Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе «Твёрдая жидкость»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Келлер Татьяна Павловна

Цель: Формировать познавательно-исследовательские действия у детей старшего дошкольного возраста;  развивать любознательность на примере вещества крахмала и изучить его свойства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Конспект непосредственно-образовательной деятельности  

   по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе

                                      «Твёрдая жидкость»

                                       Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                 Келлер Татьяна  Павловна                                                                                            

Цель:

Формировать познавательно-исследовательские действия у детей старшего дошкольного возраста;  развивать любознательность на примере вещества крахмала и изучить его свойства.

Задачи:

Обучающие:

-формирование умения самостоятельно проводить «исследование», умение подбирать необходимое оборудование, развитие  познавательного интереса к экспериментальной деятельности.

-формирование умения рассуждать, высказывать своё мнение и предположение, доказывая это фактами.

-формирование умения осуществлять сотрудничать с партнёром в процессе работы, умения договариваться и распределять действия при проведении эксперимента.

Развивающие:

--развитие мышления, творческого воображения, умения логически рассуждать.

-уточнение и расширение знаний о крахмале; активизация и систематизация имеющихся у детей знаний  и представлений о свойствах крахмала;

-развитие речевой активности детей при высказывании предположений.

Воспитательные:

-воспитание интереса к экспериментальной деятельности;

-воспитание чувства  партнёрства.

Предварительная работа:

Ннод «Мы найдём тебя, крахмал». Беседы о воде, воздухе, камнях. Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Словарная работа: натуральная, вещества, свойства, неньютоновская жидкость, толкаем, вымешиваем, растекается.

Материалы и  оборудование на каждого ребёнка:

Ёмкость с водой;  ёмкости, наполненные солью, сахаром, крахмалом;  фартук; игрушки из киндер сюрпризов; воздушный шарик; маркер, воронка.

Ход занятия:

Организационная  часть:

Игра - приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Глазки - внимательно смотреть,

Ротик чётко говорить.

Ручки поработают, ножки постоят.

Спинки выпрямляются, мы друг другу улыбаемся.

Дети просматривают фрагмент из мультфильма «Барбос в гостях у Бобика»

Воспитатель: По чему катаются собаки? (дети предполагают)  А кто догадался, что это за вещество? (кисель) Давайте попробуем его на вкус.

Воспитатель предлагает детям кружечки с киселём.

Воспитатель: Вкусно? А кто знает, из чего варят кисель? (из крахмала)

Воспитатель: Молодцы! Вы уже много знаете. А я знаю о крахмале маленький секрет, хотите я вам его расскажу? Ну, тогда я приглашаю вас в лабораторию.

Основная часть:

1.Опыт «Определение крахмала»

Воспитатель с детьми проговаривают правила поведения в лаборатории:

-нельзя брать и пробовать на вкус без разрешения;

-внимательно слушать, громко не разговаривать.

Затем воспитатель предлагает детям пройти к столам .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столе стоят белые вещества: соль, крахмал, сахар. Как вы думаете, какое из этих веществ - крахмал?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: А почему вы так думаете? А  как можно это определить? (понюхать, попробовать, пощупать)

Дети проводят экспериментальные действия.

Воспитатель: А можно ли определить по внешнему виду?

Дети рассматривают вещества и делают выводы, что соль и сахар крупинками, а крахмал  как порошок.

Воспитатель: Предлагаю потрогать и сказать, что вы почувствовали.           (крахмал скрипит по особенному)

Воспитатель:  Да, крахмал скрипит.  Это своеобразное свойство крахмала

2. Опыт «Что растворяется в воде, а что нет»

На столе на каждого ребёнка три пронумерованных  сосуда с водой, пронумерованные тарелочки с веществами.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворяются ли эти вещества в воде? (предположения детей)

Воспитатель: Предлагаю проверить ваши предположения. Попробуем положить их в воду и размешаем ( крахмал растворяем первым, чтобы было время ему осесть на дно.

Дети проводят эксперимент.

Воспитатель: Посмотрите, все ли вещества у вас растворились? Что случилось с солью, сахаром? (они растворились). А крахмал? (вода становится мутная и потом крахмал оседает на дно).

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:  Все вещества растворяются, а крахмал нет.

3.Опыт «Может ли вещество быть и жидким и твёрдым?»

Воспитатель: А как вы думаете, может ли вещество быть и жидким и твёрдым? (предположения детей) а для того, чтобы это проверить, предлагаю вам проделать ещё один опыт.

Детям предлагается насыпать крахмал в чашку и, налив воды, тщательно перемешать.

Воспитатель: Посмотрите: получается вещество, которое может быть и твёрдым, и жидким.  А зависит его состояние от скорости работы с ним. Когда мы его толкаем, кидаем, стучим, крутим, мешаем - вещество ведёт себя, как твёрдое тело.  Как только останавливаемся, оно становится жидкое, сразу  всё растекается.

Вывод: Эта жидкость принимает свойства твёрдого тела.  Чтобы она оставалась постоянно твёрдой, её надо постоянно месить.

Воспитатель предлагает попробовать переливать жидкость резко и медленно.

Дети пробуют переворачивать чашки со смесью.

Воспитатель с детьми делают вывод, что если перевернуть резко, то смесь не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут в болоте.

Если ребёнок шлёпает ладошкой по смеси, поверхность будет твёрдой, а если просто положит на неё руку, то рука погрузится в  жидкость.  (тонет, вязнет, погружается)

Вывод: крахмал, размешанный с водой, может быть жидким и твёрдым.

4.Показ презентации «Крахмал»

(как выглядит крахмал, как взаимодействует с водой, где его больше всего сдержится, где применяется , как можно обнаружить крахмал.)

5. Изготовление «лизуна»

Воспитатель: А можно ли из крахмала сделать игрушку?

Слайд: Игрушка «Лизун»

Воспитатель: Узнали? Да, вам покупали такого лизуна в магазине. А хотите сами сделать такую игрушку?

Практическая деятельность в парах:

На столе для каждой пары: «Крахмальное тесто» (Неньютоновская жидкость), воронка, воздушный шарик для каждого, чайная ложка, маркеры.

Инструкция: в шарик вставить воронку и ложкой насыпать (налить) неньютоновскую жидкость. Шарик завязать и маркером нарисовать весёлую рожицу.

Дети выполняют.

Воспитатель с детьми делают вывод, что из крахмала можно сделать игрушку.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали для себя что то новое о крахмале?    (крахмал в воде  становится твёрдым, липким, тягучим, жидким)

Воспитатель: А что особенно запомнилось? Доказали ли мы, что жидкость может быть одновременно и твёрдой и жидкой?  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Путешествие в страну Знаний»

Тема: « Путешествие в страну Знаний»Цель:  Поддержать интерес детей  к познавательно – исследовательской деятельности,  желание играть в игры с математическим содержанием.Задачи:  ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в старшей группе "Секретное письмо".

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Секретное письмо"...