проект "Невидимый незнакомец".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Большакова Наталия

оОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыты43.59 КБ
Файл опыты43.59 КБ

Предварительный просмотр:



     

ПРОБЛЕМА

  • Что такое воздух?
  • Зачем он нужен людям и растениям?
  • Как можно увидеть воздух?

ЦЕЛЬ

Дать представление о воздухе, его свойствах, значение воздуха для всего живого.

ПРИЧИНЫ

Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать?

ЗАДАЧИ

Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. 1.Дать детям представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.(Познавательное развитие) 2.Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.(Речевое развитие). 
3.
Развивать у детей навыки сотрудничества работы друг с другом через экспериментирование; Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.(Социально-коммуникативное развитие). 
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния, мелкую моторику.(Физическое развитие).

ТЕМА

Знакомство со свойствами воздуха.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

«Невидимый незнакомец»

ТИП ПРОЕКТА

Познавательно-исследовательский.


ПЛАН ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Деятельность педагогов

  1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
  2. Рассматривание плакатов, иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – воздухом.
  3. Подбор подвижных, дидактических и речевых игр.
  4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
  5. Составление и создание опытов, экспериментов с воздухом.
  6. Подбор информации о воздухе в виде рассказов, стихотворений, сценок, пословиц, поговорок, частушек, скороговорок.

Деятельность детей

  Экспериментальная деятельность.

        Продуктивная деятельность.

        Игровая деятельность.
Наблюдения.

Деятельность родителей

-Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования; 
-Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;
-Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;
 
Анкетирование «Как вы относитесь к детскому экспериментированию?»

Ресурсы

Кто?

Что?

 Воспитатели, дети, родители.

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

Форма презентации

Открытое занятие. «Волшебный воздух»

В ходе реализации проекта формируются следующие ключевые компетенции

После завершения проекта дошкольники смогут:
• проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
• собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми) 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

НЕДЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1 НЕДЕЛЯ

  1. Беседы о воздухе, чтение стихов.
  •  Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем.
  • Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух).
  • Но что же такое воздух?
  • Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).
  • Почему мы его не видим?
  1.  Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть, надо поймать.)
  2.  Когда воздух движется, получается ветер.
  3.  Воздух не имеет запаха, передаёт чужие запахи.
  4.  Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям
  1. Наблюдение.

Прогулка:

  1. Худож. слово: «Ветрено, ветрено вся земля проветрена. ..»
  2. Наблюдение «Что такое воздух».
  3. Подвижная игра «Воздушный шар».
  4. Игры детей с ветром при помощи «султанчиков», вертушек, ленточек

Занятие-экспериментирование

 «Где можно найти воздух?» 

(ознак. с окружающим + опытническая работа).

Цель: Обнаружить воздух в предметах.

Материалы: воздушные шарики, соломинки и мыльный раствор, целлофановые пакеты.

  1. Продуктивная деятельность.

-Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы»

-Конструирование: изготовление веера.

  1. Разучивание стихотворения

.

  1. Игры.

-Подвижная игра «Надуваем шарик»

-Игра-упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой)

-Речевая игра «Ветер-ветерок!»

  1. Загадки.


2 НЕДЕЛЯ

1.Эксперименты с воздухом.
Можно ли воздух слышать?
 

 2.Музыка.

Знакомство с духовыми музыкальными инструментами. 

3. Игры.

-Подвижная игра «Волшебный рожок»

-Дидактическая игра «Какой ветер?»

-Дыхательное упражнение «Ветер»

-Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

            4. Чтение художественной литературы.

-Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода.

«Добрый воздух» Автор сказки: Ирис Ревю

         5.  Динамическая пауза «Ветерок»

 

            6. Инсценировка по сказке Геннадия Цыферова

« Где живет ветер?»

            7. Творчество. Рисуем ветер.

         







3 НЕДЕЛЯ

  1. Беседа. Можно ли воздух осязать?
  2. Экспериментальная деятельность.

3.Игра «Отгадай по запаху»

4. Конструирование. Мастерим бумажный самолетик. 
5. Что нужно, чтобы самолетик полетел?

                         Практическое занятие.

   6. Чтение.

        «Пузырь, соломинка и лапоть» Русская народная сказка.

        Дусины сказки. Про шарик.

        «Ветерок-шалунишка» Мария Шкурина.

                7. Разучивание стихов.

                8.Загадки.

9. Фоторепортаж «Мы изучаем свойства воздуха»

4 НЕДЕЛЯ

1.Беседа «Ветер, воздух, человек» 
2.
Составление правил «Как сохранить воздух чистым»;
3Детские размышлялки «Для чего нужен воздух?»

4Рисование: «Ветряная мельница», «Ветры»;

5.Аппликация: «Воздушные летательные шары»;

6.Ручной труд: «Вертушка»

7.НОД «Волшебный неведимка»



ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

НЕДЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1 неделя

 Выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования. Вопросы: Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то с какой целью? Как вы относитесь к приобщению детей к природе через детское экспериментирование? Какие опыты вы проводили с ребенком дома? Нуждаетесь ли вы в пополнении знаний по детскому экспериментированию? Ваши предложения по организации детского экспериментирования в детском саду? Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования.

2.  Привлечение родителей к созданию среды для проведения опытов.

2 неделя

1.Консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома». 
2.Памятка для родителей: «При организации исследовательской работы с детьми соблюдаются определённые правила…»
3.Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

3 неделя

 Творческая презентация с участием детей и родителей: «Экспериментируем дома».

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ 

  • «Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

  • «Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.

  • «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?

  • «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними скотч с крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.
     «Надувание воздушного шарика».
  • Задача – обнаружить воздух.
  • Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.
  •      Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.


«Поиск воздуха».

  • Задача – обнаружить воздух.
  • Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
  •      Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

«Что в пакете?»

  • Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
  • Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
  •      Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.
  • Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.  Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.  

«Загадочные пузырьки».

Задача – обнаружить воздух в других предметах.

Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

     Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

«Надувание мыльных пузырей».

Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

     Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).


Пузырьки-спасатели».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

     Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.     

«Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

     Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).




.
Физминутки о «Воздухе»

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.

\
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел! (поднимаем ручки через стороны вверх,
делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо
произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.


СТИХИ О ВОЗДУХЕ.

https://lh3.googleusercontent.com/dWTZ1mzzjSdhrvucTzP9KCZn1FvdowqLH2kFU0a17EREnuCFF0kZhaNmXk0Ie_c-fX8GtfI8SKzFdOMd0fGChtF1G4edcAqpXThwbvL-lkSmvPVky34uO2ygMeF3_CpPgau0Ui-poqLsMxra

Он – прозрачный невидимка
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим .

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

С мамой в магазин ходили, 

 Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть.

 Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. 

 Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул.

ЗАГАДКИ О ВОЗДУХЕ.

 Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь,

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Чем мы дышим???
Что мы не видим??? (Воздух)

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  (Воздух)

Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)

 Без рук, без ног,
А ворота открывает. (Ветер)

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. (Ветер)

 Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)






КОНСПЕКТ ПО НОД «ВОЛШЕБНЫЙ ВОЗДУХ»

Цель занятия:
Познание: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;

 Коммуникация: обогащать словарь детей: афиша, дрессировщики, гимнасты, акробаты, фокусники, соломинка, вертушка, невидимый, упругий, легкий;

 Социализация: учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Предварительная работа:

- беседы о воздухе, воде, цирке

- опыты с воздухом, водой

- игры с мыльными пузырями

- наблюдения за погодой, ветром

Дидактический материал: миска с водой, целлофановый пакет, 2 мяча; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, насос, воздушные шарики.

Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Структура:
1ч. -Вводная часть, беседа о цирке. - «фокусы с воздухом»
2ч. - Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко» упражнение на дыхание. - Физкультминутка.

3ч. - Опыты с воздухом. - загадки. - итог.

Ход занятия.
1часть.
Воспитатель вносит афишу.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принесла. О чем рассказывает нам эта афиша?

- Да, эта афиша о цирке.

- А кто работает в цирке? Чем они занимаются? Да есть клоуны, дрессировщики, гимнасты, акробаты.

- А еще в цирке работают фокусники. Что они делают?

- Вот и я сейчас покажу вам фокус, я превращусь в фокусника. Крибле, крабле, бумс.

Я превратилась в фокусника. Я дотронусь до каждого волшебной палочкой, и вы превратитесь в фокусников.

- Сегодня мы будем делать фокусы с воздухом, и узнаем, какой он, этот волшебный воздух.

- Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?

- Давайте проверим. Зажмите нос и рот.

- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)

- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом) .

 А как вы думаете, где живет воздух?

-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

- Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)

- Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер)

- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.

- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

2 часть.
С воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто-то из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»

Упражнение на дыхание.

- Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

- А теперь тихо встали, немного отдохнем.

Физминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

- Ребята, можно доказать, что воздух живет внутри людей.

- А вы хотели бы увидеть воздух?

- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

3 часть.
Опыт 1:

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)

- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)

- Давайте проверим.

Опыт 2:

- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

- Мы видим воздух в стакане?

- Значит, он невидимка, волшебник. Почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

- А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)

- А что еще прозрачным может быть? (вода)

- А можно его поймать?

- Давайте попробуем. Посмотрите, у нас есть предметы, чем мы будем его ловить (расческа, ленточка).

- Лучшим учеником фокусника будет тот, кто сумеет доказать, что поймал воздух.

Дети ловят расческой, ленточкой.

- Поймали?

Не получается. А давайте попробуем пакетом. Посмотрите, что я сделаю

Воспитатель надувает пакет и опускает его в воду и выпускает из него воздух.

- А тут у меня волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Что же это за предметы? Давайте проверим, есть ли воздух в них? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)

- И еще что? (он утонул)

- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

- А почему он не тонет? (потому что он легкий)

- Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

- А теперь отгадайте загадку:

«Кинешь в речку - не тонет,

О стенку не стонет.

Будем оземь кидать,

Будет кверху летать»

Что это? (мячик)

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие.

- Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Посмотрите, как я надую этот мяч. (насосом)

- А мяч утонет? Почему?

Итог:
Молодцы, ребята, вы стали настоящими фокусниками.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?

- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий)

- Что вам понравилось больше всего?

- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовил сюрприз – воздушные шарики. И дарю их вам. До свидания.



Предварительный просмотр:



     

ПРОБЛЕМА

  • Что такое воздух?
  • Зачем он нужен людям и растениям?
  • Как можно увидеть воздух?

ЦЕЛЬ

Дать представление о воздухе, его свойствах, значение воздуха для всего живого.

ПРИЧИНЫ

Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать?

ЗАДАЧИ

Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. 1.Дать детям представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.(Познавательное развитие) 2.Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.(Речевое развитие). 
3.
Развивать у детей навыки сотрудничества работы друг с другом через экспериментирование; Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.(Социально-коммуникативное развитие). 
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния, мелкую моторику.(Физическое развитие).

ТЕМА

Знакомство со свойствами воздуха.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

«Невидимый незнакомец»

ТИП ПРОЕКТА

Познавательно-исследовательский.


ПЛАН ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Деятельность педагогов

  1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
  2. Рассматривание плакатов, иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – воздухом.
  3. Подбор подвижных, дидактических и речевых игр.
  4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
  5. Составление и создание опытов, экспериментов с воздухом.
  6. Подбор информации о воздухе в виде рассказов, стихотворений, сценок, пословиц, поговорок, частушек, скороговорок.

Деятельность детей

  Экспериментальная деятельность.

        Продуктивная деятельность.

        Игровая деятельность.
Наблюдения.

Деятельность родителей

-Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования; 
-Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;
-Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;
 
Анкетирование «Как вы относитесь к детскому экспериментированию?»

Ресурсы

Кто?

Что?

 Воспитатели, дети, родители.

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

Форма презентации

Открытое занятие. «Волшебный воздух»

В ходе реализации проекта формируются следующие ключевые компетенции

После завершения проекта дошкольники смогут:
• проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
• собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми) 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

НЕДЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1 НЕДЕЛЯ

  1. Беседы о воздухе, чтение стихов.
  •  Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем.
  • Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух).
  • Но что же такое воздух?
  • Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).
  • Почему мы его не видим?
  1.  Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть, надо поймать.)
  2.  Когда воздух движется, получается ветер.
  3.  Воздух не имеет запаха, передаёт чужие запахи.
  4.  Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям
  1. Наблюдение.

Прогулка:

  1. Худож. слово: «Ветрено, ветрено вся земля проветрена. ..»
  2. Наблюдение «Что такое воздух».
  3. Подвижная игра «Воздушный шар».
  4. Игры детей с ветром при помощи «султанчиков», вертушек, ленточек

Занятие-экспериментирование

 «Где можно найти воздух?» 

(ознак. с окружающим + опытническая работа).

Цель: Обнаружить воздух в предметах.

Материалы: воздушные шарики, соломинки и мыльный раствор, целлофановые пакеты.

  1. Продуктивная деятельность.

-Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы»

-Конструирование: изготовление веера.

  1. Разучивание стихотворения

.

  1. Игры.

-Подвижная игра «Надуваем шарик»

-Игра-упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой)

-Речевая игра «Ветер-ветерок!»

  1. Загадки.


2 НЕДЕЛЯ

1.Эксперименты с воздухом.
Можно ли воздух слышать?
 

 2.Музыка.

Знакомство с духовыми музыкальными инструментами. 

3. Игры.

-Подвижная игра «Волшебный рожок»

-Дидактическая игра «Какой ветер?»

-Дыхательное упражнение «Ветер»

-Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

            4. Чтение художественной литературы.

-Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода.

«Добрый воздух» Автор сказки: Ирис Ревю

         5.  Динамическая пауза «Ветерок»

 

            6. Инсценировка по сказке Геннадия Цыферова

« Где живет ветер?»

            7. Творчество. Рисуем ветер.

         







3 НЕДЕЛЯ

  1. Беседа. Можно ли воздух осязать?
  2. Экспериментальная деятельность.

3.Игра «Отгадай по запаху»

4. Конструирование. Мастерим бумажный самолетик. 
5. Что нужно, чтобы самолетик полетел?

                         Практическое занятие.

   6. Чтение.

        «Пузырь, соломинка и лапоть» Русская народная сказка.

        Дусины сказки. Про шарик.

        «Ветерок-шалунишка» Мария Шкурина.

                7. Разучивание стихов.

                8.Загадки.

9. Фоторепортаж «Мы изучаем свойства воздуха»

4 НЕДЕЛЯ

1.Беседа «Ветер, воздух, человек» 
2.
Составление правил «Как сохранить воздух чистым»;
3Детские размышлялки «Для чего нужен воздух?»

4Рисование: «Ветряная мельница», «Ветры»;

5.Аппликация: «Воздушные летательные шары»;

6.Ручной труд: «Вертушка»

7.НОД «Волшебный неведимка»



ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

НЕДЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1 неделя

 Выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования. Вопросы: Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то с какой целью? Как вы относитесь к приобщению детей к природе через детское экспериментирование? Какие опыты вы проводили с ребенком дома? Нуждаетесь ли вы в пополнении знаний по детскому экспериментированию? Ваши предложения по организации детского экспериментирования в детском саду? Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования.

2.  Привлечение родителей к созданию среды для проведения опытов.

2 неделя

1.Консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома». 
2.Памятка для родителей: «При организации исследовательской работы с детьми соблюдаются определённые правила…»
3.Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

3 неделя

 Творческая презентация с участием детей и родителей: «Экспериментируем дома».

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ 

  • «Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

  • «Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.

  • «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?

  • «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними скотч с крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.
     «Надувание воздушного шарика».
  • Задача – обнаружить воздух.
  • Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.
  •      Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.


«Поиск воздуха».

  • Задача – обнаружить воздух.
  • Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
  •      Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

«Что в пакете?»

  • Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
  • Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
  •      Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.
  • Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.  Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.  

«Загадочные пузырьки».

Задача – обнаружить воздух в других предметах.

Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

     Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

«Надувание мыльных пузырей».

Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

     Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).


Пузырьки-спасатели».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

     Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.     

«Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

     Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).




.
Физминутки о «Воздухе»

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.

\
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел! (поднимаем ручки через стороны вверх,
делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо
произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.


СТИХИ О ВОЗДУХЕ.

https://lh3.googleusercontent.com/dWTZ1mzzjSdhrvucTzP9KCZn1FvdowqLH2kFU0a17EREnuCFF0kZhaNmXk0Ie_c-fX8GtfI8SKzFdOMd0fGChtF1G4edcAqpXThwbvL-lkSmvPVky34uO2ygMeF3_CpPgau0Ui-poqLsMxra

Он – прозрачный невидимка
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим .

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

С мамой в магазин ходили, 

 Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть.

 Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. 

 Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул.

ЗАГАДКИ О ВОЗДУХЕ.

 Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь,

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Чем мы дышим???
Что мы не видим??? (Воздух)

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  (Воздух)

Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)

 Без рук, без ног,
А ворота открывает. (Ветер)

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. (Ветер)

 Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)






КОНСПЕКТ ПО НОД «ВОЛШЕБНЫЙ ВОЗДУХ»

Цель занятия:
Познание: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;

 Коммуникация: обогащать словарь детей: афиша, дрессировщики, гимнасты, акробаты, фокусники, соломинка, вертушка, невидимый, упругий, легкий;

 Социализация: учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Предварительная работа:

- беседы о воздухе, воде, цирке

- опыты с воздухом, водой

- игры с мыльными пузырями

- наблюдения за погодой, ветром

Дидактический материал: миска с водой, целлофановый пакет, 2 мяча; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, насос, воздушные шарики.

Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Структура:
1ч. -Вводная часть, беседа о цирке. - «фокусы с воздухом»
2ч. - Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко» упражнение на дыхание. - Физкультминутка.

3ч. - Опыты с воздухом. - загадки. - итог.

Ход занятия.
1часть.
Воспитатель вносит афишу.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принесла. О чем рассказывает нам эта афиша?

- Да, эта афиша о цирке.

- А кто работает в цирке? Чем они занимаются? Да есть клоуны, дрессировщики, гимнасты, акробаты.

- А еще в цирке работают фокусники. Что они делают?

- Вот и я сейчас покажу вам фокус, я превращусь в фокусника. Крибле, крабле, бумс.

Я превратилась в фокусника. Я дотронусь до каждого волшебной палочкой, и вы превратитесь в фокусников.

- Сегодня мы будем делать фокусы с воздухом, и узнаем, какой он, этот волшебный воздух.

- Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?

- Давайте проверим. Зажмите нос и рот.

- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)

- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом) .

 А как вы думаете, где живет воздух?

-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

- Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)

- Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер)

- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.

- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

2 часть.
С воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто-то из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»

Упражнение на дыхание.

- Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

- А теперь тихо встали, немного отдохнем.

Физминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

- Ребята, можно доказать, что воздух живет внутри людей.

- А вы хотели бы увидеть воздух?

- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

3 часть.
Опыт 1:

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)

- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)

- Давайте проверим.

Опыт 2:

- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

- Мы видим воздух в стакане?

- Значит, он невидимка, волшебник. Почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

- А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)

- А что еще прозрачным может быть? (вода)

- А можно его поймать?

- Давайте попробуем. Посмотрите, у нас есть предметы, чем мы будем его ловить (расческа, ленточка).

- Лучшим учеником фокусника будет тот, кто сумеет доказать, что поймал воздух.

Дети ловят расческой, ленточкой.

- Поймали?

Не получается. А давайте попробуем пакетом. Посмотрите, что я сделаю

Воспитатель надувает пакет и опускает его в воду и выпускает из него воздух.

- А тут у меня волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Что же это за предметы? Давайте проверим, есть ли воздух в них? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)

- И еще что? (он утонул)

- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

- А почему он не тонет? (потому что он легкий)

- Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

- А теперь отгадайте загадку:

«Кинешь в речку - не тонет,

О стенку не стонет.

Будем оземь кидать,

Будет кверху летать»

Что это? (мячик)

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие.

- Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Посмотрите, как я надую этот мяч. (насосом)

- А мяч утонет? Почему?

Итог:
Молодцы, ребята, вы стали настоящими фокусниками.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?

- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий)

- Что вам понравилось больше всего?

- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовил сюрприз – воздушные шарики. И дарю их вам. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Незнакомец звонит в дверь"

В моем материале описывается проблемная ситуация,которая может случится с каждым ребенком,и что в таком случае предпринять....

конспект занятия "Незнакомец звонит в дверь"

В этом материале описываются правила безопасности в ситуациях,когда дети остаются дома одни....

Конспект совместной интегрированной деятельности на тему: ,, Знакомый незнакомец – новогодний шар.“

совместная интегрированная деятельность воспитателя с детьми седьмого года жизни с использованием технологии  ТРИЗ  и  моделирования  ...

Острожно незнакомец. Басня. Щенок и шакал.

Как -то маленький щенокУбежать от мамы смогЗашагал вдоль улиц смелоНу кому какое делоМимо красочных витринИ сверкающих машин.День тото выдался погожимИ везде полно прохожих.Мышка с мамой, белка с папо...

Конспект занятия в ср гр "Незнакомец звонит в дверь"

правила поведения при обении с незнакомыми, если ты дома один....

Конспект НОД «Незнакомец звонит в дверь»

Задачи:1.    Сформировать представление о том, почему нельзя открывать двери посторонним.2.     Выработать алгоритм поведения в неожиданной ситуации.3....

Консультация для родителей "Незнакомец за дверью"

Опасность может ожидать нас в любом месте, и здесь важно - не расстеряться и правильно повести в ней. Воспитателям ДОУ просто необходимо формировать у детей-дошкольников правила безопасности, а родите...