Главные вкладки

    Конспект открытого занятия в средней группе "Семья и семейные традиции"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Корнева Лидия Николаевна

    Конспект открытого занятия в средней группе "Семья и семейные традиции"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx24.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида №141»

    Семья и семейные традиции

    средняя группа

    Подготовили и провели:

                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                Корнева Л.Н. –ВКК

                                                                                                        ПДО по развитию речи:

                                                  Олёкминская Л.Д. –СЗД  

    Воронеж 2016г.

    Конспект открытого занятия в средней группе «Семья и семейные традиции»

    Цель: формирование у детей правильного представления о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи;

    приобщение детей к истокам русской культуры;

    обогощение и активизация словарного запаса по теме «Семья и семейные традиции».

    Задачи:развивать у детей стремление обсуждать, сравнивать, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

    учить детей составлять рассказ по фотографии, подбирать родственные слова, образовывать прилагательные, согласовывая их с существительными;

    развивать интерес к русским традициям и промыслам;

    формировать представление о прошлом нашей родины;

    расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях;

    обогащать словарный запас (изба, лапти, туесок, чугун, ухват, половик,  колыбелька, сундук);

    развивать внимание, память, логическое мышление, общей и мелкой моторики;

    вызвать интерес у детей к лепке фоторамки из солёного теста, активизировать приёмы декорирования лепных образов;

    развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей, дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы.

    воспитывать гордость за свою семью, уважение к семейным традициям, интерес к обычаям старины, доброжелательность;

    Оборудование:  оформлен уголок «Русская изба» ( самовар, чугунки разных размеров, прялка, ухват, берестяные туески, плетёные корзинки, половики, лапти,  колыбелька с «ребёнком», сундук с одеждой, фотоальбомы и т.д.);

    семейные фотографии, фотографии нашей группы;

    солёное тесто, украшения из разного материала, доски для лепки, цветной картон, блюдечки с ингредиентами для украшения, влажные салфетки;

    аудиозапись русских народных песен, мелодий.

    Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное  развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов, цикл занятий по темам «Моя семья», «Мое имя», «Семейные традиции», «Убранство русской избы», рассматривание картин с изображением предметов русского быта, чтение русских народных сказок, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о семье, лепка из солёного теста калачей, кренделей и т.д.

    Ход занятия:

    Организационный  момент, приветствие.

    В: - Ребята, на прошлой неделе мы с вами много говорили о семье, о семейных традициях, рассматривали фотографии, фотоальбомы. А что же такое семья?

    Д: - Семья- это дом, семья- это мир, где царит любовь и дружба. Семья-  это люди, которые живут вместе и любят друг друга,  ухаживают друг за другом, помогают друг другу.

    В: - А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья».

    В: - Кто же такие родственники?

    Д: - Родственники – это люди, родные друг другу: это братья, сёстры, мамы, папы, дедушки, бабушки.

    В: - Вы бы хотели рассказать гостям о своих семьях?

    Д: - Да. Хотим рассказать…

    В: - Тогда усаживаемся поудобнее на ковёр…..

    ( Дети смотрят на экран, там появляются по очереди семейные фотографии, дети рассказывают о своей семье ( рассказ 3-4 детей), в беседе с детьми о семье. Я спрашиваю: -Кто старший в вашей семье? Как можно назвать маму (папу, дедушку, бабушку)  ласково? (мамуля, папуля и т.д.) А какой (ая) у тебя папа, мама, бабушка…..? (мой папа сильный, смелый, играет со мной в футбол, катает на машине, ходит за мной в садик…Мама ласковая, нежная, заботливая, умеет вкусно готовить, стирает, гладит, купает, гуляет со мной….)

    В конце альбома появляется фото групповое.

    В: - А почему здесь эта фотография?

    Д: - Детский сад- это тоже семья, наш второй дом, где мы проводим целый день.

    В: - А еще хочется, чтобы ваши семьи были здоровыми, для этого нужно заниматься спортом, зарядкой. Покажем как?

    Физминутка «Семейная зарядка»

    Осенью, весною, летом и зимой. (хлопаем в ладоши)

    Мы во двор выходим дружной семьёй. (маршируем на месте)

    Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (образуем круг)

    Мама руки поднимает- 1-2 ( руки вверх и вниз)

    Папа бодро приседает – 1-2 (приседания)

    Повороты вправо- влево делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты)

    А я бегу трусцой и качаю головой.( бег на месте и наклоны головой в стороны)

    В: - Ребята! Скажите, а в какой стране мы живём?

    Д: - Мы живём в России.

    В: - А как раньше называлась наша страна?

    Д: - Раньше наша страна называлась Русь.

    1 ребёнок: Русь деревянная, края дорогие!

                         Здесь издавна русские люди живут,

                         Они прославляют жилища родные,

                         Раздольные русские песни поют.

    2 ребёнок: Я люблю тебя, Русь деревянная,

                           Ряд неровный бревенчатых изб,

                           Там, где утро восходит румянами,

                           И туманы стекаются вниз.

    В: - Где же раньше жили люди? В чём?

    Д: - Раньше люди жили а избе.

    В: - А что же такое изба?

    Д: - Изба- это дом, построенный из брёвен, а крыша соломенная. Изба- это деревянный дом.

    В: - Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

    Д: - Чтобы жить в нём, отдыхать, играть, кушать……

    В: - Даже в старину люди строили себе жилища, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.

    ( дети на экрана рассматривают русскую избу…)

    В: - Ребята! Моя бабушка Дуся живёт в деревне и я вас хочу пригласить к ней в гости. Хотите? (да)

    В: - Возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем: «Мы собираемся, в дальний путь отправляемся»

    (открываем глаза и видим русскую избу)

    В. и Д: - Здравствуйте, бабушка!

    Б: - Здравствуйте, гости дорогие! Хлеб- соль вам! Гость на порог- хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

    В: - Ребятки!.А вы заметили, что бабушка нас встретила хлебом- солью? Это такая традиция.

    В: - Посмотрите, а что самое главное в избе?

    Д: - Самая главная была в избе печка.

    В: - Как вы думаете, почему она была главной в избе?

    Д: - В ней и кушать готовили, она и дом согревала, на ней и спали, и одежду сушили, она лечила от болезней. Её даже называли кормилицей, барыней, сердцем дома.

    В: - А что же это?

    Д: - Это чугун, горшок.

    В: - Что же в нем делали?

    Д: - В нем щи, кашу варили.

    В: - Что же это стоит у печи?

    Д: - Ухват.

    В: - Что же им делали?

    Д: - Доставали и ставили чугунки в печь.

    В: - Да, это приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов. Это деревянная палка с металлической рогаткой.

    В: - А что же это на полу лежит?

    Д: - Коврик, половик.

    В: - в старину женщины вязали крючком или ткали на специальных станках такие половики из тканей.

    В: - А для чего использовали половик?

    Д: - Его стелили на пол, у двери, у кровати, чтобы было тепло встамать.Полы раньше были земляные, холодные.

    В: - А это что, знаете?

    Д: - Это лапти.

    В: - Для чего они служили?

    Д: - Лапти- это обувь, сплетённая из древесного лыка, из бересты, их надевали на ноги и носили.

    Б: - Ой да молодцы, всё вы знаете. Носили лапти в старину на Руси, особенно в сельской местности (в деревне), лапоть привязывали к ноге шнурками, скрученными из этого же лыка. Лыко – это внутренняя сторона коры.

    Б: - А это знаете что у меня?

    Д: - Самовар.

    Б: - Самовар кипятили, угощали гостей чаем с пирогами, калачами, кренделями, пекли их в печи, а чай заваривали травяной…..

    Б: - А это знаете что?

    Д: - Сундук, люлька, колыбелька, керосиновая лампа, туесок.

    ( Бабушка знакомит с новыми словами: туесок и керосиновая лампа).

    В: - Бабушка, а что это у тебя здесь….покажи вам и расскажи?

    ( Бабушка показывает свои старые фотоальбомы и рассказывает  кто там …)

    В: - Бабушка, а сейчас в наше время модно фотографии помещать в рамки, ставить их на стол или вешать на стене. Хотите мы для вас сделаем фоторамки своими руками?

    В: - Дети проходите за столы, садитесь на стульчики, перед вами кусочки цветного теста и различные украшения на тарелочках. Посмотрите, у меня в раках рамка. Какой она формы? (прямоугольной, у неё две стороны длинные и две короткие). Но прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнём свои пальчики.

    Пальчиковая гимнастика.

    Раз, два, три, четыре-

    Кто у нас живёт в квартире?

    Папа, мама, брат, сестрёнка,

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой щенок, сверчок и я-

    Вот и вся моя семья!

    В: - Теперь приступаем к работе, берём по кусочку и раскатывает колбаски- стараемся раскатать две длинных и две коротких, присоединяем их друг с другом в виде прямоугольника, прижимаем к картону и украшаем по вашему желанию……

    Б: -  Ой да какие молодцы, порадовали бабушку, спасибо. Я тоже хочу вас порадовать, поиграть в игру «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Знаете такую игру? Тогда становитесь в круг и я вас научу…….(дети играют в игру….)

    В: - Ребята!!! Пора нам прощаться с бабушкой и гостями, пора возвращаться в нашу группу, спасибо за угощение, пойдём пить чай с пирогом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

    История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

    План-конспект открытого занятия для средней группы

    Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр...

    Конспект открытого занятия в средней группе "В гости к бабушке Марусе"

    Интересное занятие по хореографии, разработанное мною для детей средней группы....

    Конспект открытого занятия в средней группе «Семейная фотография»

    Открытое занятие в средней группе дошкольного учреждения на тему "Семейная фотография"...

    «Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86

    Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...

    Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

    Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....