Традиции празднования нового года
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Баер Наталья Николаевна

расширить представление о праздновании нового года не только в России, но и в других странах, знакомство с дедом морозом разных стран

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 19 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

МАДОУ «ДС № 19 г. Челябинска»

454021, г. Челябинск, ул. Скульптора Головницкого, 6, тел.: 724-30-42

Традиции празднования нового года

в разных странах

Выполнил педагог

1 квалификационной категории

Баер Наталья Николаевна

г. Челябинск, 2016


Приоритетная образовательная область: познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие.

Интегрированные образовательные области: чтение художественной литературы, физическое развитие.

Цель: Развитие игровой деятельности, формирование целостности картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о праздновании Нового года.
  2. Обобщить представления детей о главном герое новогодних праздников – Дедушке Морозе, познакомить детей с традициями встречи Нового года в разных странах мира.

Оборудование: конверт; мешок; игрушка петух с флагами разных стран; карта мира; маски (коза, обезьяна, змея, бык, дракон).

Предварительная работа: чтение сказок разных народов мира, подготовка к итоговому мероприятию «Новогодний карнавал», разучивание стихотворения «Сколько у деда мороза имен?», ознакомление детей образом деда мороза в разных странах.

Ход занятия

Дети с воспитателем, зайдя в группу, находят конверт с письмом. Воспитатель предлагает открыть его и посмотреть, что в нем.

Находим письмо. Разворачиваем и читаем:

Дорогие ребята, ваше стихотворение, которое вы выучили, очень понравилось дедушке морозу. И он решил незамедлительно пригласить к себе в гости своих коллег Дедов Морозов разных стран мира, которые с удовольствием приняли его предложение и приехали в гости. Но на обратном пути Деды Морозы некоторых странах сбились с пути и не могут попасть домой. Помогите им, пожалуйста, попасть домой ведь их там ждут еще свои дети! А для того чтобы им благополучно добраться до своей страны вам необходимо выполнить следующие задания!

Первое задание: С помощью стихотворения определить, кто вам будет помогать:

Есть японское поверье,        

Сказка, проще говоря,

Собрались однажды звери

Выбирать себе царя.

Собрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Мчались во весь дух.

Стали выть, мяукать, лаять.

Спор и крики до зари:

Все хотят друг другом править,

Все хотят попасть в цари.

Подрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Шерсть летит и пух!

Но с небес на это строго

Посмотрел японский бог.

И сказал: «Пора, ей-богу,

Прекратить переполох!

Будут править каждый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух-

Каждый в свой черед!»

И пошли царить по кругу,

Соблюдая календарь,

Звери, птицы — все друг другу

Друг, товарищ, брат и царь.

Встали в дружный хоровод

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух

Встали в общий круг!

Воспитатель: А теперь смотрим на экран, верно ли вы отгадали того животного, которое символизирует наступающий 2017 год!  слайд 3

Воспитатель: Мне кажется, мы очень успешно справились с первым заданием! Мы определили символ нового года (петух).

Ребята, посмотрите на карту нашего мира, сколько разных стран, и в каждой стране празднуют новый год. Слайд 4

Новый год – это праздник, который ждут все. Связывают с ним свои надежды и мечты. К встрече этого праздника готовятся заранее. Традиция встречать Новый год появилось давно, еще много лет назад.

Слово «традиция» — это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков.

В каждой стране Новый год отмечают по-своему. У каждого народа свои традиции и обычаи. Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, основным ее украшением во многих странах является:

Лесная красавица

Деткам очень нравится

Бусы в два ряда,

А наверху горит звезда (елка). Слайд 5

Давайте, ребята посмотрим видеоролик о происхождении праздника Новый год.

Второе задание:

Достаем из мешочка сверток с картинкой деда мороза и флагом Германии. СЛАЙД 6

Воспитатель: ребята нам надо узнать какой страны флаг в руках у деда мороза и как зовут деда мороза этой страны!?

Рассказ воспитателя о традициях Германии. Санта Николаус приходит не под Рождество, а 6 декабря в день Святого Николая и вместе со своим слугой Рупрехтом дарит подарки хорошим детям, а тем, кто провинился — Розги. А вот в новый год к детям приходит Вайнахтсман. Перед сном дети оставляют тарелку для подарков, а в башмаки кладут сено для его ослика. Чаще всего принято отмечать этот праздник в семейном кругу. За праздничным столом собираются все члены семьи, обмениваются подарками и едят новогодний пряник. Когда часы бьют полночь, вся семья забирается на кресла, диваны и стулья, чтобы «спрыгнуть» с них прямиком в Новый год после последнего удара часов.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! И теперь мы с вами знаем, как зовут деда мороза Германии Вайнахтсман, что это флаг Германии. А теперь давайте подойдем к карте и найдем на карте страну, раскрашенную в такой же цвет, как и наш флаг в руках у нашего петуха и прикрепим Вайнахтсмана, на свое место! (нашли).

Третье задание:

Ребята, нам надо узнать, какой страны флаг в руках у деда мороза и как зовут деда мороза этой страны!? Слайд 7

Рассказ воспитателя о традициях Италии. В Италии в новогоднюю ночь никто не удивляется, если кто-то избавляется от ненужных вещей. Прямо из окна летят старые цветочные горшки, ненужная мебель, одежда и безделушки. Итальянцы верят в то, что чем больше вещей останется на улице, тем больше удачи и денег подарит щедрый Новый год.
Кроме Деда Мороза – Баббе Натале, есть помощница фея Бефана. К послушным детям она прилетает через дымоход и дарит подарки. Шалунам же достается от нее уголек. Отметив Новый год за столом с пирогами с бобами и орехами, итальянские семьи отправляются на центральные площади городов и деревень, где устраиваются танцы.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! И теперь мы с вами знаем, как зовут деда мороза Италии, что это флаг Италии. А теперь давайте подойдем к карте и найдем на карте страну, раскрашенную в такой же цвет, как и наш флаг в руках у нашего петуха и прикрепим Баббе Натале на свое место! (нашли).

Гимнастика для глаз: слайд 8

Снег-снежок.

Снег-снежок, снег-снежок (частое моргание глазами)

По дорожке стелется. (движение глазами влево и вправо)

Снег-снежок, снег-снежок, (частое моргание глазами)

Белая метелица. (круговое движение глазами)

Снег-снежок, снег-снежок, (частое моргание глазами)

Замело дорожки. (посмотреть в даль)

Снег-снежок, снег-снежок, (частое моргание глазами)

Тает на ладошке. (посмотреть на ладошку)

Четвертое задание:

Воспитатель: ребята нам надо узнать какой страны флаг в руках у деда мороза и как зовут деда мороза этой страны!? Слайд 9

Рассказ воспитателя о традициях США. Здесь Деда Мороза зовут Санта Клаус. Санта Клаус путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. Дети оставляют ему под елкой молоко и печенье. А Санта- Клаус кладет подарки в специальный носок, который дети готовят перед Новогодним праздником. А помощники Санты, – эльфы, которые следят за детьми и докладывают обо всем Санте.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! И теперь мы с вами знаем, как зовут деда мороза Америки это Санта Клаус, что это флаг США. А теперь давайте подойдем к карте и найдем на карте страну, раскрашенную в такой же цвет, как и наш флаг в руках у нашего петуха и прикрепим Санта Клаус на свое место! (нашли).

Пятое задание:

Воспитатель: ребята нам надо узнать какой страны флаг в руках у деда мороза и как зовут деда мороза этой страны!? Слайд 10

Рассказ воспитателя о традициях Японии. Японцы ставят у каждой двери связанные вместе веточки сосны и бамбука — символ верности и долголетия. Все становятся поэтами, сочиняют стихи и даже поэмы. Ребята рисуют сказочные парусники и прячут свои рисунки под подушку: парусник должен помочь исполнению желаний. В новогоднюю полночь в японских храмах колокола отбивают 108 ударов. Считается, что у человека может быть шесть пороков: жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и алчность; каждый из них имеет 18 различных оттенков. По мере ударов колокола происходит очищение от пороков. С последним ударом полагается выйти на улицу и встретить Новый год, с  первыми лучами солнца. Когда же первые лучи солнца позолотят крыши домов, высыпавшие на улицы люди начинают поздравлять друг друга с Новым годом и обмениваться подарками. Весь день улицы переполнены народом, звучат смех и веселые песни, и только с наступлением сумерек люди расходятся. Вечер принято проводить у домашнего очага, в кругу семьи.

Одзи-сан, это дед мороз Японии. А помощник Сегацу-сан. Сегацу-сан ходит в голубом кимоно. Он обходит перед Рождеством все дома и поздравляет с Новогодними праздниками, но подарки не дарит. Одзи-сан похож на Санта Клауса и в отличие от Сегацу-сана дарит детишкам подарки.

 Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! И теперь мы с вами знаем, как зовут деда мороза Японии, что это флаг Японии. А теперь давайте подойдем к карте и найдем на карте страну, раскрашенную в такой же цвет, как и наш флаг в руках у нашего петуха и прикрепим Одзи-сан на свое место! (нашли).

Ну а любимая Японская игра детей, на внимание это:

«Нос, нос, рот». слайд 11

Игроки сидят кружком, посредине водящий. Он говорит: нос, нос, нос, рот. При трех первых словах, произнося их, он берется за нос, а при четвертом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие кружком должны делать все, как говорит, а не как делает водящий, и не дать себя сбить. Кто ошибется, выбывает из игры. Один, самый внимательный, остается последним, он и выигрывает.

Шестое задание:

Воспитатель: ребята нам надо узнать какой страны флаг в руках у деда мороза и как зовут деда мороза этой страны!? Слайд 12

Рассказ воспитателя о традициях Китая. Деда Мороза в этой стране зовут «Шэнь Дань Лаожэнь». Где бы они, не жили, отмечают Новый год ритуальным танцем дракона и фейерверком, который призван отпугнуть злых духов и еще один обычай-в первые новогодние дни строго-настрого запрещалось ругаться. На Новый год принято украшать «Деревья света». Они украшены цветами, фонариками и гирляндами. Маленькие китайцы развешивают на стене чулки, куда дедушка кладет рождественские подарки. Помощник его Дун Че Лао Рен (Дедушка Рождество). Тысячи фонарей зажигаются во время празднования нового года, чтобы осветить путь в Новый год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! И теперь мы с вами знаем, как зовут деда мороза Шэнь Дань Лаожэнь, что это флаг Китая. А теперь давайте подойдем к карте и найдем на карте страну, раскрашенную в такой же цвет, как и наш флаг в руках у нашего петуха и прикрепим Шэнь Дань Лаожэнь на свое место! (нашли).

Седьмое задание:

Воспитатель: ребята нам надо узнать какой страны флаг в руках у деда мороза и как зовут деда мороза этой страны!? Слайд 13

Рассказ воспитателя о традициях России. Наши предки древние славяне, встречали новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах. Новогодние елки с начала наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не ставили, как водиться сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья. Дед мороз в России — Дед Мороз.  Это высокий старец с длинной белой бородой, в красной шубе, с посохом и мешком подарков. Мороз – сын Мары и Велеса. Его дыхание – сильная стужа. Его слёзы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака. Он ходит по лесам и полям, стучит своим посохом и сковывает льдом водоёмы. Не любит он тех, кто на зиму лютую жалуется, а тем, кто радуется, наоборот, дает бодрости и здоровый жаркий румянец. А помогает деду морозу его внучка Снегурочка.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! И теперь мы с вами знаем, как зовут деда мороза, что это флаг России. А теперь давайте подойдем к карте и найдем на карте страну, раскрашенную в такой же цвет, как и наш флаг в руках у нашего петуха и прикрепим Деда мороза на свое место! (нашли).

Физминутка: «Снежная баба» слайд 14

Из мокрого снежного белого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет.

 Знакома она уже всем во дворе,

Итог занятия: слайд 15

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами благополучно справились со всеми заданиями, проделали нелегкий путь и теперь, все дедушки морозы и его друзья обязательно попадут к себе домой в свою страну! Ребята наше приключение – путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в разных странах мира, узнали, как выглядит флаг и одежда деда мороза, а также узнали географическое расположение на карте, ну, и, конечно же, узнали куда кладут подарки в новогоднюю ночь для детей! А всем деткам всех стран и народов, давайте пожелаем, чтобы они были здоровы, счастливы и любили свою страну!


Литература

  1. Менджрицкая Д. В. Воспитателю о детской игре.- М.: Ппросвещение,1982
  2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности/ под ред. Т. И. Бабаевой.- СПб.: Детство-Пресс, 2007
  3. Наши помощники – игры// Ребенок в детском саду, 2001.-№ 4.- с.72
  4. Фролова Н. Конспекты занятий и игр с элементами драматизации// Ребенок в детском саду, 2002.-№ 5.- с.71
  5. Галянт И. Пальчиковые игры// Дошкольное воспитание, 2003.-№ 1.-с.50
  6. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет// Дошкольное воспитание, 2005.-№ 3.- с.28, № 5 с.43, № 6 с.36
  7. Прохорова Г. Как я узнаю мир. Дидактические игры по сенсорному вроспитанию// Дошкольное воспитание, 2002.-№ 11.- с.32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции празднования нового года в разных странах

Традиции празднования нового года в разных странах...

Тематическое развлечение "Традиции празднования Нового года в разных странах мира". 30.12.2015г.

Новый год - поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по своему. И сегодня, наши воспитанники познакомились с традициями празднования Нового года в Италии, Германии, Япони...

Проект посвященный традиции празднования Нового года: «ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ»

Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как прави...

Конспект занятия Тема: Традиции празднования Нового года в разных странах.

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:«В разных странах свой дед мороз, свой национальный костюм и  своя сказка…»Приоритетная образовательн...

План-конспект интегрированной НОД "Традиции празднования Нового года в разных странах".

Мы представляем вашему вниманию конспект и мультимедийную презентацию для детей подготовительной группы....

Педагогический проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России"

Проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России" направлен на формировании у детей знаний о традициях  Нового года....