Главные вкладки

    Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Кто и как считает время"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Хохлова Наталья Сергеевна

    Конспект занятия для детей старшей группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chasy.docx19.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Безрукова Татьяна Сергеевна,

    Хохлова Наталья Сергеевна

    МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»

    Конспект занятия на тему: «Кто и как считает время»

    для детей старшей группы.

    Цель: 

    Учить детей определять причинно-следственные связи.

    Программное содержание: 

    Познакомить детей с историей часов и их назначением.

    Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения: времена года, месяцы, дни недели, части суток, о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, назначения и функции часов.

    Развивать творческое воображение и логическое мышление детей. Воспитывать способность и умение беречь время.

    Речевая задача: 

    Определять названия часов по месту их расположения(солнечные, песочные, водяные, напольные, настенные, настольные, будильники, электронные, наручные).

     Индивидуальная работа: 

    Вызвать интерес к занятию у малоактивных детей.

    Материал: 

    Картинки с изображением часов на мониторе.

    Художественное слово: 

    Стихи, физкультминутка,  поговорка.

    Ход занятия:

    Воспитатель подводит детей к настенным часам и задает вопросы:

    - Что это такое?

    - Как вы, думаете, зачем у нас в группе висят часы?

    - Кому они в нашей группе нужны?

    - Зачем они нужны людям?

    - Для чего их создали?

    Ответы детей.

    Воспитатель: вы все говорили правильно, часы измеряют время.

    - А что такое  время?  Время было всегда, оно и бежит и идёт вперед. Слово время происходит от русского слова «вертемя» т.е. вертеть время.

    А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?

    Ответы детей.

    Воспитатель: было время, когда не было часов.

    - Как же люди определяли, когда нужно вставать, когда ложиться спать?

    Ответы детей: они ориентировались на времена года, части суток (день–ночь).

    Воспитатель: правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.

    - Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? – Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.

    Воспитатель: а знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?

    Когда солнце свети, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.

    - Как он определял время суток?

    Ответы детей: утром тень в одной стороне, вечером в другой.

    Воспитатель: когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки).

    - Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?

    - А что плохого в этих часах?

    - Почему мы не пользуемся ими сейчас?

    Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.

    - Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

    Воспитатель:

    С тех пор прошло немало лет,

    И люди поняли ответ,

    Что лишь песок, он есть один

    И бог, и царь, и господин.

    Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).

    Воспитатель: что в них было хорошо, а что плохо?

    Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минута. Нужно через каждую минуту их переворачивать. Поэтому их неудобно брать с собой, когда уходишь из дома.

    - Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы в школу?

    Ответы детей.

    - А как вы думаете, 1 минута – это много или мало?

    Ответы детей.

     Что можно сделать за 1 минута?

    Ответы детей.

    Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минута.

    Дидактическая игра « Нарисуй за 1 минуту палочки».

    Воспитатель: как - же  получилось у каждого разное количество палочек?

    - у каждого свой темп. Кто-то выполняет работу быстро, а у кого-то получается медленнее.

    Физминутка:

    Тик-так, тик-так,

    Все часы идут вот так.

    Тик-так, тик-так,

    Смотри скорей, который час?

    Тик-так, тик-так, тик-так,

    Налево – раз, направо – раз,

    Мы тоже сможем так:

    Тик-так, тик-так, тик-так.

    Ну, как? Долго ли мы играли?

    Игра «Молчанка»

    - Предлагаю провести ещё один опыт, помолчать ровно 1 минуты.

    Дети молчат ровно 1 минуты, пока сыплется песок.

    - Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время проходит быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго?

    Ответы детей.                                                                            

    Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».  Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло (показать масляные часы), но такие часы время показывали не точно.

    Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.

    - Как вы думаете, удобны ли такие часы?

    Ответы детей.                                                              

    Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему? Ответы детей.

    Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? Ответы детей (настенные, напольные, настольные, наручные).

    Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно и они подадут вам сигнал.

    Говорят: часы спешат,

    Говорят: часы идут,

    То немножко отстают,

    Мы смотрели  вместе,

    А часы стоят на месте.

    Рефлексия:

    Какие часы ты бы подарил другу? (дети рассказывают о выбранных часах, которые они считают самыми удобными, по своему мнению). Аргументируют свой ответ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)

    Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация»)   Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...

    Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

    В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

    Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

    Конспект занятия  для детейстаршей  группы по теме:«Знакомство с русским святымСергеем Радонежским»...

    Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

    Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»...