План самообразования
методическая разработка по окружающему миру по теме

Качанова Галина Валентиновна

Материал по самообразованию для воспитателей дошкольный учреждений, рассчитан на три учебных года. Содержит приложения: консультацию для родителей и материалы о городе Саратове

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx19.44 КБ
Microsoft Office document icon vse_pro_saratov.doc690.5 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya_o_saratove.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЯЕДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 179»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА

План самообразования

Родной город - источник приобщения детей к истории своего народа

2013-2016 уч.г

Воспитатель: Качанова Галина Валентиновна.

Тема:

Родной город - источник приобщения детей к истории своего народа.

Цель:

Знакомить детей с историческим прошлым и культурой родного города, с символами города: гербом, флагом. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям своего народа и народов, живущих рядом с нами.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посвященной теме самообразования.

2.Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

3.Формировать бережное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

4. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

5.Воспитывать гордость за соотечественников, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

6.Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Актуальность выбранной темы

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоциональнопсихологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Литература:

  • Сухомлинский        В. А. «Как воспитать настоящего человека»
  • Интернет- ресурсы

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.

1 .Диагностический 2.Прогностический

2013 — 2014 учебный год

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Определение целей и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Отчет о проделанной работе

3.Практический

2014-2015 учебный год

Внедрение 11110, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных результатов. Корректировка работы.

Разработка цикла бесед на тему :»Мой родной город» Разработка конспектов по патриотическому воспитанию»Мой родной город»

Семинар - практикум для родителей «Интересные места нашего рода» Выставка рисунков к Дню города.

Подборка фотографий города Саратова.

Символика города Саратова: герб, флаг, гимн Знакомство с краеведческим музеем родного города Знакомство с музеем Радищева

4.Обобщающий

5.Внедренческий

2015-2016 учебный год

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

Использования опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.

Доклад на педсовете

из опыта работы.

Оформление папки для родителей на тему: «Куда сходить в выходные с ребенком».

 Выставка рисунков на тему «Мой Саратов»

Создание мини-макета «Наш город Саратов»

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических    чувств у дошкольников»

 Подборка фотографий «Достопримечательности города Саратова»

Конкурс знатоков родного города




Предварительный просмотр:

Все о любимом Саратове

Фонтан «Одуванчик»

Саратовский «Одуванчик» – фонтан и место встреч возле первого русского цирка им. Никитиных. А также это памятная достопримечательность города и один из наиболее красивых фонтанов Саратова

Идея «Одуванчика» была привезена в начале 1970-х годов из Австралии Иосифом Дубинским, который был в то время директором цирка. Возвели фонтан в 1972 году.  Сегодня это прекрасное место встреч знакомых и влюбленных, вокруг него на паровозике катаются и гуляют дети.

Памятник Столыпину

Памятник Столыпину в городе Саратове – скульптура, поставленная в честь саратовского губернатора, бывшего в Российской империи премьер-министром, ставшим главным реформатором государства в XX веке. Скульптурная композиция сегодня расположена на пересечении улицы Первомайской с улицей Радищева.

Памятник Чернышевскому

Памятник Чернышевскому – это саратовская достопримечательность, созданная руками архитектора Н. П. Гришина и скульптора Александра Кибальникова. История создания данного памятника непроста и начиналась она в далеком прошлом.

Сегодня памятник Чернышевскому стал символом Саратова. К его памятнику ежегодно приходят люди, ветераны, чтобы возложить цветы в его память.

Памятник влюбленным

Памятник влюблённым в Саратове – это современная скульптура, расположенная на берегу реки Волги, поблизости с ротондой. Его открытие предшествовало празднованию 410-летия города Саратова, событию, состоявшемся в 2000 году. Необычная скульптура представляет собой два лица, друг на друга смотрящих, и выполнена композиция из листового железа. Памятник установили на высокой колонне.

Памятник вскоре приобрел популярность среди местной молодёжи. Они придумали традицию оставлять на нем различные любовные надписи и вязать ленточки, игрушки «на счастье» и колокольчики. На свадебных торжествах, посещение памятника уже давно вошло в обязательную программу фотографий и прогулок молодожёнов.

Памятник песне

Скульптура известной музыкальной теме «Огней так много золотых» в Саратове – это современный памятник в центре города, ставшая символом этого города. Установлена скульптура на пр.Кирова. Бронзовая скульптура изображает юношу, ожидающего с цветами возлюбленную девушку. Памятник символизирует всех холостых парней, которых воспевала песня, ставшая неофициальным саратовским гимном. Часы на фонарном столбе, под которым стоит парень, всегда показывают точное время, играя каждые 15 минут  мотив песни. Сфотографироваться с бронзовым женихом вскоре стало традицией у девушек.

Чертов палец

  «Чертов палец», расположен на склоне Соколовой горы. Именно он считается одним из множества необъяснимых памятников города Саратов.

Поднявшись к окаменелой достопримечательности «Чертов палец», вашему взору открывается необычайный вид на просторы  Зеленого острова,  Саратовский мост, и, конечно же, гладь величественной Волги. Не поленитесь побывать на этом месте, чтобы сделать ряд незаурядных и красивых фотографии. Оно этого стоит!

Театральная площадь

Театральная площадь — это центральная городская площадь в Саратове. Она находится в окружении улиц Максима Горького, Московской и Радищева. История площади началась с утвержденного плана города в 1812 году, получив название Хлебной, она стала одной из торговых площадей вместе с Сенной и Дровяной (сегодня им. Кирова). По построенному деревянному театру в 1815 году, площадь стали называть Театральной.

Сегодня невозможно понять, что здесь находилась крупнейшая торговая площадь Саратова. Видно остатки исторических изменений, когда маленький скверик между музеем и театром расширили и реконструировали, впоследствии открытия памятника, установленного над братской могилой, к годовщине Октябрьской революции, блеклый памятник В. Ленину и небольшой сквер вокруг.

Саратовский мост

Саратовский мост соединяет правый берег реки Волга, где находится сам город Саратов, с левым берегом, где стоит Энгельс. Когда мост возвели в 1965 году, он стал первым мостом в Европе с такой протяженностью, его длина составила 2803,7 метра.

Строительный процесс по возведению железобетонной конструкции длился шесть лет. Процесс был увековечен Олегом Ефремовым, который отснял кинофильм – «Строится мост»

Мост ведет к острову «Покровские пески». Однако по правилам дорожного движения на Саратовском мосту запрещались остановки, потому желающие отдохнуть на пляже, были вынуждены проходить пешком половину моста. Сегодня власти предусмотрели остановку на маршруте Саратов-Энгельс, которая находится вблизи пляжного спуска.

Цирк им.братьев Никитиных.

История цирка началась в далеком 1873 году, когда в Саратов вернулись цирковые артисты и братья – Никитины Дмитрий, Петр и Аким. Вместе с владельцем передвижного цирка Эмануэлем Баранеком, братья стали владеть цирковой ареной. На Митрофановской площади в 1876 году обосновали здание из дерева с парусиновой крышей. Вскоре саратовский цирк этих выдающихся братьев завоевал признание и славу. Он не перестал действовать и в военные годы. Труппа артистов вместе с цирковыми бригадами выезжала на фронт.

В этом цирке выступал не один известный артист – Филатов, Никулин, Дуровы, Назарова, Шуйдин, Бугримова, Кио и другие. Цирк Никитиных представляет зрителям множество программ во любом цирковом жанре. Манеж постоянно меняется по условиям для  ледовой или водной арены. Выступление артистов этого цирка – это всегда море эмоций, восхищения и удивления.

Соколова гора

Одним уникальнейших мест Саратова является Соколиная гора. Прогуливаясь здесь, можно попасть в «Парк Победы», где представлен целый комплекс монументов, памятников, можно побывать в Музее Боевой Славы и обязательно в Национальной Деревне. В «Музее Славы» можно ощутить все величие военной техники нашего времени и оружия времен ВОВ. Просто протянув руку можно коснуться истории.

Если вы поднимитесь на самый пик горы, станете рядом с памятником «Журавли», то весь Саратов окажется на вашей ладони. А памятник «Журавли»? Ведь это шедевр саратовского искусства. Он представляет собой стрелу в сорок метров высотой, на самой верхушке которого двенадцать металлических птиц. Недаром в Саратове есть традиция, благодаря которой молодожены поднимаются к памятнику и возлагают цветы.

Да и вообще, здесь множество увлекательных мест, которые стоило бы посмотреть. Это «Вечный огонь» и эрозионный останец «Три монаха». Останец не является работой рук человека, его создала сама природа. Своим видом он напоминает гигантских размеров поднятый вверх палец, за что местные Саратовцы дали ему имя «Чертов палец».

Церковь «Утоли мои печали»

В Волжском районе города Саратова стоит памятник культурного наследия - православный храм «Утоли моя печали». Своей историей храм упирается в 1903 год, именно тогда архитектор Петр Зыбин создал его проект.  Строительство тут же началось по благословению епископа Саратовского святомученика Гермогена и окончилось в 1906 году. Храм посвящался иконе Божией Матери, заказанной владыкой на Святой Горе Афон.

Во времена Советов храм имел другое назначение – здесь работал планетарий.

В 1960-х с часовен сняли кресты и какое-то время этой часовне пришлось простоять без них. Но уже в 1965 после обращения владыки Пимена к городским властям храм отреставрировали и с разрешения обкома партии Шибаева на купола часовен вернули кресты. С того времени храм стал основной достопримечательностью города, порог которого посетил не один турист.

В 2004 году храм снова прошел масштабную внутреннюю реставрацию, в нем установили новый иконостас, а еще через пару лет провели полную реставрацию внешнего облика храма.

В храме находится библиотека, в каталоге которой насчитывается порядка 8,5 тысяч книг. Здесь проходят занятия православного молодежного общества, а по воскресениям после богослужений настоятель проводит беседы среди прихожан.

Парк Липки

В историческом центре Саратова расположился великолепный парк культуры «Липки», который к тому же является его достопримечательностью.

Это любимое место саратовцев. Ведь в парке можно полюбоваться деревьями и кустарниками, которых столько, что дух захватывает, и невозможно перечесть.

А первые его посадки были еще в далеком двадцать четвертом году девятнадцатого века, которые были посажены мещанином Смирновым и крестьянином Федоровым.

Посаженые первые 1080 лип были огорожены двойным рядом зеленой ограды. Много было всего в истории прекрасного парка.

Теперь парк «Липки» огорожен железной оградой, которая сама является произведением искусства. А ведь сделана она была больше ста лет назад.

В период ВОВ парк, как и многое в те времена в Саратове, пострадал. В 60-х годах началось его благоустройство. Но вот в 90-х демонтировали много памятников известных писателей, ученых и композиторов.

На месте кинотеатра находится красивая лужайка с молоденькими деревцами.

Но, как и раньше, здесь работает библиотека, а детская площадка продолжает радовать малышей.

Сегодня в «Липках» есть даже зона WiFi, что привлекает молодежь, потому что теперь здесь можно не только отдохнуть, а так же и позаниматься своими делами.

Кумысная поляна

Для того чтобы отдохнуть на природе, напитавшись ее красотами и силой, нужно приехать в западную часть Саратова, где раскинулся великолепной красоты лесопарк – Кумысная поляна.

Образована эта зона была еще в девяносто первом году прошлого столетия, а ее созданием стояла цель сохранения природного комплекса лесного массива. Таким образом, образовался загородный шикарный уголок отдыха, где формируется экологическое воспитание жителей Саратова.

В лесопарке проводятся различные работы по его облагораживанию. Вывозится мусор, обустраиваются родники, защищается и охраняется лес, формируется ландшафт и многое другое. Появляются санатории, профилактории и детские лагеря.

А расположилась вся красота флоры и фауны на территории 447 гектаров, на высоте 280 метров. Это площадка Лысогорского плато и его склоны. Здесь есть все – широколиственные леса, зайцы, лисы, кабаны, косули и лоси. Различные насекомые, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Так что у саратовцев и гостей города есть отличная возможность отдохнуть на лоне первозданности.

Саратовский Лимонарий

В Саратове есть два неординарных места, которыми другие города уж точно похвастаться не могу, во всяком случае, не так их по России и много – лимонарий.

Каждый сюда попавший понимает, что оказался в сказке, потому что здесь не только тропическая флора, а так же кристальной частоты воздух. Все это в купе потрясающе влияет на настроение, работоспособность и общее эмоциональное состояние.

Чтобы полностью оторваться от мирских хлопот-забот надо сходить на экскурсию в лимонарий. Каждый взрослый здесь отдохнет и душой и телом.

Если вы сюда придете с детьми, то они могут погрузиться в таинственный мир удивительных растений и прекрасных животных.

Парк им.Горького (Городской парк)

Исторические корни образования уходят в далекий девятнадцатый век. Однако свое существование этой прекрасной зоны как парка началось в 35-ом году прошлого столетия. Именно тогда здесь были построены водные карусели и лодочная станция.

Городской парк пережил и ужасные военные годы. Много чего повидали эти красивые места, но сегодня они встречает саратовцев и гостей города своей красотой и просторами.

Сейчас земли парка принадлежат городской администрации, но не являются охранной зоной. Уже подготовлен проект, по которому территорию парка будут расширять, и выводить ее к Волге.

Тем не менее, парк признали памятником природы областного масштаба. И это благодаря тому, что здесь великолепная дубовая роща, площадь которой 4 гектара. Здесь вас встретит грандиозность и величие пятисот двухвековых дубов, которых  на всей юго-восточной российской части, кроме как в Саратове больше нет. Так же имеются семь великолепных прудов.

Но не только деревья и кустарники растут в этом месте идиллии и чистоты. Однолетние и дикорастущие растения, которые дополняют и создают полную природную гармонию. А значит, отдохнуть в парке и зарядиться неповторимыми эмоциями может каждый, вам только остается сюда приехать!

Саратовский музей стекла

Саратовский музей стекла – это уникальный музей, находящийся в составе предприятий группы «Объединенных стекольных заводов». Начало этому музею положил  ассортиментный кабинет, предназначением которого был сбор образцов серийной продукции и экспериментальных изделий. Вскоре такое собрание превратилось в коллекцию крупных размеров с пятью тысячами экспонатов.

Музей стекла сегодня является необычным заведением, имеющим обширную экспозицию уникальных стеклянных изделий и изящных хрустальных экспонатов. Музей стекла сохранил лучшие традиции, который передал Саратовский завод технического стекла. Его изделия познакомят посетителей с достижениями компаний, представляющих объединение стекольных заводов города. Все изделия, полученные саратовскими мастерами, удивляют необычным дизайном и изящными формами.

Музей им. А.Н.Радищева

Музей художеств имени А. Н. Радищева — расположенный в г. Саратове, представляет собой ведущий художественный музей провинциальной России. В музее открыта библиотека, располагающая коллекцией старинных рукописей и изданий современности. Большой зал музея служит для проведения художественно-литературных собраний и концертов. Музейный лекторий используется для проведения лекций, повествующих о живописи, художественных направлениях, истории развития искусства.

Музей открыт посетителям с 1885 года, став первым из общедоступных провинциальных художественных музеев. Основу экспозиции составили экспонаты, подаренные А. П. Боголюбовым. Создание музея для профессора живописи стало делом жизни, потребовавшим от него множество усилий. Проект здания собственноручно утверждал император Александр III, подарив также много полотен своей коллекции. В коллекции музея позднее были переданы экспонаты из Эрмитажа.

В музейной экспозиции сегодня представлены экспонаты И. Айвазовского, Н. Гущина, В. Сури, К. Малевича, М. Аржанова, И. Шишкина, Ф. Рокотова, П. Кончаловского, И. Репина, Г. Семирадского, О. Кипренского, К. Брюллова, А. Экстер, Э. Фальконе и множества других скульпторов и художников.

Музей краеведения

Саратовский музей краеведения – один из представителей старейших российских краеведческих музеев. Годом его основания считается 1886-й год. Его основателями стали члены Саратовской архивной ученой комиссии, которую создал Н. В. Калачов – сенатор, директор Археологического института и специалист русской истории.

Музейные коллекции взяли свое начало от материалов членов ученой комиссии, а также от пожертвований некоторых частных лиц. Подаренные  монеты 1746-1758 годов врачом Н.И. Кондратьевым, вексель 1799 г. на имя гильдии купца М. А. Устинова, и археологические, нумизматические коллекции саратовского статистического комитета, послужили начальными экспонатами музея. Вскоре, к 1889 году в коллекции насчитывалось 144 предмета.

Дальнейшее увеличение масштабов музея происходило под началом таких хранителей, как  К. Медокс, Б. Зайковский, С. Щеглов, каждый из которых внес в музейное искусство весомый вклад. К их заслугам причисляют составление полного карточного каталога музея, включение в музейную экспозицию документов из архивов комиссии, привлечение специалистов для систематизации палеонтологических находок. Благодаря чему каждый посетитель сегодня может увидеть музейные коллекции, проникнуться историей России и получить бесценный опыт.

Драматический театр им. И.А. Слонова

Академический театр драмы, посвященный И. А. Слонову, взял свое начало с 1803 года. Однажды К.С. Станиславский выразился, назвав его «национальным рассадником культуры». За основу репертуара театральной труппы несколько лет кряду брались классические произведения известных писателей российской истории и зарубежных представителей искусства. Основу популярной театральной школы заложил артист Иван Слонов.

Театр оперы и балета

Оперный театр получил свое начало с открытия первого театра публичного статуса в 1803 году, владельцем которого был помещик Г.В. Гладков. Академический театр оперы и балета Саратова выступал музыкальным центром. Сегодня этот театр следует музыкальным традициям в мировом искусстве. Оригинальность и богатство репертуара всегда были отличительными чертами остальных заведений.

Театр юного зрителя

Театр юного зрителя насчитывает две основные сценические площадки. Ежегодно театр ставит около четырехсот постановок и спектаклей, при этом  десять из них зачастую бывают абсолютными премьерами.

Строительные работы для возведения здания театра велись более 25 лет. Лишь к 2003 году театр начал выступать на Малой сцене здания новой постройки. Полностью строительный процесс был завершен к концу 2011 года. Сегодня его зал рассчитан на 700 мест для любознательных и юных зрителей.

Консерватория

В начале XX века в российском городе Саратов был основан  музыкальный ВУЗ - консерватория имени Леонида Витальевича Собинова. Изначально она носила название Алексеевская консерватория, но в  году была национализирована и в 1935 названа именем Леонида Собинова.

 В состав консерватории входит три концертных зала. Зал под названием "Большой", вместимостью 469 мест, оборудован современной системой кондиционирования, имеет балкон  и партер, оснащен органом и роялями. Зал «Театральный» рассчитан на 216 мест, а малый зал оборудован 100 местами. Особая акустика малого зала позволяет проводить концерты камерной музыки и выступления студентов.

В консерватории из года в год проходит порядка 300 концертов, из которых около 200 проводится на бесплатной основе. Особую роль в деятельности консерватории играют тематические концерты, а также концерты, связанные с важными датами выдающихся музыкантов.

Памятник Гагарину, техникум им.Гагарина

Памятник  Юрию Гагарину в городе Саратов – это памятная скульптура первому космонавту. Военный лётчик, удостоенный звания Героя СССР, а также первого человека, побывавшего в космосе, несколько лет прожил в Саратове. Совершив первый полет вокруг планеты, Гагарин приземлился именно на территории области. В связи с этими причинами в Саратове многие места связанны с жизнью великого Юрия Гагарина.

Место для памятника выбрано удачно! Юрий Гагарин идёт по Набережной космонавтов, весь устремлённый в даль, весь — в будущем. Прекрасная композиция!

 30 сентября 1995 года  официально открыт памятник первопроходцу космоса. Приехало много гостей: Ю.Л. Чернов — автор памятника, В.В. Ковалёнок — лётчик-космонавт, дважды герой Советского Союза, начальник Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е. Жуковского, Б.В. Громов — генерал-полковник, депутат Государственной Думы, Т.Д. Филатова — племянница Ю.А. Гагарина, директор мемориального музея Ю.А. Гагарина на его родине, и другие.

Памятник Саратовской гармошке

Бронзовый памятник гармошке – работа известного скульптора Владимира Пальмина, которая изображает веселого музыканта, сидящего на городской скамейке, в сапогах, картузе и рубахе, с улыбкой наигрывающего переборы на красивой гармошке с колокольцами. Ко всему прочему, памятник также является «музыкальным» – дважды в день он наигрывает песни.

Памятник знаменитой гармошке установлен в центре города Саратова в 2009, прямо перед кинотеатром «Пионер», как напоминание о том, что саратовские гармони – все большая редкостью, которая может вовсе стать забытой историей в недалеком будущем. Для этого, веселый гармонист наигрывает свои мотивы, заинтересовывая все больше людей.

ИСТОРИЯ САРАТОВА

 После второго и последнего основания Саратова на правом берегу Волги в 1670-х годах строительство было начато от современной музейной площади – исторического сердца города и Волжского района в частности. Первыми постройками были Казанская церковь (ныне утрачена, сохранился лишь причтовый дом) и деревянные дома, вскоре сгоревшие во время пожара, коих было множество в истории этой части города. На месте улицы Валовой в те годы находились крепостной вал и ров, город быстро разрастался на юг и постепенно утрачивал значение военной заставы, став к концу XVIII века губернским. В XIX столетии строили уже в основном из камня. В районе Театральной площади находился Верхний базар, рядом с которым к началу XX века после открытия оперного театра и художественного музея сформировался культурный центр Саратова. Наиболее бедным и отсталым местом в городе являлся Глебучев овраг с покосившимися старыми домами и выливавшимися на улицу отходами.

 При советской власти были закрыты храмы, половина из которых была затем методично разрушена. Наиболее трагичной является утрата ансамбля женского монастыря, на месте которого к концу эпохи была возведена гостиница "Словакия", и нового собора. В то же время с первых лет было начато активное благоустройство берега Волги. Вместо закрытых яхт-клуба и передвижных пристаней было проведено берегоукрепление, появился первый речной вокзал, была заложена пешеходная зона – нынешняя Набережная Космонавтов.

Основание города и XVII век

 После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Московское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 годабыла основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 годакнязем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.

Точное место первоначального Саратова неизвестно — оно варьируется от современных левобережной Анисовки напротив Увека до Пристанного на правом берегу Волги. В зиму 1613—1614 годов город сгорел и был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка, в 1617 году. На этом месте его видели Адам Олеарий в 1636 году и Ян Стрюйс:

В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесен на правый берег Волги, в район нынешней Музейной площади.

 В итоге город под названием Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден почти весь город.

 Весь XVII век Саратов и окрестности подвергались разорениям от разных воровских шаек, калмыков и кубанских татар, не перестававших нападать на него вплоть до первой половины XVIII века. В 1670 году Степан Разин подверг город трехдневному грабежу. В 1708 году был в осаде войск Булавина.

Название города

 Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. В недавнем прошлом считалось, что Саратов получил своё название по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Однако ныне эта гипотеза опровергнута, так как Соколовая никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез, которые находят куда меньшее подтверждение, чем вышеприведённые

 «Столица Поволжья»

До конца 1920-х годов Саратов был крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и др.) и нередко неофициально именовался как «столица Поволжья»

В гербе Саратова зашифрован тайный смысл

230 лет назад, 23 августа 1781 года, высочайшим указом Екатерины II был утвержден герб Саратова с описанием: «В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами». Но в нем зашифрованы и другие подтексты.

Автором герба нашего города был граф Франциск Санти, француз, приглашенный в Россию и назначенный на должность составителя гербов личным распоряжением Петра I.

Переплетение смыслов

Идея нашего герба пришла Санти практически сразу – саратовская Волга изобиловала стерлядью, и она считалась самой вкусной из всех рыб. Поле щита он сделал лазурным, что символизирует воду, а рыб расположил так, как будто они плывут навстречу друг другу и при этом образуют собой букву «ижицу» или греческую букву «ипсилон». Это знак выбора достойного пути на перекрестке жизненных дорог. Таков философский смысл саратовского герба.

Но есть в нем и другой подтекст. Количество стерлядей на нашем гербе   совпадает с числом монастырей Саратова, которые были в те времена. Причем такое большое число монастырей в городе, основанном далеко за пределами основных русских территорий, было само по себе необычным. Кстати, их «чрезмерное» количество в здешних краях тоже было связано с рыбой – она издавна считалась христианским символом, знаком благочестия. Вот такое переплетение смыслов.

Первоначальный герб Саратова рассматривался как награда городу со стороны верховной власти. Им гордились, его изображения помещали на главных зданиях, был он и на полотнище флага города. Саратовцы его очень любили, поскольку наш герб, в отличие от символов многих других городов, отличался завидным изяществом и простотой.

Легенды города Саратова

Легенда Соколовой горы

Об этом прекрасном месте существует несколько легенд, вот одна из них:

«В 1660-х годах Саратов был крепостью, которая стояла на горе, неподалёку от крепости росло огромное дерево, на нём жил сокол. Однажды все мужчины крепости отправились в военный поход, а бабы пошли стирать бельё на Волгу, за огнём в печи никто не следил

Горящий уголь упал на пол и начался пожар. Сокол наблюдал за пожаром со своего дерева, он заметил маленькую девочку, на которой загорелась рубашонка. Тогда сокол подлетел, схватил её и потащил к Волге. Бабы заметили пожар и сокола с горящим ребёнком в клюве. Долетев до воды, сокол опустил девочку в реку и повернул обратно.

Пока он нёс девочку, огонь с рубашки перекинулся на его перья, но так как сокол боялся воды, то он решил вернуться на дерево. Бабы набрали в тазы воду и бросились за ним, но было уже поздно. Сокол погиб… Возвратившимся из похода мужчинам женщины рассказали о случившимся, и тогда всей крепостью решили впредь именовать гору в честь героя – Соколовая гора»

Однако это легенда. Историей же и правда доказано, что в давние времена Соколовая гора была покрыта лесом, в котором водились соколы, их отлавливали и доставляли для царской охоты. Видимо, отсюда и название «Соколовая».

Считается, что именно эта гора – от татарского названия Сары-тау

 (жёлтая гора) и дала название городу – Саратов

"С чего начинается Родина"


ОБОРУДОВАНИЕ: Ось времени, три круга разного размера, фотографии, карта Кемеровской области, макет города, герб Белово, гербы стран, глобус, фотография мемориальной доски, заготовки флагов России, фломастеры, проигрыватель.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Экскурсия к школе № 19, беседы с детьми, рассматривание семейных альбомов, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, изготовление оси времени, привлечение родителей к изготовления макета города, работа с картой и глобусом, рассказы о истории города, о её героях.

ЦЕЛЬ: Вызвать интерес к своим близким, самому себе, происхождению своего рода. Развивать познавательные потребности детей. Систематизировать и развивать представления детей о родной стране и своем городе, закрепить первоначальное представление детей об экологии, и ее роли в жизни людей. Начать освоение деятельности моделирования. Воспитывать патриотические чувства, способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

-Дети, я хочу вас пригласить сегодня вместе со мной в путешествие. Вы согласны? Во время путешествия мы поищем ответ на вопрос « С чего начинается Родина?» 
Подвожу детей к фотостенду .Рассматриваем групповую фотографию, отмечаем какая это дружная, веселая семья.
- У всех дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей- наших родных. Я попросила вас принести фотографии ваших родственников. А сейчас подумайте и ответьте, кого называют родственниками ? 
Ответы детей ( бабушек, дедушек, мам, пап и т.д.)
- Правильно. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? 
Ответы детей. 
- Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род- это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Посмотрите на эту ось времени. Вот это вы сейчас. А если взглянуть немного назад, что мы видим? 
Ответы детей. ( дети стали совсем малютками, их держит папа на руках, а вот уже мама и папа стали девочками и мальчиками, а бабушка совсем молодой )
- Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в роду? Почему?
Ответы детей ( потому что они больше всех прожили и всё знают, мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных ситуациях, помогают во всём.)
- Да, верно. И когда вы все вместе собираетесь в своем доме, вам всем становится уютно и светло, от того что вы вместе, рядом. Я знаю, что Алина выучила замечательное стихотворение « Семья». Давайте его послушаем.
« Семья- это слово родное,
Сколько в нем света, добра и тепла.
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги , за все их дела.
Глаза материнские нас согревают
Как солнца сияния они горячи.
А руки отца от беды заслоняют
Забота родных- как солнца лучи.»
- Спасибо, Алина. Ребята, где бы вы не были, но всегда приятно возвращаться домой , к своим родным. И я бы назвала родной дом – моя маленькая Родина. Посмотрите, она похожа на солнышко ( круг желтого цвета), вот такой я её себе представляю. Давайте расположим на ней наш дом: вас, маму, папу ( дети наклеивают на макет изображения)
Физкультурная минутка . « Дружная семья»
- А теперь снова обратимся к оси времени и заглянем немного вперёд. Вот вы уже школьники ,сами ходите в школу, стали самостоятельными и Родина вместе с вами подросла ( показываю круг большого размера) Как вы думаете, что теперь обозначает этот круг? 
Ответы детей (наш город).
- Да, мы живем, учимся и работаем в нашем городе. А как он называется?
Ответы детей. (Белово)
- Кто из вас помнит историю, почему у города такое название?
Ответы детей. ( Фёдор Белов , вольный поселенец, впервые выстроил заимку на берегу реки Бачат, в его честь и был назван город Белово).
- Давайте найдём на карте Кемеровской области наш город.(подходим к карте, находим город Белово)
- Чем славится наш край?
Ответы детей. ( углем, очень много на карте чёрных квадратиков обозначающих уголь)
- А какой праздник мы будем скоро отмечать? 
Ответы детей ( День города)
- Скажите мне ребята как называется посёлок в котором мы живём ?
Ответы детей ( Новый Городок).
- У нас как и любом другом городе есть герои чьим именем названы улицы, города. В школе № 19 . что в нашем посёлке учились мальчики (показываю фотографии ребят и мемориальной доски), за их героизм назвали улицы поселка Ачимова и Багаева.
А какие символы нашего города вы знаете?
Рассказы детей о гербе города Белово.
- Давайте модель герба разместим на макете нашего города ( дети прикрепляют)
- Вот вы и закончили школу и разъехались кто- куда: мальчики в армию, девочки учиться и Родина для вас стала ещё больше (показываю макет большого размера). Что же это теперь ? (показываю на карту) 
Ответы детей .
Физкультурная минутка под музыку « Я, ты, он, она…..»
- Правильно. Россия, наша страна- одна из самых больших в мире. Покажите её на карте
.( дети показывают) . Все в мире знают , что Россия- богатая страна. Давайте подумаем почему? 
Ответы детей. ( недра России хранят огромные запасы богатств: нефть, уголь, золото, камни и т.д)
- У каждого государства есть свой главный город- столица. Как называется столица России?
Ответы детей (город Москва)
- Ребята, какие государственные символики вы знаете?
Ответы детей (флаг, герб, гимн)
- Вы уже знакомы с этими символами. Найдите среди этих гербов герб России. Кто расскажет о нем? ( рассказ ребенка)
- Молодец, Анлрей. Спасибо. Поместите его на нашем макете. А вот флаг нужно будет сделать самим ( дети закрашивают полоски на флаге и проверяют правильность по обратной стороне) . Флаг тоже размещаем на макете.
- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же , как вы мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает , как она называется?
Ответы детей
- Да, это планета Земля. (выставляю глобус, рассматриваем моря, океаны, пустыни, равнины, леса на глобусе
- Как разнообразна, многоцветна земля. Нужно бережно относиться к окружающему миру на нашей планете, потому что – это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать..Отчего же необходимо защищать зеленый дом ?
Ответы детей .( не сорить, не загрязнять воздух, водоёмы, не уничтожать зверей, птиц, рыб и т.д.).
Читаю стихотворение И. Маянина.

Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица, 
И доверяли повсюду нам, 
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету
Во всей вселенной похожей нету, 
Во всей вселенной совсем одна, 
Что будет делать без нас она?

 «Путешествие в историю Древней Руси»

Программное содержание:

1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

4. Расширить знания детей о Несторе – летописце. Рассказать, что монах Нестор составил первое сочинение о Руси “Повесть временных лет”.

5. Продолжать уточнять и систематизировать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

6. Познакомить детей с символикой Мирового Древа, Древом жизни в славянской мифологии. Привлечь к составлению небольших рассказов об его обитателях.

7. Упражнять в умении работать дружно, вместе, заинтересованно при выполнении коллективной постройки: Царь – града.

8. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки, вороги; летопись, монах, келья; богатырь, застава; древо.

9. Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.

10. Продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках, задушевно и напевно петь народные песни.

11. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, к своим предкам и благодарность им.

Материал к занятию: русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня и Сивки Бурки, иллюстрации о богатырях, древнем зодчестве, иконопись, макет Мирового Древа, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, иллюстрации древнего алфавита: “Глаголица”, “Кириллица”, щиты и мечи для богатырей, вышитые платочки, книга “Былины”, карточки для составления рассказов. Запись русской – народной песни: “Ах, ты степь, широкая”. Театрализованные костюмы для Нестора – летописца, Кирилла и Мефодия, Бабы – Яги, конструктор для постройки Царь – града.

Предварительная работа: чтение книг: З.В. Левицкая “История Отечества для детей”, И.Ф. Виноградова, Л. А. Соколова “Моя страна Россия”, А.В. Смирнов “Сказы края Московского”, Н.И. Надеждин “Богатыри и витязи Русской земли ”.

Заучивание стихов из книги В. Степанова “Моя родина - Россия”, И. Никитина “Русь”, Е. Груздевой “Русь моя”. Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками. Оформление альбома “Мой край родной”.

Методические приемы: Дети вместе с бабушкой Маланьей под русскую – народную песню “Ах, ты степь, широкая” змейкой заходят в зал и приветствуют гостей.

Бабушка Маланья: (просит детей посмотреть налево, где виднеется “Древняя Русь”) Детушки, посмотрите, там, в дальнем– далике виднеется Древняя Русь. Нравится она вам? Эх, оседлать бы Сивку – Бурку, взлететь к самым небесам и окинуть взором нашу великую Русь - матушку. Так и хочется воскликнуть: “Ух, красотищи – то сколько!” Как же нам досталось такое невиданное богатство? Именно, об этом мы сегодня и узнаем из нашего путешествия. Хотите ли вы отправиться вместе со мной в путешествие по Древней Руси?

Дети: Да.

Бабушка Маланья: Но прежде чем отправиться в дальний путь, давайте послушаем замечательное стихотворение о нашей Родине.

Ребенок читает стихотворение И. Никитина “Русь”.

Бабушка – Маланья: Начинаем наше путешествие. (Звучит русская – народная музыка “Вижу чудное приволье”). Детушки, посмотрите, что это за камень лежит у дороги и черный ворон на нем сидит? Давайте прочитаем, что на нем написано.

Кто прямо пойдет,

Тот Древнюю Русь попадет! (на старославянском языке).

Бабушка Маланья: Вы все поняли, о чем здесь написано?

Дети: Нет.

Бабушка Маланья: Почему?

Дети: Это старославянские слова. Так говорили и писали наши предки.

Бабушка Маланья: Правильно, так раньше говорили и писали наши предки. Детушки, путь нам предстоит длинный и Сивка – Бурка сегодня не помощник. Как говорится в народной пословице “Медленнее идешь – быстрее придешь”. Но сначала давайте посмотрим на карту (показывает) и узнаем, откуда пошла земля Русская. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называется Россией, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?

Дети: Славяне.

Бабушка Маланья: Правильно, славяне. В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Дунай (показать на карте). Как вы думаете, как им тогда жилось?

Дети: Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно, радостно, вольготно, широко.

Бабушка Маланья: Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Не ушли бы миролюбивые славяне с освоенных земель, но стали их теснить более сильные соседи. Часть славян двинулась на север и на запад, другие на юг, а наши с вами предки – ушли далеко на восток. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали?

Дети: Мы обо всем узнали из летописи.

Бабушка Маланья: Правильно, из великой книги – летопись. Расскажите, что такое – летопись?

Дети: Летопись – это произведение, где монахи описывали, как наши предки жили в древние времена.

Бабушка Маланья: Совершенно верно. Летопись – это древнее историческое произведение, в которой по годам или летам (отсюда и название – лето или год) описывалось все, что происходило на русской земле в древние времена. А вы знаете, кто был самым известным летописцем?

Дети: Самым известным летописцем был монах Нестор.

Бабушка Маланья: Правильно, дети. Много было летописцев: это и Сильвестр, и Лаврентий, и Симон. Но самым известным был Нестор – летописец. Благодаря его труду мы с вами можем ответить на многие вопросы седой древности. Как назвал монах Нестор свой великий труд?

Дети: Нестор – летописец свой труд назвал – “Повесть временных лет”.

Бабушка Маланья: Правильно, эта первая летопись называется “Повесть временных лет. Ну, что – же детушки, пойдем прямо, как написано на камне (идут прямо по залу). Посмотрите налево, там недалеко виднеется монастырь, а в открытое окно можно увидеть монаха Нестора в его келье. Он что – то пишет.

Сценка: “Нестор - Летописец”.

Бабушка Маланья: Давайте не будем мешать Нестору – летописцу создавать свое произведение и пойдем дальше. Куда же мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли к Мировому Древу.

Бабушка Маланья: Кто из вас знает, что такое Мировое Древо?

Дети: Мировое Древо – это самый большой и красивый дуб. Ветви его простираются над миром и поднимаются высоко в небо, а корни уходят глубоко в землю.

Бабушка Маланья: Почему его назвали Мировым Древом?

Дети: На Мировом Древе все жили в мире и согласии.

Бабушка Маланья: Дети, древние мастера и художники оставили нам богатое наследство. Они запечатлели на своих полотнах замечательные образы святых, людей, животных, деревьев. Но есть там одно особое дерево, Мировое Древо. Правильно вы о нем рассказали. Корни его уходят глубоко в землю, а могучие ветви достигают небес. По древнему преданию живут там все боги, святые, звери, птицы и люди в мире и согласии. Давайте и мы создадим такое Древо.

(Дети берут по одной картинке, рассказывают о ней и помещают на Древо).

Бабушка Маланья. Детушки, совершая это путешествие, вы все очень устали. Сядем на лужайку, что находится перед нами, и отдохнем. Посмотрите, к нам приближаются два человека.

(Сценка “Просветители Кирилл и Мефодий”).

Бабушка Маланья: Спасибо Вам Кирилл и Мефодий за замечательные подарки. Может, останетесь у нас.

Кирилл и Мефодий благодарят за приглашение и уходят.

Бабушка Маланья: Дети, братья Кирилл и Мефодий родились в городе Солуни. С тех пор, как они создали эту славянскую азбуку – ее называют “Кирилицей”, по имени ее создателей. Давайте и мы с вами рассмотрим этот древний алфавит. Братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, в честь них открыты церкви, так как они совершили великий подвиг – подвиг просветительства. В нашем городе есть храм в честь святых Кирилла и Мефодия, а 25 мая все славяне отмечают День славянской письменности. Ну что – же продолжим наше путешествие по Древней Руси.

Бабушка Маланья: Ребята, посмотрите на эту книгу. Она называется “Былины”. Расскажите, что такое былины?

Дети: Былины это русские народные песни о подвигах богатырей. Былина – старина, “старинушка”, о действие происходящем в прошлом.

Бабушка Маланья: Кто сказывал былины?

Дети: Былины сказывал боян – певец в Древней Руси.

Бабушка Маланья: Кто изображен на первой странице книги?

Дети: Самый сильный богатырь земли русской Илья Муромец.

Бабушка Маланья: Правильно, богатырь Илья Муромец. Каких еще богатырей вы знаете?

Дети: На Руси еще были богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Садко, Никита Кожемяка.

Бабушка Маланья: Для чего нужны были богатыри?

Дети: Защищать землю Российскую от злых ворогов.

Бабушка Маланья: Как выглядели богатыри? На чем ездили?

Дети: Богатыри были сильными, высокими, рослыми, крепкими и кони у них были, как и они богатырские.

Бабушка Маланья: Как одевались богатыри?

Дети: Одежда богатырей состояла из шлема, кольчуги, шею защищала сетка – бармица. На ноги они надевал поножи, а на руки – поручи.

Бабушка Маланья: Расскажите мне ребятушки об оружие богатырей.

Дети: У богатырей были: копья, булавы, мечи, лук и для него в колчане стрелы.

Бабушка Маланья: Молодцы, много знаете про богатырей. А сейчас узнаем про их заботы.

(на фоне музыки звучат слова: “Нет, не перевились еще богатыри на земле русской”.

Мальчики:

Наша сила велика

И крепка у нас рука.

Ты, вражина, убирайся,

А не то намнем бока.

(Под музыку “Богатырская наша сила” мальчики пляшут с мечами и щитами в середине пляски к ним присоединяются с платочками девочки).

В конце пляски девочка говорит слова:

Мы платочки вышивали,

Встречи с вами ожидая.

Вас защитники Руси

Благодарим от всей души.

Девочки дарят платочки “богатырям”, а взамен получают мечи и вместе уходят.

Бабушка Маланья. Вот мы и узнали как, готовятся богатыри к защите своей Родины.

Бабушка Маланья: Очень любили славяне сочинять сказки. Глянет наш предок в небо и захочется ему полетать, как птица, чтобы все страны увидеть. Для этого, он придумал ковер – самолет, захочется ему быстро пробежаться по лугам заливным и придумает сапоги – скороходы. Много в сказках и были, и небылиц. Но почти во всех найдется маленькая избушка на курьих ножках. Там живет……

Дети: Баба – Яга.

Бабушка – Маланья: Правильно, Баба – Яга. Лучше Бабы – Яги стражника и придумать трудно. И хоть слово “ягаться” у наших предков означало кричать, ругаться, но в русских народных сказках с Бабой – Ягой всегда можно было договориться. Перед словом ласковым даже Яга человеком становится и всегда во всем готова помочь.

(под музыку появляется Баба – Яга).

Баба – Яга: Пролетала я мимо и услышала, как вы тут про меня говорите. Я, и правда, хорошая. Это про меня специально придумали, что я злая, коварная, чтобы пугать детей. А вы меня не боитесь?

Дети: Нет.

Баба – Яга: Я тоже знаю много сказок и былин. Но в последнее время увлеклась отгадыванием кроссвордов. А вы хотите отгадать мои кроссворды?

Дети: Да.

(Баба – Яга загадывает загадки, а дети по первым буквам отгадок составляют слово – Россия).

Баба – Яга: Вот какие вы молодцы! Все умеете: и загадки отгадывать, и слова составлять. Какое замечательное слово составили – Россия! А пословицы про Русь знаете? Расскажите мне их.

Дети называют пословицы: “Нет земли краше, чем Россия наша”. “Кто за Родину горой – тот истинный герой”. “Чужбина – калина, родина - малина”. “Жить – Родине служить”. “Береги землю любимую, как мать родимую”.

Баба – Яга: Молодцы! Много пословиц назвали. А знаете, куда я хотела попасть? Хотела Царь – град посмотреть, но забыла “старая”, что этого града давно уже нет.

Бабушка Маланья: Как это так нет! А мы очень хотели завершить свое путешествие по Древней Руси в этом старинном красивом граде и вернуться обратно. Ну ладно, Баба – Яга не переживай, сейчас наши дети построят Царь – град. У нас есть настоящие зодчие. А чертеж у тебя есть?

Баба – Яга: (ищет в карманах и находит чертеж). Вот смотрите, нашла. Я пролетала мимо, когда строился этот город, и сделала наброски.

(Дети собирают Царь – град по чертежу, Баба – Яга хвалит их в конце строительства).

Баба – Яга: Какие вы дети умницы, как постарались, настоящие мастера! А за это я вас угощу напитком по древнему рецепту. Как он вкусно пахнет! Я смешала молока, немного сахара, добавила немного свежей малины и взбила все. Мне очень нравится такой напиток. А еще для вас я в печке блинов напекла. Вы, детушки, знаете, что такое блины?

Дети: Блины – это древнее русское блюдо.

Баба – Яга: Правильно, блины одно из древних блюд русской кухни. Слово “блин” происходит от слова “молоть”. “Млин” означает изделие из “намеленного” или мучное изделие. Блины на Руси пеклись круглые, словно солнышко. Вот и возьмите мои угощения с собой, подкрепитесь, когда вернетесь, так как путь – дороженька вам предстоит обратно длинная.

(Баба – Яга прощается с детьми).

Бабушка Маланья: Вот и закончилось наше путешествие в историю Древней Руси. Вы увидели, как хранили Русь – матушку для нас с вами наши предки и мы давайте будем заботиться, беречь её для наших потомков.

Мальчик и девочка читают стихотворение Е. Груздевой “Русь моя”.

Дети поют песню “Песня о Родине” (слова И. Лейне и В. Рысай, музыка В. Алексеева).

Бабушка Маланья и дети прощаются с гостями и уходят.

«Наше государство - РФ. Символика страны: герб, флаг, гимн»

Цель: Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.        

Задачи:

Обучающие: углубить знания и представления детей о Родине – о России. Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Расширить представления детей о Москве – главном городе, столицы России.

Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям. Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории, уважение к флагу, гербу, гимну.

Оборудование. Карта, картинки – государственные символы России, портрет президента РФ. Контуры флага, краски.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы патриотического содержания, посещение музея, праздники и развлечения в ДОУ.

Ход НОД:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Воспитатель: Дети, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша страна. Как, вы думаете, что такое Родина? (Где мы живем).

Воспитатель: Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Наша с вами малая родина - наш город Радужный. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (В России).

Воспитатель: Вслушайтесь в это слово - Россия, Русь. Какие слова мы слышим, когда произносим это слово? (роса, рослый, русый, русло, русский).

Наша страна самая большая в мире. В России много рек, озер, лесов, степей, есть даже пустыни, моря и океаны. Наша страна очень богата, в её недрах есть залежи каменного угля, газа, нефти, алмазов, золота. Любить Родину - это значит, беречь её, трепетно относиться к своей любимой земле. У каждой страны есть свои отличительные знаки (Дети показывают и называют: флаг, герб, гимн).

Воспитатель: Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. На государственном флаге России мы видим 3 цветных полосы, одинаковые по размеру, расположенные по горизонтали. (Вверху - белая полоса, означает мир и чистоту совести. В центре – синяя полоса, означает небо, веру и правду. Красная полоса – нижняя, символизирует огонь и отвагу).

Д/игра «Раскрась флаг»

Детям даются контуры с тремя полосками.

Воспитатель: Когда вывешивают Государственный флаг РФ? В какие праздники?

(В День победы и в День Защитника Отечества, можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада на Красной площади в Москве, в момент возложения венков или цветов к могиле Неизвестного солдата).

Воспитатель: Это флаг Президента России он называется штандартом, у него особая квадратная форма. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома. Кто у нас президент?

(В Москве работает правительство нашей страны и наш президент В.В. Путин).

Воспитатель: А какой главный город в России? (Москва).

Воспитатель: Москву мы называем столицей нашей Родины. Москва очень большой и красивый город, там много достопримечательностей: Кремль, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Большой театр. В Москве много парков и скверов, веселых аттракционов и кафе. Кто покажет на карте столицу нашей Родины город Москва?

(Дети показывают столицу нашей Родины город Москва.)

Государственный флаг - важнейший символ государственной и национальной независимости. Поэтому надо быть очень внимательными. Нашему бело-сине-красному флагу больше трехсот лет. Где можно увидеть флаг?

(Флаг поднят на зданиях, его вывешивают в дни праздников. Флаг развевается на мачтах российских кораблей, изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях. Дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники). 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы многое рассказали о нашем флаге.

Заучивание пословиц и поговорок:

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

РОДНАЯ СТОРОНА МАТЬ, А ЧУЖАЯ - МАЧЕХА.

БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ.

ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ СИЛ НЕ ЖАЛЕЙ.

ВЕЛИКА СВЯТОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ, А ВЕЗДЕ СОЛНЫШКО.

КАЖДОМУ СВОЙ КРАЙ СЛАДОК.

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА.

Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц и поговорок? (Ответы детей)

Физкультминутка «Раз и стану я землёй».

РАЗ – и стану я землёй,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА – и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви, пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ – сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы друзья!

Воспитатель: Второй символ нашего государства - это герб.

Герб - отличительный знак государства. Дети, расскажите, что изображено на гербе России? (Ответы детей)

Воспитатель: Золотой двуглавый орел на фоне красного щита означает силу и непобедимость нашей страны.  У орла две головы, что означает - наше государство очень большое и единое. В нем живут люди разных национальностей.  Над головами орла - короны. Это означает, Россия живет по своим Законам.  Он держит скипетр - символ власти и державу - золотой шар, знак могущества, единства.  На груди орла изображение всадника - это Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, с копьем в руке побеждает черного дракона. Черный дракон - это символ зла. 
Верно, ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. 
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу Добра над злом. 

Дети, расскажите, где можно встретить изображение герба?  (На знаменах и печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, 
на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках). 
Воспитатель:  Молодцы, очень много рассказали о нашем гербе. 

А сейчас мы поговорим о гимне. У каждого государства есть свой Гимн. Где можно услышать гимны государства?

(Каждое утро с гимна начинается новый день, его можно услышать на спортивных соревнованиях; Олимпиадах в моменты награждения, в школах в начале учебного года)

Воспитатель: ГИМН - это торжественная песня. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине - России, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Дети, а что вы можете рассказать о нашем гимне? (Ответы детей). 

Воспитатель: Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.  При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.  Гимн всегда поют и слушают стоя.  Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. Дети, а сейчас мы встанем и послушаем главную песню нашей Родины. 
ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» муз. А. Александрова слова С. Михалкова 

Воспитатель: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам государства надо относиться с уважением, чтить их как память прошлого и достояние современности. Дети, а как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы? 

(Мы граждане большой, красивой и сильной страны.  Мы гордимся ее заслугами и достижениями. Переживаем вместе с ней горе и радости. Мы будем стараться сделать Россию еще богаче и сильнее).

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе
«Путешествие по нашему городу Саратову»

 

Цель:

Заинтересовать детей путешествием по воображаемому городу. Создать обстановку, в которой будет происходить развитие воображения детей. Помочь им освоить объективный мир взрослых, используя творческую игру как подготовку к участию в общественной жизни.

Воспитывать у детей необходимые волевые качества личности: чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, соблюдение правил и умение подчиняться им.

 

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию по достопримечательностям нашего города.

«Не лыком шит, как говорится,

И веку новому под стать.

Есть чем Саратову гордиться

И есть что миру показать».

(Детям показывают фотографии города, звучит гимн Саратова.)

На каком транспорте мы поедем, мы с вами знаем, а вот наши гости не знают. И я предлагаю вам загадать им загадку про этот транспорт.

Дети загадывают загадку:

«Что за чудо? Синий дом, окна светлые кругом.

Носит обувь из резины, а питается бензином».

Гости отгадывают.

- Правильно, мы поедем на автобусе. Вы будите пассажирами. А кто еще есть в автобусе? (водитель, кондуктор). Напомните мне, что делает кондуктор: продает билеты и следит за порядком в автобусе. Правильно, а выбрать водителя и кондуктора нам поможет считалка.

Выбирается водитель и кондуктор.

Воспитатель:

Подходите к кондуктору за билетами и занимайте свои места. А билетиком сегодня у нас является улыбка. Показали билетик-улыбку кондуктору и проходите в автобус. Все разместились? Вспомним правила поведения в транспорте.

Дети:

- «Мы в автобус дружно сели, еле-еле все успели,

За билетик заплатили, взрослым место уступили.

Не толкались и не дрались, тихо говорить старались.

В заднюю дверь мы входили, из передней выходили.

Мальчики помочь сойти девочкам не позабыли».

Звучит «Песенка о дружбе».

И первая наша остановка «Цирк братьев Никитиных».

Звучит песня В. Шаинского «Цирк, цирк, цирк».

Воспитатель:

Нас ждет экскурсовод. Кто такой экскурсовод: человек, который рассказывает об истории и достопримечательностях города.

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята!

Наш цирк называется «цирк братьев Никитиных». Основан он более 100 лет назад. Наш саратовский цирк известен во всем мире. Два брата Никитиных построили это здание. Раньше цирк был под открытым небом, артисты выступали прямо на улице. Сейчас артисты выступают на арене, у них очень красивые костюмы. В цирке есть оркестр. (Детям предлагается для просмотра фотографии цирка.)

Дети благодарят экскурсовода.

Садимся в автобус, едем дальше. Звучит «Песенка о дружбе».

Следующая остановка «Кумысная поляна».

Экскурсовод:

«Здравствуйте, ребята. Вы приехали на Кумысную поляну. Сейчас я вам расскажу легенду о том, почему это место так называется.

Легенда: «Было это в древние времена. Наступал великий голод. Люди голодали, хуже всего приходилось детям. И вот однажды один старичок сказал детям, что в лесу есть поляна, на которую приходят пастись лошади. И пошли дети в лес искать ее. Долго-долго ходили они, выбивались из сил, легли и заснули. А когда проснулись, то увидели, что на поляне пасутся дикие кобылицы. Подошли кобылицы к детям и напоили своим молоком. А лошадиное молоко называется кумысом. С тех пор дети не голодали. А поляну, на которую приходили кобылицы, стали называть Кумысной поляной. (Дети рассматривают фотографии Кумысной поляны.)

Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше.

А где наш автобус остановится сейчас, вы узнаете из загадки.

Экскурсовод: «Во всех театрах артисты выступают,

А в этом театре куклы играют

Очень большие и все как живые».

Дети, вы приехали к кукольному театру «Теремок».

В театре живут и выступают куклы, здесь всегда весело и много детей.

Наш кукольный театр был построен почти 80 лет назад. Этот театр не был закрыт даже во время Великой Отечественной войны и работает в наши дни. Все дети с удовольствием посещают наш театр. (Дети рассматривают фотографии театра.)

Воспитатель: «Отправляемся дальше. Давайте с вами вспомним правила поведения в транспорте».

Звучит «Песня о дружбе».

Экскурсовод: Ребята, посмотрите! Мы подъехали к очень красивому зданию.

Это Саратовская государственная консерватория имени Собинова.

Здесь учатся музыке и готовят артистов для всех театров уже более 100 лет. А еще наш Саратов знаменит музыкальным инструментом – Саратовской гармоникой. Эту гармонику делают только в Саратове. Это наша с вами гордость. И учат играть на ней только в нашей консерватории. Давайте послушаем звучание этого инструмента. (Дети слушают звучание гармошки, рассматривают фотографии консерватории.)

Звучит песня «Журавли»

Следующая остановка «Соколовая гора».

Экскурсовод предлагает детям послушать легенду.

Давным-давно на небольшой горе стояло дерево, на котором находилось гнездо сокола. В нем жила соколиная семья. А у подножья этой горы жили люди. Каждый день взрослые уходили добывать себе пищу, мужчины на охоту и рыбалку, женщины – собирать грибы и ягоды, а дети оставались со стариками, которые за ними смотрели. И вот однажды дети развели костер. Начали прыгать через него, и одна искра попала на одежду мальчика, одежда сразу вспыхнула. Все испугались и никто не смог ему помочь. И тогда сокол слетел с высокого дерева, взял мальчика в свои сильные когти и перенес к реке, бросил в реку, тем самым затушив пожар. А сам возвратился в гнездо, но не заметил, что одна искра попала на перья, а затем загорелось гнездо. Вся соколиная семья погибла. Но люди не забыли сокола и назвали гору Соколовой горой, в память о том, как гордая птица спасла мальчика ценой своей жизни.

Воспитатель: «Сейчас на Соколовой горе находится Парк Победы, где люди могут отдохнуть, побывать в музее под открытым небом, и посмотреть различные виды техники военных лет и новые виды техники».

Ребята, вам понравилась экскурсия? Какие у нас были замечательные экскурсоводы, а теперь мы проходим в автобус и под веселую песенку возвращаемся.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Роль семьи в воспитании патриотических    чувств у дошкольников»

  К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

 Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

 Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

 Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

   Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. .

 В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

 Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

 Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .

  Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

 Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

 Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

    Рекомендации для родителей.

   Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

    Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

    Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

    Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    Расширяйте собственный кругозор

    Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

     Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

     Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...