Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шемякина Наталья Леонидовна

Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_gostyah_u_snezhnoy_korolevy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «В гостях у Снежной Королевы»

Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи:

Образовательная задача:

1.Продолжать формирования знания дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом  и льдом. Познакомить детей со свойствами снега и льда.

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, активизировать и расширить словарный запас детей.

Воспитывающая задача:

3.Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Материалы: «Снежок», письмо от Герды, интерактивный стол, презентация, аудиозапись «Мы погреемся немножко», «Хруст снега», карточки «Правила поведения в лаборатории», смайлики (веселый и грустный) на каждого ребенка, пазл «Кристалл», набор на каждого ребенка: стакан снега, стакан льда, стакан воды, полоска красного картона, пластиковая тарелочка, чайная и столовая ложка, соль, 2 пустых стакана)

Формы работы: Групповая, индивидуальная.

Методы: Беседа, рассуждение, практическая работа.

Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие

Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Ход образовательной деятельности:

Организационный этап:

Установление эмоционального контакта:

Дети встают в круг.

-Ребята, давайте поздороваемся и подарим друг другу прекрасное настроение.

Здравствуй, небо голубое

(тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое

(очерчивают круг)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй беленький снежок,

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не  лень!


- Ребята, послушайте внимательно загадку:

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я?

-О каком времени года эта загадка? (о зиме)

-Сколько зимних месяцев?(3)

-Назовите их? (декабрь, январь , февраль)

-Какой месяц идет сейчас? (декабрь)

-Какой он по счету? (первый)

Игра «Снежный ком»

Вставайте все в круг.

Я бросаю «снежок», а вы должны поймать «снежок» и назвать признак зимы.

-А теперь передаем «снежок» друг другу» и называем признаки слова:

зима, снег.

Зима (какая?)…

Снег (какой?)…

Вдруг раздается стук в дверь. Воспитатель идет к двери, а обратно возвращается с письмом.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие дети старшей группы д. Дронова, хочу попросить вас о помощи.   Снежная Королева украла моего брата и заморозила его, чтобы его спасти Снежная Королева дала мне волшебное зеркало и задание, собрать разбившийся волшебный кристалл.              

Мне одной не за что не справиться. Помогите мне, пожалуйста, приглашаю вас в королевство Снежной Королевы, её ледяную лабораторию, пока её нет в замке.»

-Ребята, как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Герда)

-Посмотрим в волшебное зеркало. Слайд1.«Герда»

-Ребята, как вы думаете, где живет Снежная Королева? (ответы детей)

-Ребята, давайте посмотрим замок Снежной Королевы. Слайд2. «Замок Снежной Королевы»

-Давайте подумаем, какая у неё лаборатория? (ответы детей)

-Ребята, а вы хотите помочь Каю и Герде? (Да)

-Чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки зеркало возьму

Волшебство я призову

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет»

Слайд3 «Лаборатория Снежной Королевы»

Основной Этап

Вот мы  на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны.

-Ребята, вести себя надо очень тихо, так как если Снежная Королева услышит, что мы здесь она нас заморозит.

-Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

(Воспитатель показывает сигнальные карточки)

-Внимательно смотреть,

-Внимательно слушать,

-Не трогать без разрешения,

Не кричать,

Работать на своем месте,

Соблюдать осторожность.

- А теперь проходите на свои места

ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.

Воспитатель.

-  Посмотрите в стаканы, которые перед вами, что в них находится? (снег, лед)

- Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? (холод) Что у вас осталось на ладошке? (вода) Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

- Какого цвета снег? (белый)

-А лед имеет цвет? (нет) Значит, он какой? (бесцветный) 

Сделайте, пожалуйста, вывод.

Вывод: Снег - белого цвета, лед - бесцветный.

- Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег, какой? (Непрозрачный).

А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.

-- Возьмите чайную ложку. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: Снег рыхлый).

- Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: Лёд хрупкий).

Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.

-Что можете сказать о снеге? о льде?

Вывод:

-Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

-Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Дети получают осколок Кристалла.

Опыт№2 «Тонет-не тонет»

Ребята, как вы думаете, тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения).

В стакан с водой комнатной температуры положим кусочек льда (снега) наблюдают, что происходит.

Вывод: Снег и лед не тонут, потому что легче воды.

Дети получают осколок Кристалла.

Опыт№3

«Определение запаха»

-А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега.

-Ребята, возьмите стакан со снегом, понюхайте его.

Снег имеет запах? (Снег не имеет запах)

-Возьмите стакан со льдом, понюхайте его.

Есть запах у льда. (Лед не имеет запаха)

Вывод: Снег и лед не имеют запаха.

Дети получают осколок Кристалла.

-Ребята, что-то в ледяной лаборатории очень холодно стало, давайте встанем,  погреемся.

Физминутка «Музыкальная»

Аудиозапись «Мы погреемся немножко» (дети выполняют движения соответственно тексту)

-Ребята, проходите на свои рабочие места.

Мы продолжим помогать Герде.

Опыт№4 «Почему снег хрустит?»

Звучит фонограмма «Хруст снега»

-Ребята, что это за звук?

-А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег?

А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идете по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы  замечаете, что снег скрипит.

-Возьмем крупную соль. Ее кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

Вывод: Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идем по снегу в морозный день.

Дети получают осколок Кристалла

Опыт№5»Воздействие температуры»

Возьмите 2 пустых стакана.

Положите в 1 стакан кусочек льда, а в другой – немного снега.

Посмотрите на свои ладошки.

Какие они? (Мокрые)Почему?(Лед и снег начали таять от тепла).

Вытрите руки. Какой вывод можно сделать.

Вывод: Снег и лед-это замерзшая вода, тают от тепла.

Дети получают осколок Кристалла.

Заключительный этап (Рефлексия).

-Ребята, мы с вами выполнили все задания, которые Снежная Королева приготовила для Герды. Теперь мы можем собрать все осколки в большой Кристалл.

(Дети собирают Кристалл-пазл)

Слайд4 «Кристалл»

А теперь Герда отнесет Кристалл Снежной Королеве и она отпустит Кая.

-Вы молодцы! Теперь Кай и Герда снова вместе!Слайд5 «Кай и Герда»

 Теперь можем возвращаться в группу.

Закройте глаза и я произнесу волшебные слова:

 «Крибле, крабле, покрутись,

И в саду окажись».

- Ребята, где мы сегодня побывали? ( В гостях у Снежной Королевы)

-Что понравилось больше всего (ответы детей)

-Ребята, вам понравилось помогать Герде? (Да)

Мы все дружно поработали,  давайте же подведем итог.

Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки - смайлики: грустный и веселый.

Я задаю вопрос при ответе «да» - поднимаете веселый смайлик, при ответе «нет»- грустный смайлик.

Снег при таянии превращается в воду (Да)

Если вода замерзнет, она превращается в лед? (да)

Снег бесцветный (нет)

Лед прозрачный? ( Да)

Лед рыхлый? (нет)

Снег белый? (Да)

Лед тяжелее воды? (Нет)

Лед тает в воде? (Да)

Снежинки и соль – это кристаллы? (Да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Путешествие в страну Знаний»

Тема: « Путешествие в страну Знаний»Цель:  Поддержать интерес детей  к познавательно – исследовательской деятельности,  желание играть в игры с математическим содержанием.Задачи:  ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе «Твёрдая жидкость»

Цель: Формировать познавательно-исследовательские действия у детей старшего дошкольного возраста;  развивать любознательность на примере вещества крахмала и изучить его свойства....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»

Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.Задачи: Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных пред...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению...