Дети : Она жидкая , ее можно перелить из одной емкости в другую ). Демонстрирую. Переливаю воду из одной колбы в другую , а затем выливаю в тарелку.

- Что случилось с водой? (  Дети : Она   растеклась).

- Почему? ( Дети : Потому  что она не имеет  формы).

-Правильно, вода принимает форму той емкости, в которую ее переливают.

* У вас на  столах стоят стаканы с водой . Понюхайте ее .

- Пахнет  она? (  Дети : Нет ). Вспомните запах жареной картошки , лимона , цветов . Все это действительно имеет запах . А вода не имеет запаха.

* Давайте попробуем воду на вкус.

- Какая  она? Сладкая? Соленая? (  Дети :   Безвкусная ) А теперь добавьте в стаканы то вещество , которое находится у вас на столах (соль , сахар  )

- Какая теперь стала  вода ?  ( Ответы детей).

Давайте повторим.

- Какая  на  вкус была вода   сначала , до того , как мы добавили в нее соль , сахар ?  (  Дети :  Она была безвкусная ).

Значит чистая вода не имеет вкуса .

*  Показываю 2 стакана с водой :

   1 стакан с чистой водой, а 2 стакан с  разведенной белой  гуашью.  Кладу в   первый  стакан камешек.

-  Ребята , вы видите в стакане камешек ? (Да ).

Затем кладу камешек во второй стакан.

- А как насчет этого стакана , видно ли в нем камешек ? ( Не видно).

Давайте разберемся , какое же свойство воды мы разгадали на этот раз?

( Дети: Вода не имеет цвета , она бесцветная, поэтому мы и увидели в ней камешек.).

* Показываю детям банку с чистой  пресной водой . Спрашиваю , что случится с яйцом , если я опущу его в банку ?( Дети: Оно утонет , потому что оно тяжелое) .Демонстрирую.

- Действительно , вы правы.

Добавляю в банку  3-4 ст. ложки соли , опускаю яйцо в банку . Оно всплывает .Почему ?(Варианты  детей).

- Потому что соленая вода плотнее пресной , поэтому яйцо не утонуло , она вытолкнула яйцо.  Поэтому в соленой морской воде легче купаться , чем в реке , озере или пруду. Чем больше соли в воде , тем сложнее в ней утонуть . В знаменитом Мертвом море  (оно называет мертвым) потому что  вода в нем настолько соленая , что морские обитатели в ней не живут  , а человек без всяких усилий может лежать  на поверхности воды , не боясь  в нем утонуть.

*У меня на столе два стакана:  первый стакан пустой , второй с грязной водой.

                                                                                                                                                   -Показываю    стакан с грязной водой                    

- Какая вода в стакане?  ( Дети :  Грязная)

- Такую воду можно  пить?  ( Дети : Нет).

-Давайте очистим воду. В  пустой стакан ставлю воронку , кладу в нее вату (делаю фильтр) . Переливаю. Вода стала чище , а если мы профильтруем эту воду еще несколько раз она будет чистой.

* Теперь вы увидите , как образуются облака  и что такое дождь. Включаю чайник , вода закипает. Подношу зеркало  и показываю ,что такое пар . Пар – это газообразное состояние воды. 

Наливаю в 3-х литровую банку кипящую воду. Закрываю крышкой , На          крышку кладу кубики льда 

-Ребята, обратите внимание у меня в руках кубики льда, я кладу их на крышку банки и что с ними происходит?(Дети:  Лед тает и превращается в воду).

-Значит лед-это твердое состояние воды.

-Посмотрите ребята, теплый воздух внутри банки , поднимаясь вверх станет охлаждаться . Содержащийся  в нем водяной пар будет конденсироваться (т. е. собираться , образуя облако) . Так происходит и  в природе. Крохотные капли воды , нагревшись на земле , поднимаются с нее вверх , там охлаждаются и собираются в облака.

-А откуда же берется дождь ?! Встречаясь вместе в облаках , капли прижимаются друг к другу , увеличиваются , становятся тяжелыми и падают вниз, на землю в виде капель дождя.

Итак , ребята , что мы узнали о воде?

- Вода – жидкость , не имеет формы , запаха . Она безвкусная ,  не имеет цвета – бесцветная. И встречается в природе в трех состояниях : в жидком , твердом и газообразном . На Земле осталось очень мало чистой воды . Вот подумайте , о чем говорят капельки из неплотно закрытого крана:

Родник иссяк , ручей ослаб ,

А мы из крана кап – кап – кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря – зря – зря .

А то пройдет  немного лет

И нет водицы , нет – нет – нет !

Как необходимо беречь воду ? ( Дети: Закрывать краны , не пускать воду сильной струей ; набирать воду столько , сколько необходимо , не засорять водоемы) .

Физминутка  «Для чего нужна вода?» (Дети становятся в круг , воспитатель в центре. Бросая  мяч  ребенку воспитатель задает вопрос: «Для чего нужна вода?» Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю).

- Ну что , мои  маленькие ученые, продолжим опыты  ? Отгадайте загадку :

Через нос приходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый , и все же

                 Без него мы жить не можем!   (Воздух).

-Посмотрите, что у  меня  на столе: таз с водой, банка ,пластилин и салфетки.

-Попробуем опустить в таз салфетку . Конечно же она намокла . А теперь , при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку  на дне банки. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в таз с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку . Аккуратно вынимаем ее из воды . Почему же салфетка осталась сухой ? Потому , что в ней  есть воздух , а он не пускает воду . Опять опускаем банку  с водой и медленно наклоняем банку. Воздух вылетает из банки  пузырем . Вывод : банка только кажется пустой, на самом деле она наполнена воздухом . Воздух невидимый.

*Для следующего опыта

Аккуратно возьмем  за краешек полоску и поднесем ее свободной стороной  поближе  к носикам и начнем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается.

- Почему ? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух , который двигает бумажную полоску ? Давайте проверим . Возьмите  трубочки и опустите их в стакан  с водой , подуйте , что происходит ? ( Выходят пузырьки . Это и есть воздух, он поднимается наверх , потому что он легче воды).

- Мы ощущаем воздух? (Дети: Нет).

-Потрогайте его ладошкой. А теперь подуйте на ладошку.

- Что чувствуете ?( Воздух холодный)

Теперь подышите.

- Какой воздух ? ( Теплый).

- В какое время года воздух теплый ? ( Летом ).

- А в какое холодный? ( Зимой).

А теперь вдохните и выдохните , зажмите нос пальчиками.

- Ну что? Можем мы обойтись без воздуха ?  ( Нет).

Воздух содержит много полезных веществ для сердца , головного мозга и других органов человека. Вывод : нас окружает воздух  , мы его вдыхаем и выдыхаем . Воздух необходим для всего живого на Земле . Мы не можем не дышать .

      -Подуйте не сильно на ладошки , затем сильнее .

-Что вы почувствовали ? (Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха ).

В природе такое ощутимое передвижение воздуха называют  - ВЕТЕР.

Но ветер есть не всегда . Иногда  бывает безветренная погода . Если мы ощущаем движение  воздуха в помещении – это называют сквозняк , тогда мы знаем  наверняка , что окно или форточка открыты.

Сейчас в нашей группе закрыты  окна , мы не  ощущаем движения воздуха.

- Это значит ,что воздух неподвижен.

-У меня в руках герметично закрытая  банка , в ней апельсиновые корки. Мы не чувствуем запаха , потому что воздух  из закрытой банки не перемещается в комнату .

- А сможем ли мы вдохнуть запах , сели банка будет открыта ? (Открываем крышку). Запаха нет , но через некоторое время мы начнем его ощущать.

- Почему? Воздух  из банки переместился по комнате.

Вывод : Воздух всегда  движении , даже если мы  не чувствуем ветер или сквозняк .

  1. ( 2 апельсина , миска с водой )

Один апельсин кладу в воду , он будет плавать . И даже , если постараться , его нельзя утопить . А очищенный апельсин попал в миску и утонул.

- Почему ?  В апельсиновой кожуре есть много пор ( пузырьков воздуха) , они и выталкивают его на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды , которую вытесняет.

Вывод : апельсин не тонет в воде , потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности . Воздух находится не только вокруг нас , но и в различных предметах.

- Итак , ребята , что мы узнали о воздухе?

Воздух невидим , но без него мы не можем обойтись. Воздухом  дышат люди , птицы , животные и растения . Воздух прозрачен , потому что мы видим через него предметы . Воздух бесцветен , мы видим , что окно белого цвета , у нашей одежды есть цвет , а у воздуха нет, воздух не имеет запаха. В каждом помещении свой запах : в аптеке , в парикмахерской , в столовой. Воздух всегда в движении. Воздух есть не только вокруг нас ,но у в различных предметах.

-Молодцы ,ребята!

-                                                                                                                                            

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

«Резина и её свойства» Конспект интегрированной НОД познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах (гладкая, упругая, непромокаемая, прочная) учить детей делать выводы на основе опытно-эксперименталь...

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Снег, лёд, вода»

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать осн...

Опытно – исследовательская деятельность в подготовительной группе по теме: «Снег и его свойства».

Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно – исследовательскую деятел...

«Резина и её свойства» Конспект интегрированной НОД познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 45 « Теремок» комбинированного вида     «Резина и её свойства»Конспект...

Картотека «Свойства воды и песка». Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы

Картотека«Свойства воды и песка». Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы...