Сценарий комплексного НОД Познавательно – исследовательской деятельностью В старшей группе Тема: «Исследование листьев»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Косенко Ольга Владимировна

Цель:

Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе  с помощью исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 38

Муниципального образования Кореновский район

Сценарий комплексного НОД

Познавательно – исследовательской деятельностью

В старшей группе

Тема: «Исследование листьев»

  1. Цель:

Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе  с помощью исследовательской деятельности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать любознательность, целеустремленность, память, внимание.

Развивающие: Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Образовательные: Научить детей исследовать строение листа, опытным путем, сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Закрепить знания детей о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Словарь: черешок, кромка, жилка

  1. Методы и приемы:

Наглядные (презентация, листья с дерева, лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики, два обруча, листья зеленые и других цветов) Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.

Словесные (беседа, вопрос – ответ)

Игровые (Подвижная игра: «Кто быстрей»)

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми.

  1. Введение в ситуацию

Ребята меня зовут Ольга Владимировна, а вас? Я хотела бы узнать, как зовут наших девочек? А теперь хотела узнать, как зовут наших мальчиков? Ребята, я хотела  бы услышать хором, как вас всех зовут?

  1. Актуализация имеющихся знаний

Ребята, какое сейчас время года? Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.  Воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью?

  1. Затруднение в ситуации

А какие деревья растут у вас в саду? А почему листья опадают? А зачем деревьям нужны листья? А почему листья опадают именно осенью? Ребята, а хотели бы вы узнать о листьях больше?

  1. Включение способа действия в систему знаний

1.Проходите к столам. Скажите, что вы видите на столе, что для вас знакомое. Мы с вами сегодня будем исследовать листья с помощью лупы. Перед вами лежат лупы. Давайте рассмотрим, как устроен лист.

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие               трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая                                         она у вашего листочка.

Вывод: Какая часть соединяет лист с веткой? На, что похожи жилки? Как называется край листа.

  1. Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения)

И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)

И на землю снова сели,
(Присесть)

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

  1. Опыт 2 «Почему лист зеленый?»

А хотели бы вы узнать, почему он лист зеленый? Возьмите листок и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается и наконец, пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

  1. Эксперимент «Как листья опадают»

А теперь подойдите ко мне. На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному? Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. И мы выясним какой быстрее падает , а какой медленнее. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Подвижная игра «Кто быстрее»

Для этого мы разделимся на две команды. У меня волшебный мешочек в нем лежат фишки разного цвета, вы сейчас с закрытыми глазами вытаскиваете фишку и становитесь в такую команду, каким цветом выпала фишка. Перед вами стоят мольберты, где изображены деревья. На полу лежат два обруча, задание такое. Команда красных собирает только листья клена и прикрепляет к дереву. А команда синих собирает  только листья березы.

Итог: подарок папка с гербариями от детей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Встреча с Капитошкой»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей  группеТема: « Встреча с Капитошкой»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну"

Конспект НОДпо познавательно-исследовательскойдеятельности в старшей группеТема "Путешествие в бумажную страну"...

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе Тема: «Огонь — наш друг, огонь — наш враг».

Программное содержание:1.Формирование у детей знаний о правилах пожарной безопасности.       2.Обогащать жизненный опыт детей через практические упражнения; дать дет...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»

- знакомить детей со сойствами  воды (жидкая:  льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить  в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»

Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....