познавательно-исследовательская деятельность «В лаборатории Снеговика»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Овчинникова Елена Владимировна

технология личностно-ориентированного взаимодействия, познавательно-исследовательская деятельность  «В лаборатории Снеговика»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_snegovik.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

(технология личностно-ориентированного взаимодействия)

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром)

Тематическая неделя : «Зимушка - зима»

Тема: «В лаборатории Снеговика»

Группа, возраст воспитанников: средняя группа,  4 года

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,  познавательное развитие.

Цель: создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности  воспитанников в процессе решения практических заданий.

Задачи:

Поощрять выражение  собственных мыслей, чувств.

Способствовать формированию умения   детей работать в группе и индивидуально.  

Организовать пространство способствующее развитию устойчивого интереса к опытно – экспериментальной деятельности.

Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка

Формы организации НОД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей:  фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы, приемы: решение проблемной ситуации (поиск способов помощи персонажу); игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героев), наглядный метод (схема); словесный (объяснение, вопросы, индивидуальные ответы детей);  практические методы; поощрение; создание ситуации успеха.

Предварительная работа: проведение опытно – экспериментальной деятельности по ознакомлению со свойствами воды; беседа о свойствах снега, о зиме, о зимних явлениях природы; чтение «Заюшкина избушка»,  

Материал и оборудование:

Раздаточный материал:  Мерные стаканчики, ложечки, трубочки, тарелочки (по три штуки) на каждого ребенка.

Оборудование:  Фартуки, шапочки, чашка со снегом, гель из памперса, схемы экспериментирования, кувшинчики  с водой,  стол для экспериментирования.

Этапы ОД

Содержание ОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые

результаты

Время на проведения этапа

Психологический настрой

Приветствие, установление зрительного контакта.  Ребятам предлагается  посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, передать частичку своего хорошего настроения другому.

Раздается звук – (кыш – кыш, хлопанье крыльев, кар – кар)                                        Вопрос: Как вы думаете, а что это может быть? (предположения детей)

Обращает внимание детей на посторонние звуки.

Приветствуют друг друга. Проявляют эмоции. Выдвигают свои предположения.

Ребенок обладает развитым воображением

2 мин

Мотивационно-побудительный

 Входит грустный Снеговик.  Снеговик: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) А вы узнали, кто я? (ответы детей)
Воспитатель: Проходи, Снеговик, мы очень рады тебя видеть. Ой, а почему ты такой невеселый?
Снеговик: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я не вкусный. Рассердилась и улетела. И мне стало очень грустно. Почему я не яблоко или клубничка…

Организует  пространство.

 

Эмоционально включает в действие, слушание.

Воспринимают  информацию.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют

 Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами

1 мин

Основная

часть

прием «Помоги» (ребенок реализует свою значимость оказывая помощь сказочному персонажу)

Создание ситуации успеха

Приобретение нового знания

Снеговик: Ребята, а почему ворона так сказала? (ответы детей, возможен вариант, что Снеговик сделан из снега).

Снеговик: Я сделан из снега? А что такое снег? А что снег не вкусный? Нет, нет не верю! Это надо проверить, у меня есть сказочная лаборатория,  хотите отправиться со мной туда? А как вы думаете, на чем можно туда отправиться? (предположения детей) А на ковре – самолете хотите? Только туда без специальной одежды не пускают, а у меня она кстати с собой (надевают шапочки и фартуки)                                                       Воспитатель: летите со Снеговиком, а я вас буду здесь ждать.
Закроем глазки, посчитаем до 5 и окажемся в вашей лаборатории
(закрывают глаза, раздвигается занавес, проходят к столам для экспериментирования). Подходят к столу и Снеговик говорит: Ой, а где же снег, и откуда здесь вода? (дети говорят, что он растаял). Не может быть? У меня есть еще снег (достает чашку со снегом из импровизированного холодильника).  А каким образом он растаял? (прием «Помоги»)             А как вы думаете, что еще можно сделать, чтобы снег растаял? (предположения детей, согреть в ладошках, положить в теплую воду и т.д..)Кто хочет, положите свой снежок в воду, а кто хочет, погрейте в ладошках. (прием «Пила»)   (экспериментируют со снегом, объясняя снеговику, о свойстве снега таять в тепле). А пить эту воду можно? (Нет, она грязная). Ребята, посмотрите,  а в этих стаканах у меня чистая вода и эту воду пить можно. Хотите попробовать эту воду? Какая она на вкус? (Вода не имеет вкуса).   
Дети (снег – это замерзшая вода, а вода не имеет вкуса).

Снеговик: А когда мы испытываем жажду и очень сильно хотим пить, то какой нам кажется вода? (вкусной, сладкой). Спасибо ребята, что вы объяснили мне свойства снег. Вы такие умные, такие молодцы. (прием обволакивания). А когда я шел к вам, я заметил, что на асфальте снег тает, почему? Как вы думаете, неужели асфальт подогревают? (предположения детей). А хотите узнать почему и даже попробовать провести этот опыт сами? (накладывают в тарелки ложку снега , сверху на него ложку соли, снег тает)

Снеговик: А у меня для вас сюрприз, я тоже знаю один опыт. У меня есть волшебный порошок, с помощью которого я могу сделать такой снег, который не будет таять в тепле. (Показать детям емкость с наполнителем из памперса) Ой, я уже забыл, как он делается? Ну ничего у меня есть вот что! Только что – то тут не понятное? (показывает детям схемы сколько чего добавить, чтоб получить искусственный снег, дети объясняют и предлагают  сделать по схеме). Дети играют со снегом, рассматривают его. Снеговик: значит какой я? (ответы детей, безвкусный, красивый, полезный). Спасибо ребята! У вас все получилось, потому что вы  умные, внимательные, сообразительные, смелые и добрые! (прием «Гейша»). А теперь вам пора возвращаться в детский сад, проходите на ковер – самолет, он вас отвезет. До свидания, до встречи на прогулке!

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Поощряет детей к высказываниям.
Инициирует общее обсуждение.

Вовлекает детей в практическую деятельность. Оказывает  необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

Способствует  работе детей в парах и индивидуально.

Наблюдает за детьми во время выполнения заданий.  Стимулирует взаимодействие детей  в достижении результата

В случае затруднения одних детей, ориентирует  более успешных на помощь.

Работают индивидуально и в парах. Рассуждают, взаимодействуют со сверстниками в процессе работы.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют.

 

 Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;                           стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает   в   действиях;  

Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;                 Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.         

15 мин

Рефлексия

Воспитатель: Помогли вы Снеговику? Вы   сделали   доброе дело. Какое? (показали Снеговику, что хоть он и не вкусный, но полезный)  

Какой опыт вам больше всего понравился? А что было  самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел отметить? Почему?

Молодцы! А нам пора возвращаться в группу.

 

Подводит  итоги  НОД с разных точек зрения: качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Намечает перспективы дальнейшей деятельности

Высказываются по поводу качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. Оценивают  результат индивидуальной и совместной деятельности.

   

Способен   сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Познавательно-исследовательский проект по теме "Лаборатория звука"

1.Познавательно - исследовательский проект по теме«Лаборатория звука»1.1 ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ I этап: - Определение проблемы - Выбор темы проекта - Определение цели проект...

Познавательно – исследовательский проект «Вот так чудо – Снеговик»

В наше время актуальным становится вопрос экологического воспитания и образования детей. Проектная деятельность является наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования. Акту...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...