Образовательная область "Познавательное развитие" непосредственно-образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира расширение кругозора» Тема: "Эксперименты в тропиках".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Казанцева Марина Александровна

«Формирование целостной картины мира расширение кругозора»

Тема: "Эксперименты в тропиках".

Цель:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,

- формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов и явлениях.

На протяжении всей   непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие»:

-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать диалогическую речь воспитанников;

-обогащать активный словарь посредством знакомства детей с опытами;

- приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

-развивать социальный и эмоциональный интеллект;

-закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Познавательное  развитие»:

- закреплять знания о свойствах объектов живой и неживой природы: песок, вода, воздух,  апельсин;

-развивать наблюдательность.

 «Художественно-эстетическое развитие»:

-учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление, сопровождении нод.

"Физическое развитие":

-обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

-развивать общую моторику и координацию движений;

- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytayanod_.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область "Познавательное развитие"

непосредственно-образовательная деятельность  

«Формирование целостной картины мира расширение кругозора»

Тема: "Эксперименты в тропиках".

(группа общеразвивающей направленности для детей от пяти до шести лет)

Подготовила и провела:

                                                                                                воспитатель

                                                                                                      М.А Казанцева.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

МБДОУ ДС  №12 «Росинка»

Октябрь, 2015

Образовательная область "Познавательное развитие"

непосредственно-образовательная деятельность  

«Формирование целостной картины мира расширение кругозора»

Тема: "Эксперименты в тропиках".

(группа общеразвивающей направленности для детей от пяти  до шести лет)

воспитатель МБДОУ ДС  №12 «Росинка» Казанцева Марина Александровна.

Цель:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,

- формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов и явлениях.

На протяжении всей   непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие»:

-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать диалогическую речь воспитанников;

-обогащать активный словарь посредством знакомства детей с опытами;

- приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

-развивать социальный и эмоциональный интеллект;

-закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Познавательное  развитие»:

- закреплять знания о свойствах объектов живой и неживой природы: песок, вода, воздух,  апельсин;

-развивать наблюдательность.

 «Художественно-эстетическое развитие»:

-учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление, сопровождении нод.

"Физическое развитие":

-обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

-развивать общую моторику и координацию движений;

- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

Виды детской деятельности: 

-игровая,

- познавательно – исследовательская,

-продуктивная,

- коммуникативная.

Активизация словаря: экспериментирование, опыты, сыпучесть, поверхность, плот, песочные часы, сгибание,  плод, кожура, плавучесть.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения - технология исследовательской деятельности.

Методы: рецептивный, наглядно-практический, поисково-исследовательский.

Приемы: показ, демонстрация, рассказ, инструкции, вопросы к детям,

дидактические игры.

Предварительная работа: беседа с детьми, дидактические игры.

Оборудование и наглядные материалы: мультимедийное оборудование; послание;  дорожка с песком, лупы (по кол-ву детей); песочные часы; 4 тазика с водой; плот; пластиковые бутылки с крышками (по кол-ву детей);   апельсины; карточки для дидактической игры; видеообращение короля.

Ожидаемый результат: дошкольники смогут овладеть обследовательскими способностями, проявлять сообразительность, пытливость, инициативу; принимать  живое участие в групповой беседе, смогут рассуждать, обосновывая свои высказывания, внимательно слушать собеседников.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

 Мотивационно - побудительный этап                                          

    Путешественник: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Меня зовут Генрих Мореплаватель.  Я известный путешественник. (Слайд 2) У вас так холодно. А какое сейчас время года? А какой месяц? А по каким приметам вы догадались, что сейчас осень? (ответ детей). Я прибыл к вам из жаркой Апельсиновой страны. У жителей страны беда!!! Они прислали для  вас послание, где просят о помощи. (Читает послание)

Помогите! Помогите!

Пропал  король нашей страны.

Срочно нужна ваша помощь!

 Путешественник: «Ребята, поможем?» Предлагаю немедленно отправиться в путь. Но для того, чтобы преодолеть все препятствия, нам надо быть какими? (дети дополняют) сильными, дружными, собранными и т. д. Чтобы быть сплоченными нам надо произнести  наш девиз, повторяйте за мной. (дети берутся за руки, произносят слова)

 Ни шагу назад!

Ни шагу на месте!

А только вперед, и только все вместе!

 Игра «Перемещение»  

 Путешественник: Ребята нам надо немедленно оказаться на острове! Остров волшебный! Значит, и перемещаться будем по - волшебному. А как вы думаете, как можно переместиться на остров по волшебному? (сказать волшебные слова).

 Не забудьте закрыть глаза и скажем все вместе волшебные слова: (дети закрывают глаза, произносят слова и поворачиваются вокруг себя) «Раз-два-три, на остров попади!!!» (Слайд3)  

Основная часть  

Остановка «Песчаная дорожка»

Путешественник: Ребята мы очутились на волшебном острове. (Мультимедия)

Посмотрите как здесь красиво. (Слайд4 и звучит музыкальное сопровождение пение тропических птиц)   Как красиво поют птицы. Нам нельзя медлить ни секунды. Кажется, я что-то вижу?   (акцентирует внимание на песчаной дорожке - обследование песка) (Слайд5)

 Путешественник: Ребята что это такое? Чьи следы? (можно отпечаток ладошки- похоже на след обезьянки). Почему следы отличаются друг от друга?  Я предлагаю внимательно рассмотреть песок под лупой (раздаёт лупы, дети рассматривают песок, трогают руками). Какие свойства имеет сухой  (мокрый)  песок? Подведение итога: у влажного песка есть замечательные свойства – он имеет память, а сухой песок – сыпучий (след нечеткий).

Путешественник: Люди использовали  свойство сыпучего песка для изобретения чего? (демонстрация песочных часов)

 Путешественник: Ребята посмотрите, как быстро бежит время в наших песочных часах, нам надо торопиться. А в каком направлении мы пойдём? Молодцы, конечно по указателям! (Слайд6 и звучит шум воды)

Путешественник прислушивается к возникшему шуму воды)

 Препятствие «Река»                                                                        

  Путешественник: Ребята вы ничего случайно не слышите? Мне кажется это шум воды. Значит где-то рядом - река. (Путешественник всматривается вдаль) (Слайд6 без шума воды)

Путешественник: Я вижу реку, а на том берегу апельсиновая роща. Возможно, мы там сможем отыскать пропавшего короля. Но как нам переплыть реку? (Дети предлагают возможные варианты переплыть реку, путешественник находит пустые бутылки на берегу)

 Путешественник: Ой, кто-то оставил пустые бутылки на берегу, наверно кто-то потерял их, когда собирался плыть через реку. В нашем случае эти бутылки нам помогут. Можно ли из бутылок соорудить плот? Давайте с вами проверим, правда ли это? (Слайд7)

Опыт с бутылкой, наполненной воздухом.  Дети погружают пустую открытую бутылку в воду, вода заполняет бутылку (вывод – бутылка утонула),   дети погружают пустую закрытую крышкой бутылку в воду, вода не попадает в бутылку (вывод – бутылка находится на поверхности и не тонет). Итог: бутылка, заполненная воздухом, закрытая крышкой – не тонет, можно соорудить плот из бутылок. Молодцы! (включается Слайд 8, когда сядем на плот, звучит музыка воды)

Путешественник: Ребята! посмотрите, на берегу уже есть плот, давайте сядем на него и поскорей поплывем в апельсиновую страну. Поплыли! (звучит мелодия моря и пения птиц)

Остановка "Апельсиновая роща"   (Слайд 9)                                      

 Путешественник: Вот мы и оказались в апельсиновой роще, возможно, здесь мы найдем пропавшего короля?. Смотрите ребята, нам оставили апельсины!, Наверняка они нам помогут. Давайте понюхаем апельсин и т.  д. (обследование апельсина).  Предлагаю внимательно рассмотреть кожуру апельсина  под лупой. Обратите внимание, на кожуре апельсина есть маленькие дырочки, как вы думаете для чего они нужны? (предположения детей)

 Игра «Что похоже на апельсин?» (Слайд 10)                                      

 Путешественник: Я предлагаю вам поиграть в игру «Что похоже на апельсин?»  и мы все узнаем. Я буду задавать вопросы каждому из вас, а вы отвечать и класть апельсин в таз с водой. Правила очень просты: отвечать полным ответом, не перебивать друг друга, не выкрикивать.  

  • Что такое апельсин?  
  • Где растут апельсины?
  • Какую форму имеет апельсин?  
  • Какие предметы по форме похожи на апельсин?  
  • Апельсин, какого цвета?
  • Какие предметы могут быть оранжевого цвета?  
  • Какой апельсин по вкусу?  
  • Что может иметь апельсиновый вкус?
  • Какие бывают апельсины по размеру?  
  • Какая поверхность у апельсина?  
  • Какие блюда можно приготовить из апельсина?
  • Как называется компот из апельсина?
  • Как называется варенье из апельсина?
  • Назови ласково апельсин?
  • Есть ли в апельсине жидкость?
  • Что вкуснее лимон или апельсин?
  • Из чего состоит апельсин?
  • Как называется мультик про апельсин?
  • Могут ли апельсины расти зимой?

 Путешественник:  Посмотрите ребята, апельсины оказались в воде, но что с ними происходит? (апельсины не тонут, плавают на поверхности). Почему они не тонут, а плавают? Подведение итога: кожура содержит поры-домики, в которых находится воздух, поэтому апельсин, несмотря на его большой объем и вес, не тонет. ( включается Слайд 8, без голоса)

Путешественник:  Посмотрите, ребята к нам кто-то обращается?  (Слайд 8, с голосом)

 Заключительная  часть

(На экране обращение короля Апельсиновой страны к детям (видеозапись).

Король апельсиновой страны: Здравствуйте дорогие ребята, вы простите меня. Я не пропал, я просто уединился в апельсиновой роще, чтобы обдумать большие идеи в управлении своей страной. Но, вы были настоящими следопытами: смелыми, ловкими, любознательными, быстро достигли цели и нашли меня. Молодцы! До новых встреч!!!

Путешественник: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад, давайте произнесём волшебные слова:

«Раз-два-три, в детски сад наш  попади!!!»

 (дети закрывают глаза, произносят слова и поворачиваются вокруг себя)

Путешественник: Вот мы и снова дома. Осень за окном.  Какие вы молодцы! Хорошо, что всё хорошо закончилось. Где мы сегодня побывали? Кому помогли? Кого искали? Что больше всего понравилось? Что больше запомнилось?

Ой, как быстро бежит время. Мне пора спешить делать новые открытия. До свидания! До новых встреч!  

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

«Формирование целостной картины мира расширение кругозора»

Тема: "Эксперименты в тропиках".

(группа общеразвивающей направленности для детей от пяти  до шести лет)

воспитатель МБДОУ ДС  №12 «Росинка» Казанцева Марина Александровна.

Цель:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,

- формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов и явлениях.

На протяжении всей   непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие»:

-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать диалогическую речь воспитанников;

-обогащать активный словарь посредством знакомства детей с опытами;

- приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

-развивать социальный и эмоциональный интеллект;

-закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Познавательное  развитие»:

- закреплять знания о свойствах объектов живой и неживой природы: песок, вода, воздух,  апельсин;

-развивать наблюдательность.

 «Художественно-эстетическое развитие»:

-учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление, сопровождении нод.

«Физическое развитие:

-обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

-развивать общую моторику и координацию движений;

- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

Виды детской деятельности: 

-игровая,

- познавательно – исследовательская,

-продуктивная,

- коммуникативная.

Форма работы: с группой воспитанников.

Присутствовало 14 детей: 8 мальчиков, 6 девочек.

Программное содержание материала, его объем и сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей шестого  года жизни, требованиям ФГОС.

Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению непосредственно образовательной деятельности и оборудованию отвечают СанПин.

     Личностно-ориентированный подход в общении с детьми способствовал активному диалогу, эмоциональному сближению, проявлению  устойчивого интереса детей на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность  построена  поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой, логичны, содержательны.

Во время НОД использовала разнообразные методы и приемы: мотивационно-побудительный момент - встреча с путешественником; игра "Перемещение"; остановка "Песчаная дорожка" - исследование песка(сухого и влажного); препятствие "Река" - исследование пластиковой бутылки, наполненной воздухом в воде; остановка "Апельсиновая роща" - исследование апельсина (структура кожуры и поведение его в воде); игра "Что похоже на апельсин?"; видеообращение короля к детям   на решение поставленной цели и задач. НОД была построена в несколько этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой, лаконичны, содержательны и эффективны.

        Организационный момент выполнял две важные функции: организацию группы детей к активному участию в НОД и созданию условий, способствующих введению дошкольников в познавательно - исследовательскую деятельность.

        Общение на правах партнерства, культурная языковая среда, связь с другими областями программы, поисковая деятельность, способствовали усвоению программного материала. Задания подбирались с опорой на  зрительный, слуховой, тактильный, анализаторы.

        При проведении НОД проводилась смена видов деятельности для предупреждения переутомляемости.

        Для повышения интереса детей, побуждения к поиску решений, развития речевой активности на протяжении всей НОД  использовались дидактические, словесные игры, обследования предметов, строился и поддерживался диалог с детьми. Для того, чтобы заинтересовать детей использовались игровые моменты, которые способствовали формированию положительной установки детей на участие в непосредственно образовательной деятельности. Моя небольшая ошибка основывалась, на немного нечетком планировании перехода от игры "Что похоже на апельсин" к опыту апельсина и воды .

    Наиболее удачные моменты НОД: использование игровых моментов для активизации мыслительной, речевой, исследовательской деятельности, в процессе экспериментирования, обоснованные ответы детей на вопросы педагога.

 Считаю, что поставленные цели были достигнуты, программный материал детьми усвоен.