Главные вкладки

    Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Что мы знаем о воде и воздухе?"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Колоскова Татьяна Михайловна

    Коспект занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx26.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    для детей старшей группы

    Тема: «Что мы знаем о воде и воздухе?»

    Воспитатель 1 категории

    Колоскова Т.М.

    2016г.

    Программные задачи:

    1. Закрепить с детьми представление о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ);
    2. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
    3. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
    4. Учить делать выводы в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
    5. Воспитывать дружеские взаимоотношения;
    6. Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

    Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом. Рассматривание с детьми книги Е. Белько «Весёлые научные опыты на свежем воздухе», М.Султановой «Простые опыты с водой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природными материалами», книг-энциклопедий (о воздушном шаре).

    Оборудование:

    - большой воздушный шар (с гелием);

    - пластмассовая бутылка;

    - ёмкость с холодной и горячей водой;

    - воздушный шарик;

    - 2 стаканчика;

    - стакан с молоком;

    - ёмкости разной формы;

    - картинка с изображением воздушного шара с корзиной;

    - картинки;

    - лёд;

    - глобус;

    - магнитофон.

    Ход занятия:

    Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости!                         Давайте поздороваемся с нашими гостями:

    «Здравствуй, небо! (руки вверх).

    Здравствуй, земля! (дети приседают).

    Здравствуйте, мои друзья! (руки вперёд).

    1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук),

    Вместе мы в кругу опять (берёмся за руки),

    Будем дружно мы играть,

    В путешествие хотим опять (идут по кругу).

    Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей).

    - Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (нет).

    Воспитатель вносит большой гелиевый шар, а дети встают вокруг него.

    - Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке:

    «Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь.

    Невидимка он, и всё же

    Без него мы жить не можем (воздух).

    Воспитатель: - Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей).

    Да, воздух-невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать. А почему мы не видим воздух?

    - Воздух невидим, так как он прозрачен. А хотите увидеть воздух? (да).

    Воспитатель: Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

    1. Не толкай соседа во время работы.
    2. Сначала посмотри, потом повтори.
    3. С горячей водой будь осторожен!!! (на доску вывешиваются соответствующие картинки).

    Опыт № 1

    Воспитатель: - Для этого опыта необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

    Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей).

    Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Опыт № 2

    Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

    Воспитатель: - Что вы видите? (пузырьки).

    - Откуда он взялись? (ответы детей).

    - Что происходит со стаканом? (он наполняется водой).

    - Какой следует вывод из этого опыта?

    Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

    Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

    Воспитатель: - Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответы детей).

    - Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

            Опыт № 3

    Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобится пустой воздушный шарик и пластмассовая бутылка.

    - Шарик надеть на горлышко бутылки и поддержать её в течение 1 минуты в горячей воде.

    - Что вы видите? (Шар надувается).

    - Почему он надулся? (ответы детей).

    Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

    Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в ёмкость с холодной водой.

    - Что происходит с шариком? (Шарик сдувается).

    - Почему шарик сдулся? (ответы детей).

    Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается.

    Воспитатель: - Зачем же нужна горелка? (ответы детей).

    При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

    Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.

    Воспитатель: - Дети, что это у меня в руках? (глобус).

    - Правильно, так выглядит наша земля из космоса.

    - Ребята, скажите, что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода).

    - Послушаем стихотворение о воде:

     Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, море, океане

    И водопроводном кране.

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Растворяет сахар в чае.

    Мы её не замечаем.

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда!

    Без воды нам не умыться,

    Не наесться, не напиться.

    Смею вам я доложить –

    Без воды нам не прожить!

    Воспитатель: - И, правда, без воды жизнь представить сложно.

    Воспитатель: - Ой! Что же слышим мы, кто-то к нам идёт на встречу? (включается запись песни «Я водяной, я водяной…», выходит Водяной).

    Водяной: - Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода? И ещё, зимой я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лёд. Откуда он взялся?

    Воспитатель: - Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдёмте в нашу лабораторию.

    Воспитатель: - Водяной, мы тебе покажем, какими свойствами обладает вода. Дети обратите внимание: на столе в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.

    - А сейчас мы узнаем о свойствах воды.

    Опыт № 4

    Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

    Воспитатель: - Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха).

    Значит какой вывод мы сделаем из этого опыта?

    Вывод: Вода не имеет запаха.

    Опыт № 5

    Воспитатель: - Для следующего опыта нам понадобится стакан  с водой, стакан с молоком и картинки. Поставить на картинку стакан с водой и рассмотреть, что нарисовано на картинке. Затем проделать то же самое со стаканом молока.

    Воспитатель: - Вам видно, ребята, что нарисовано на картинке? ( Там, где вода, видно, а где молоко – нет).

    Какой можно сделать вывод из этого опыта?

    Вывод: Вода прозрачная.

            

    Опыт № 6

    Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобится стакан с водой, соль и ложка. Нужно положить в стакан с водой ложку соли и размешать.

    - Что произошло с солью? (соль растворилась).

    - Какой вывод сделаем из этого опыта?

    Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

    - Какие сыпучие пищевые продукты ещё растворяет вода? (сахар).

    Опыт № 7

    Воспитатель: - Разлить воду по разным сосудам. Ребята, скажите какую форму приняла вода? (форму той посуды, в которую её налили).

    - Какой сделаем вывод из этого опыта?

    Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

    Воспитатель: - Ребята! Мы с вами хорошо потрудились и показали наши знания Водяному, а сейчас пришло время отдохнуть.

    Физкультминутка «Дождик»:

    Капля раз, капля два,

    Очень медленно сперва,

    А потом, потом, потом

    Всё бегом, бегом, бегом.

    Мы зонты свои раскрыли,

    От дождя себя укрыли.

    Воспитатель: - Ребята, пройдём к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло? (ответы детей).

    Водяной: - Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.

    Воспитатель: - Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, ребята, нельзя есть лёд? (ответы детей).

    - Давайте докажем, что лёд грязный. (профильтруем).

            

    Опыт № 8

    Воспитатель: - Нам понадобится сосуд, воронка и фильтр. Нальём талую воду из тарелки в воронку с фильтром.

    Воспитатель: - (показывает фильтр) – Чистый или грязный лёд? (грязный).

    - Почему? (ответы детей).

    Воспитатель: - Водяной, можно есть лёд или нет?

    Водяной: - Что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.

    Воспитатель: - Давайте повторим свойства воды.

    Водяной: - Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. А на память обо мне хочу подарить каждому небольшой подарочек. Вот эти разноцветные воздушные шары. До свидания. (Водяной уходит).

    Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Полетели. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.

    «Человек! Запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле – вода!

    Экономь её и береги.

    Мы ведь на планете не одни!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

    В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

    Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

    Конспект занятия  для детейстаршей  группы по теме:«Знакомство с русским святымСергеем Радонежским»...

    Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

    Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»...

    Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Что мы знаем о воде?»

    Задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей сло...