Конспект занятия в старшей группе по теме "Что такое электричество?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гросс Мария Александровна

Данный конспект может быть использован воспитателями ДОУ, родителями. В нем собраны опыты и эксперименты с электричеством,  прослеживаются метапредметные связи познания с историей, с безопасностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

Конспект открытого занятия  в старшей группе  «Что такое электричество?»

Цели:

- формировать знания об электричестве, как источнике энергии и опасности;

- учить понимать связи между прошлым и настоящим;

- формировать первичное представление об электрической цепи;

- развивать познавательный интерес, мышление, речь, любознательность.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Материалы и оборудование: предметные картинки ( «электроприборы», «молния» ), сюжетные картинки « Безопасность при обращении с электроприборами» , воздушные шары, шерстяная (синтетическая ) ткань, расчески пластмассовые, распылитель,  д/и «Раньше- сейчас »,  электронный конструктор « Знаток», схема электрической цепи «Лампа» и  карточка «условные обозначения».

Ход занятия:

I  Организационный момент.

Загадки:

1. Помялось платье? Ничего!
 Разглажу я сейчас его,
 Работать мне, не привыкать…
 Готово! Можно надевать. (Утюг)

2.  Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. ( Пылесос)

3. Летом папа наш привёз

В белом ящике мороз.

 И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу,  фрукты.  (Холодильник)

По мере отгадывания детьми выставляются картинки-ответы.

-Посмотрите на  картинки. Как их можно назвать одним словом? ( техника, электроприборы)

-Отгадайте еще одну загадку:

Во т тучи брызнули дождем.

Светло вдруг стало, словно днем.

Что ослепительно сверкает,

В лесу деревья поджигает?  ( Молния)

-А что теперь объединяет все эти картинки?  (Они связаны с электричеством).

- Итак, сегодня мы узнаем что-то новое и интересное об электричестве.

II Основная часть:

1) Беседа об электричестве.

-Ребята, расскажите, а что вы уже знаете об электричестве? ( ответы 2-3 детей).

Электричество начали использовать около 200 лет назад. Сейчас электричество есть в каждом доме, детском саду, школе, на заводах, фабриках  и предприятиях- везде и повсюду, даже транспорт  (некоторые виды) работает на электричестве. Какие? (трамвай, троллейбус, метро, электричка- показ картинок).

- А по каким предметам  можно узнать, что в доме есть электричество? ( Розетки, выключатели, провода).

- Много лет назад люди не знали, что можно пользоваться электричеством. Трудно приходилось справляться с жизненными проблемами. Давайте на несколько минут отправимся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. ( Рассматривают иллюстрацию « Быт в давние времена»).

2) Д/и «Раньше и сейчас» ( игра проводится на магнитной доске - часть карточек прикреплены, а часть лежат на столе)

- Перед вами на карточках современная бытовая техника. Назовите ее. Эти электроприборы помогают сейчас вашим мамам и папам ( утюг, холодильник, пылесос, стиральная машина, электрочайник, лампа). А на столе приспособления, которые наши люди использовали раньше, до открытия электричества ( Утюг на углях, ящик со льдом, корыто со стиральной доской, самовар, свеча; и картинки- ложные). Прикрепите слева от  карточек с современной техникой карточки со   стариной, назовите предметы и объясните их назначение.  (  Дети берут по одной карточке, прикрепляют,  объясняют выбор).

-Возвращаемся в настоящее: закройте глаза, хлопните в ладоши, откройте глаза- вот мы снова в детском саду.

3) Опытно-экспериментальная деятельность.

а) Образование статического электричества от трения воздушного шарика о шерстяную ткань.( 2-3 детей выполняют опыт, затем  пробуют поднести шарики к подносу с рисом или геркулесом- наэлектризованные шарики притягивают к себе мелкие частицы. )

б) Сухая пластмассовая расческа после трения о шерстяную ткань электризуется, и при расчесывании волосы «магнитятся». ( участвуют 2-3 детей).

Физкультминутка

Раз- подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

4) Правила безопасности при использовании электроприборов и во время грозы. ( Дети берут по одной карточке и формулируют правило, остальные дети слушают, дополняют ( карточки с правилами лежат на столе изображением вниз)

* Выходя из дома, выключайте все электроприборы!

*Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы и провода!

*Нельзя трогать оголенные провода!

* Нельзя вставлять в розетку никакие предметы!

*Нельзя во время грозы стоять под деревом и купаться!

(карточки выставляются  нанаборном полотне и остаются до конца занятия)

- А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания» (показать наглядно разные элементы питания).
5) Д/и «Собери электрическую цепь и включи свет» (специально подготовленный стол, дети работают коллективно).

- Более подробно вы будете изучать электричество в школе на уроках физики. Вы научитесь получать электричество, собирать электрические цепи и проводить опыты. А сегодня предлагаю вам собрать настоящую электрическую цепь по схеме, и если у вас получится, по загорится лампочка. Давайте рассмотрим схему. Как обозначена лампочка? Как провода? Как обозначен элемент питания? Чего не хватает? (выключателя). Попробуйте собрать по схеме электрическую  цепь и включить лампочку.

III  Итоговая беседа.

-О чем мы сегодня говорили?

-Электричество приносит пользу людям? Какую? Но оно и очень опасно. Повторите правила безопасности связанные с электричеством.

-Что запомнилось, понравилось на занятии? ( Похвалить детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему "Такие разные фрукты"

Программное содержание:Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.Развитие умения использовать в речи простые распространённые и сложн...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группы по теме: «Такие разные фрукты »

Данный материал поможет обогатить и закрепить знания детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в саду....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской активности в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. ...

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Кто такой настоящий друг?»

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группеТема:    «Кто такой настоящий друг?»Задачи:·        обогащать лексику дошкольников синонима...

Игра экспериментирование в старшей группе ЗПР Тема: «Такая разная вода»

Игра экспериментирование в старшей группе ЗПРТема: «Такая разная вода»...